Лекция для студентов 2 курса Московского авиационного института.
Лекционный курс 2024-2025 уч. года
Тема лекции: ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗДОРОВЬЯ
Т.Г. Львова - Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания МАИ
(обновление лекции сделано в сентябре 2024 г. Львовой Т.Г.)
Вопросы к лекции:
- Понятие «здоровье».
- Продолжительность жизни, причины смертности и факторы, влияющие на продолжительность жизни.
- Физическая культура как средство сохранения и укрепления здоровья.
- Здоровый образ жизни молодежи и студентов.
- Правильный режим дня.
- Сон как главная составляющая здоровья и здорового образа жизни
- Закаливание, его средства и методы
- Рациональное питание в здоровом образе жизни
- Пагубные воздействие табакокурения, алкоголизма и наркомании.
Содержание лекции частично цитируется по: Львова Т.Г., Якубенко Я.Э. Теоретические основы физической культуры студентов (для дистанционного обучения в период изоляции). – М.: Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (МАИ), 2020. – 105 с.
В содержании лекции частично используется текст лекции д.п.н. профессора Коджаспирова Ю.Г. «Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья» – М., б/и, 2004. – 19 с.
Использованы материалы с сайта Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) https://www.who.int/ru, дата обращения 05.11.2024 г.
1.Понятие «здоровье», его содержание и критерии
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье как состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней или физических дефектов.
Это определение приводится в Преамбуле к Уставу Всемирной организации здравоохранения, принятому Международной конференцией здравоохранения (Нью-Йорк, 19-22 июня 1946 г.) и подписанному 22 июля 1946 г. представителями 61 страны. Определение вступило в силу 7 апреля 1948 г., с тех пор это определение не менялось (http://www.who.int, дата обращения 05.11.2024 г.).
Определение понятия «Здоровье» – это лишь один из принципов ВОЗ, которые изложены в преамбуле ее Устава, и которых ВОЗ по-прежнему придерживается. Вот эти принципы.
- Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов.
- Обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав каждого человека без различия расы, религии, политических убеждений, экономического или социального положения.
- Здоровье всех народов является основным фактором в достижении мира и безопасности и зависит от самого полного сотрудничества отдельных лиц и государств.
- Достижения любого государства в области улучшения и охраны здоровья представляют ценность для всех.
- Неравномерное развитие в разных странах мер в области здравоохранения и борьбы с болезнями, в особенности с заразными болезнями, является общей опасностью.
- Здоровое развитие ребенка является фактором первостепенной важности; способность жить гармонично в меняющихся условиях среды является основным условием такого развития.
- Предоставление всем народам возможности пользования всеми достижениями медицины, психологии и родственных им наук является необходимым условием достижения высшего уровня здоровья.
- Просвещенное общественное мнение и активное сотрудничество со стороны общества крайне важны для улучшения здоровья народа.
- Правительства несут ответственность за здоровье своих народов, и эта ответственность требует принятия соответствующих мероприятий социального характера в области здравоохранения.
Отечественные ученые многократно пересматривали и пытались найти наиболее точное и полное определение понятия «здоровье».
Основатель валеологии (науки о здоровом образе жизни) И.И. Брехман рассматривал здоровье человека «как способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации» (см. Брехман И.И. Введение в валеологию – науку о здоровье. М., 1990. Цит. по: http://www.grandars.ru/college/medicina/zdorove.html, дата обращения 17.11.2017 г.).
«Здоровье человека – это процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни» (Чумаков Б.Н. Валеология: Учеб. пособие, 2-е изд. - М.: Педагогическое общество России, 2000. – 407 с.).
Часто цитируется высказывание академика Ю.П. Лисицына, согласно которому «...здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта, оно – состояние, которое позволяет человеку вести нестесненную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни, т.е. испытывать душевное, физическое и социальное благополучие» (там же).
Существуют и другие, более сложные, определения здоровья, однако определение ВОЗ является наиболее универсальным и используется повсеместно.
Физическое благополучие как составляющий компонент понятия здоровья включает уровень роста и развития органов и систем организма, а также текущее состояние их функционирования. Основой этого процесса являются морфологические и функциональные преобразования и резервы, обеспечивающие физическую работоспособность и адекватную адаптацию человека к внешним условиям.
