Лекция для студентов 2 курса Московского авиационного института.
Лекционный курс 2024-2025 уч. года
Тема лекции: ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА
Т.Г. Львова - Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания МАИ
(обновление лекции сделано в октябре 2024 г. Львовой Т.Г.)
Вопросы к лекции:
- Основные понятия физкультурно-спортивной науки.
- Физическая культура и спорт как социальный феномен современного общества.
- Средства физической культуры.
- Социальные функции физической культуры.
- Формирование физической культуры личности.
- Современное состояние физической культуры и спорта.
- Физическая культура как учебная дисциплина высшего профессионального образования и целостного развития личности.
В содержание лекции используются материалы учебного пособия: Львова Т.Г., Якубенко Я.Э. Теоретические основы физической культуры студентов (для дистанционного обучения в период изоляции). – М.: Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (МАИ). – 2020. – 105 с. ISBN 978-5-9971-0619
1. Основные понятия физкультурно-спортивной науки
Изучение теории физического воспитания, как и любой другой научной и учебной дисциплины, начинается с освоения ее основ – понятийного аппарата. Необходимо четко определить наиболее общие исходные понятия, которые относятся к изучаемому объекту, и уточнить их связи с основными смежными понятиями. Понятийный аппарат физкультурно-спортивной науки достаточно многообразен и специфичен и насчитывает многие десятки специальных терминов.
К основным понятиям относятся: «физическое воспитание», «система физического воспитания», «физическая культура», «физическая подготовка», «физическое развитие», «физическое совершенство», «спорт».
- Физическое воспитание – это вид воспитания, специфическим содержанием которого является обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.
- Система физического воспитания – это исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, научно-методические, программно-нормативные и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенство людей.
- Физическая подготовка в широком смысле трактуется как процесс воспитания физических качеств и овладения базовыми (жизненно важными) движениями.
- Физическая подготовка в узком смысле (в теории и практике спорта) трактуется только как процесс воспитания физических качеств.
ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ПЯТЬ: ВЫНОСЛИВОСТЬ, БЫСТРОТА, СИЛА, ГИБКОСТЬ, ЛОВКОСТЬ (КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ).
- Физическое развитие понимается как процесс и результат изменения биологических норм и функций организма человека, достигнутый под влиянием наследственности, окружающей среды и уровня двигательной активности.
- Физическое совершенство – это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни (А.М. Максименко, 2001, с.11-21).
Вся деятельность физкультурно-спортивного движения в Российской Федерации определяется таким документом, как Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 04.12.2007 N 329-ФЗ.
В этом законе содержится еще ряд определений, связанных с физической культурой и спортом.
Например, такие: вид спорта, детско-юношеский спорт, корпоративный спорт, любительский спорт, массовый спорт, профессиональный спорт, студенческий спорт.
Спорт в ФЗ определяется как сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним.
Спорт высших достижений - часть спорта, направленная на достижение спортсменами высоких спортивных результатов на официальных всероссийских спортивных соревнованиях и официальных международных спортивных соревнованиях.
Корпоративный спорт - часть массового спорта, направленная на физическую подготовку, физическое развитие работников, членов их семей, а также на организацию и проведение физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий среди указанных работников, членов их семей, в том числе реализуемая при содействии работодателей, физкультурно-спортивных обществ.
Любительский спорт - часть массового спорта, направленная на организацию и проведение спортивных соревнований, которые не связаны с подготовкой спортивных сборных команд Российской Федерации и спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации и участие в которых не направлено на систематическое получение дохода и не является трудовой функцией спортсменов, принимающих участие в таких соревнованиях (далее - любительские спортивные соревнования).
Массовый спорт - часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическую подготовку граждан посредством их вовлечения в систематические занятия физической культурой и спортом путем предоставления возможности для проведения организованных и (или) самостоятельных занятий и (или) для участия в физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях.
Студенческий спорт - часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическую подготовку обучающихся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, их подготовку к участию и участие в физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, в том числе в официальных физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях.
Также даются определения понятиям «Физическая культура», «Физическое воспитание», «Физическая подготовка».
Они не слишком сильно отличаются от тех определений, которые мы привели выше и тех, которые вы встретите далее в тексте этой лекции.
2. Физическая культура и спорт как социальный феномен современного общества
Термин «физическая культура» является центральным понятием всего физкультурного образования. Термин встречается не только в профессиональной сфере, но и в обычной жизни. В постижении смысла физической культуры происходит парадоксальная ситуация. Чем чаще на обыденном, житейском уровне мы пользуемся термином «физическая культура», тем дальше удаляемся от понимания ее истинной сущности.
Можно ли всякую деятельность, связанную с физическими нагрузками (бытовую, трудовую, военную и т.д.) идентифицировать с физической культурой? Такое утверждение было бы неправильным. Культура – это, прежде всего, основной способ, а также мера человеческого развития. Не всякий труд или боевые действия развивают человека в гуманном направлении, нередко бывает наоборот.
Когда в процессе эволюции человек начал преобразовывать окружающую природу не грубыми невежественными способами, а подлинно гуманными и целесообразными, когда человек пытается совершенствовать свою телесность, умственные и физические способности в соответствии с объективными законами – только тогда его деятельность можно назвать по-настоящему культурной. Отсюда, в самом первом приближении, физическая культура есть способ и мера преобразования человека, его собственной природы и двигательных способностей.
Физическая культура – это вид культуры, содержанием которой является оптимальная двигательная деятельность, построенная на основе материальных и духовных ценностей, специально созданных в обществе для физического совершенствования человека. (А.М. Максименко, 2001, с.7-8)
Ценностный аспект физической культуры представлен обширной совокупностью материальных и духовных ценностей, специально созданных для эффективного физического совершенствования человека.
Материальные ценности воплощены в физкультурно-спортивных сооружениях (стадионы, бассейны, залы), специальном оборудовании и инвентаре (легкоатлетические и гимнастические снаряды, лыжи, мячи, тренажеры и т.д.).
Вы можете по следующим ссылкам посмотреть другие примеры современных материальных ценностей физической культуры.
Духовные ценности физической культуры представлены исторически отобранными и апробированными на практике физическими упражнениями, сконцентрированными в форме гимнастики, спорта, игры и туризма, основанных на физической активности.
Кроме того, к духовным ценностям физической культуры относятся накопленные практикой и наукой специальные физкультурные знания, отраженные в соответствующих теориях физической культуры и спорта, и содержащиеся в различных методических пособиях, учебниках, монографиях, справочниках достижений, правилах соревнований.
При этом важно отметить, что все эти предметные материальные, а также духовные ценности значимы не сами по себе и не для всех, а лишь по мере их вовлечения в сферу физкультурной деятельности людей. Например, бассейн для человека, который не желает в