Два базовых понятия – адаптация и гомеостаз – помогают наиболее полно характеризовать составляющие понятие «здоровье» компоненты (Коджаспиров Ю.Г., 2004).
На физиологическом уровне основу здоровья составляет гомеостаз, или способность организма обеспечивать постоянство своей внутренней среды вопреки внешним изменениям. Согласно принципу гомеостаза, здоровье сохраняется, если поддерживается постоянство внутренней среды организма. И, наоборот, оно ухудшается (возникает болезнь), если нарушение гомеостаза носит устойчивый характер (Г.К. Зайцев, 1997).
Организм человека не всегда находится в состоянии равновесия или уравновешенности с окружающей средой. Он постоянно приспосабливается к естественно меняющейся окружающей среде, реагируя на поступающие из нее сигналы. Поэтому жизнедеятельность, а значит и здоровье, человека наряду с гомеостазом обеспечиваются еще одной фундаментальной способностью организма, которая называется адаптацией.
Приспособление к новым условиям, или адаптация, достигается ценой расходования функциональных ресурсов организма. И если «плата за адаптацию» выходит за пределы его резервных возможностей, то появляется опасность поломки адаптационного механизма и возникновения болезни.
Какие же физиологически обоснованные факторы наиболее перспективно использовать для увеличения резервов здоровья? Прежде всего, это физические упражнения, выполняемые в аэробном режиме с максимальным потреблением кислорода. Именно под влиянием аэробной тренировки в организме повышается количество «свободной энергии», увеличивается мощность коронарных, респираторных, эндокринных, буферных и иных резервов организма, а также происходит перекрестная адаптация, в результате которой повышается устойчивость человека к различным стрессорным воздействиям патогенного характера (Г.Л. Апанасенко, 1992).
Для улучшения адаптации к внешним условиям лучше всего использовать такие средства физической культуры, как физические упражнения с аэробным механизмом энергообеспечения, в основном циклического характера. К таким упражнениям относятся ходьба, скандинавская ходьба, бег на средние и длинные дистанции, плавание, лыжные гонки, гребля на байдарках и каноэ, езда на велосипеде, некоторые другие.
Самым лучшим аэробным упражнением во всем мире считается ходьба не менее 30 мин.
В светлый период суток, на свежем воздухе. Ходьба нормализует давление и кровообращение, увеличивает объем мозга, вызывает рост новых нейронов, вырабатываются гормоны счастья – серотонин и допамин.
Интересный факт: официально рекомендуемая в странах Западной Европы норма ходьбы для поддержания работы сердечно-сосудистой системы – 10 000 шагов в день.
Цифры «10 000 шагов» имеет следующее происхождение: в 1960-х в Японии пользовался спросом шагомер, который назывался «Манпо-Кей», что с учетом восточного колорита в переводе с японского означал «измеритель десяти тысяч шагов» (Цитируется по: Men's Health. - 2016. Апрель. – С.26). Это число хорошо запоминалось, а впоследствии научные исследования подтвердили положительный эффект для здоровья именно 10 000 шагов.
Современные беговые приложения к мобильным устройствам или фитнес-трекеры, в виде умных часов, фитнес браслетов и колец.
На экране вашего смартфона или носимого устройства отображаются преодоленная вами дистанция, время и скорость, ЧСС и другие параметры, в зависимости от датчиков, установленных в устройстве.
В настоящее время научно-технический прогресс и развитие цифровых технологий обеспечивают благоприятнейшие условия для занятий аэробными упражнениями.
Психическое или душевное благополучие как составляющий компонент понятия здоровье – это состояние психической сферы, которое определяется мотивационно-эмоциональными, мыслительными и нравственно-духовными компонентами. Основой его является состояние эмоционально-когнитивного комфорта, обеспечивающего умственную работоспособность и адекватное поведение человека. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями удовлетворения этих потребностей (http://www.grandars.ru/college/medicina/zdorove.html, дата обращения 17.11.2017).
Выделяют несколько признаков, по которым можно судить о состоянии психического, или душевного благополучия человека (В.С. Фомин, 1996; Г.К. Зайцев, 1997 и др.).
- Первый признак – это отсутствие выраженных психических расстройств и отклонений, проще говоря – неврозов, и так называемых пограничных состояний. Причиной нервных отклонений и расстройств обычно являются психические стрессы, которые возникают либо в ситуациях угрозы, опасности, обиды и других психотравмирующих условий (эмоциональный стресс), либо в связи с информационной перегрузкой и невозможностью справиться с поставленной учебной, теоретической или иной задачей (информационный стресс).
- Второй признак - наличие резерва психических возможностей (резерва психической адаптации), благодаря которому личность может преодолеть неожиданные трудности, возникающие в исключительных обстоятельствах. Этот резерв, с одной стороны, обусловлен наследственными факторами (особенностями темперамента и нейродинамическими характеристиками протекания корковых и вегетативных процессов), а с другой – психологической подготовленностью человека (его умениями управлять своими эмоциями и выполняемой деятельностью, несмотря на сбивающие психогенные воздействия).
Среди средств, повышающих психическую устойчивость личности к стрессам, наиболее эффективными так же оказываются физические упражнения, выполняемые в аэробном режиме.
ВОЗ уделяет особое внимание психическому здоровью детей и подростков.
Так и в этом, 2024 г., одним из главных вопросов здравоохранения, которые обсуждались в ВОЗ, стало психическое здоровье детей и подростков.
Интересный факт: 10 октября – Всемирный день психического здоровья, отмечается с 1992 г., в нашей стране с 2002 г. Каждый год посвящен своей теме.
Для студентов наибольший интерес представляет 2018 г., тема которого звучала так: «Молодые люди и психическое здоровье в окружающем мире».
А работающих студентов заинтересует тема 2024 г.: «Психическое здоровье на рабочем месте».
Что же касается здоровья детей и подростков (ВОЗ определяет этот возраст как 10-19 лет, 19 лет – это старшие подростки), то в посте от 10 октября 2024 г. ВОЗ обращает внимание на следующие факты (текст цитируется по https://www.who.int/ru (дата обращения 05.11.2024).
Психические расстройства наблюдаются у каждого седьмого человека в возрасте 10–19 лет в мире; на них приходится 15% от глобального бремени болезней в этой возрастной группе.
- Депрессия, тревожность и поведенческие нарушения входят в число ведущих причин заболеваемости и инвалидности среди подростков.
- Самоубийства – третья по значимости причина смертности в возрастной группе 15–29 лет.
- Непринятие мер борьбы с нарушениями психического здоровья в подростковый период чревато последствиями, которые распространяются и на взрослый возраст, негативно влияя как на физическое, так и на психическое здоровье и ограничивая возможности для полноценной взрослой жизни.
По оценкам, психическими расстройствами страдает каждый седьмой подросток в возрасте 10–19 лет в мире (14%); но такие проблемы, как правило, игнорируются и остаются без лечения.
Подростки с нарушениями психического здоровья особенно уязвимы для таких явлений, как социальная изоляция, дискриминация, стигматизация (ограничивающие их готовность обращаться за помощью), трудности в учебе, рискованные формы поведения, физическое нездоровье и нарушения прав человека.
ВОЗ обращает внимание на детерминанты психического здоровья, отмечая, что: «Подростковый возраст – важнейший период развития социальных и эмоциональных навыков, важных для психического благополучия. К ним относятся формирование здорового режима сна; регулярная физическая активность; развитие навыков в области преодоления трудных ситуаций, решения проблем и межличностного общения; и обучение эмоциональному самоконтролю. Большое значение имеют безопасные, благоприятные условия в семье, школе и сообществе в целом» https://www.who.int/ru (дата обращения 05.11.2024).
Также ВОЗ обращает внимание на различные виды расстройств.
Эмоциональные расстройства включают тревожные расстройства (которые могут включать панику или чрезмерное беспокойство) и депрессию, у которых есть ряд общих симптомов, включая быстрые, неожиданные изменения настроения.
Тревожные и депрессивные расстройства могут привести к серьезному снижению посещаемости и успеваемости в школе. Социальная отчужденность может усугублять изоляцию и ощущение одиночества. Депрессия может приводить к самоубийству.
Поведенческие нарушения. Это синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), характеризующийся трудностями с концентрацией внимания и/или чрезмерной активностью и действиями без учета последствий. А также расстройство поведения (при котором возникают такие симптомы, как деструктивное, проблемное поведение). Поведенческие нарушения могут негативно влиять на обучение подростков и повышают риск противоправного поведения.
Расстройства пищевого поведения, такие как нервная анорексия и нервная булимия, обычно возникают в подростковом и юношеском возрасте. При расстройствах пищевого поведения наблюдаются аномальное пищевое поведение и фиксация на теме еды, которые в большинстве случаев сопровождаются беспокойством по поводу массы тела и физической формы. Такие расстройства чаще встречаются у девушек, чем у юношей. Расстройства пищевого поведения могут иметь негативные последствия для физического здоровья и нередко сосуществуют с депрессией, тревожными и наркологическими расстройствами. Данные расстройства повышают вероятность самоубийства. Нервная анорексия может быть причиной преждевременной смерти, часто вследствие осложнений, требующих медицинского вмешательства, или самоубийства, и смертность от нее выше, чем от любого другого психического расстройства.
Психотические расстройства – это расстройства, характеризующиеся психотическими симптомами, чаще всего возникают в позднем подростковом или раннем взрослом возрасте. В число симптомов могут входить галлюцинации и бред, а также шизофрения. Психотические состояния могут серьезно нарушать способность подростка участвовать в повседневной жизни и получать образование. Во многих случаях они приводят к стигматизации и нарушениям прав человека.
Самоубийство и самоповреждение. Самоубийства – третья по значимости причина смертности старших подростков и молодых взрослых (15–29 лет). Факторы риска самоубийства разнообразны и включают вредное употребление алкоголя, жестокое обращение в детстве, стигматизацию при обращении за помощью, препятствия для получения помощи и доступность средств совершения самоубийства. Цифровые СМИ, как и любые другие средства массовой информации, могут играть значительную роль в усилении или ослаблении усилий по профилактике самоубийств.
Рискованные формы поведения
Многие формы поведения, связанные с риском для здоровья, такие как употребление психоактивных веществ и рискованное сексуальное поведение, берут свое начало в подростковом возрасте. Рискованные формы поведения могут быть неудачными попытками справиться с эмоциональными трудностями и могут иметь тяжелые последствия для психического и физического благополучия подростка.
Молодым людям угрожает повышенный риск формирования пагубных привычек к употреблению психоактивных веществ, которые могут сохраняться на протяжении всей жизни. В 2019 г. во всем мире отмечалась высокая (22%) распространенность употребления алкоголя среди подростков в возрасте 15–19 лет.
Обеспокоенность вызывает также употребление табака и марихуаны. Многие взрослые курильщики попробовали свою первую сигарету в возрасте до 18 лет.
Совершение насилия представляет собой рискованную форму поведения, которая может повышать вероятность низкой успеваемости, травматизма, вовлечения в противоправную деятельность или смерти.
ВОЗ разрабатывает стратегии, программы и инструменты для оказания содействия правительствам в предоставлении подросткам необходимой медицинской помощи.
Например, осуществляется совместная инициатива ВОЗ и ЮНИСЕФ по повышению эффективности мер политики и программ в области психического здоровья подростков «Содействие процветанию подростков» (HAT). Усилия в рамках Инициативы направлены, в частности, на укрепление психического здоровья и профилактику психических заболеваний. Кроме того, они призваны предотвратить самоповреждение и другие виды рискованного поведения, такие как пагубное употребление алкоголя и наркотиков, которое негативно отражается на психическом и физическом здоровье молодых людей.
Тема психического здоровья в докладе ВОЗ напрямую касается наших студентов, которые очень часто поступают в вуз в возрасте 17 лет, имея за плечами многие из перечисленных нарушений психического здоровья.
А мы вернемся к третьему компоненту здоровья – к социальному благополучию.
Социальное благополучие также можно рассматривать через понятия «гомеостаз» и «адаптация», но уже к условиям общественной жизни.
Так, принцип «сохранения здоровья» проявляется в механизмах социальной защищенности граждан, гарантирующих им относительное материальное благополучие и стабильность жизнедеятельности – неотложной медицинской помощи, социального обеспечения и т.д.
А принцип «повышения резервов здоровья» связывается с правами граждан на свободное и активное проявление своих биологических и социальных возможностей и их реальное воплощение в действительность.
Уровень социального благополучия зависит от того, какому варианту адаптационного процесса индивид отдает предпочтение: надеется ли он больше на социальную поддержку со стороны (пассивная позиция) или старается достигнуть социальных благ своими собственными усилиями (активная позиция) – пытается энергично проявить себя в учебе, спорте, общественной или трудовой деятельности, больше двигаться, развиваться умственно и физически, закаляться, беречь нервы, не курить, не употреблять наркотиков и алкоголя, а также прочих разрушителей здоровья и жизненного благополучия.
Спортсмены в этом плане являются прекрасным примером социальной адаптации по активному типу. За время своих выступлений в соревнованиях они зарабатывают достаточные суммы денег, чтобы обеспечить себя, своих детей и родственников жильем, медицинской страховкой, дорогим обучением и т.д.
Очень часто спортсмены – чемпионы мира и Олимпийские чемпионы используют спорт как социальный лифт и после завершения спортивной карьеры занимают высокие посты в управлении государственными или общественными организациями.
В качестве примера мы можем упомянуть Олимпийскую чемпионку по фигурному катанию Ирину Роднину, хоккеиста, ставшего министром спорта РФ Вячеслава Фетисова (ныне они оба депутаты Госдумы Российской Федерации), а также бывшего губернатора штата Калифорния (США) Арнольда Шварценеггера.
Многие известные спортсмены успешно развивают свой бизнес.
Например, фигурист Илья Авербух, у которого свое ледовое шоу.
Или его конкурент фигурист Евгений Плющенко, у которого также свое ледовое шоу.
Но есть примеры и пассивной социальной адаптации среди высококвалифицированных спортсменов, которые не смогли воспользоваться социальным лифтом, не сумели социально адаптироваться после окончания спортивной карьеры к новым условиям жизни, и их судьба сложилась трагически.
Самый яркий пример – легендарный форвард московского «Динамо» Эдуард Стрельцов, который после блестящих выступлений попал в тюрьму и провел там много лет, не сумев восстановить после выхода на свободу свой высокий социальный статус.
Или упомянутый нами в прошлой лекции Диего Марадона, проживший всего 60 лет, 30 из которых он стремительно повышал свой социальный статус, а вторую половину жизни также стремительно его понижал.
Некоторые ученые выделяют не два, а три типа социальной адаптации, или три типа жизненной позиции: активную, пассивную и агрессивную.
Но любая из выбранных вами жизненная позиция и межличностные отношения определяют адекватность взаимодействия с внешней средой (биологической и социальной) и способность эффективно трудиться и социализироваться (http://www.grandars.ru/college/medicina/zdorove.html, дата обращения 17.11.2017).
Интересный факт: 7 апреля – Всемирный день здоровья.
Мы забыли упомянуть еще один достаточно важный термин.
В определении понятия «Здоровье» упоминается «отсутствие болезней».
Что обозначает термин «Болезнь»?
Болезнь (по определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ)) – это нарушение нормальной жизнедеятельности организма, обусловленное функциональными и\или морфологическими (структурными) изменениями, наступающими в результате воздействия эндогенных и/или экзогенных факторов (Цит. по: Анваев А.Н. Полный курс здоровья для всей семьи. – М.: АСТ, 2017. – С.12).
Продолжение лекции следует.
Читайте предыдущую лекцию по ссылке ниже:
Ставьте лайки и подписывайтесь, если еще этого не сделали. Впереди еще очень много интересного!
Подписывайтесь также на другие мои каналы:
Ютуб канал «Физкультурное образование»
Телеграм канал«Татьяна Львова Физкультурное образование»
Дзен канал «Татьяна Львова Популярная эзотерика»
Телеграм канал «Популярная эзотерика»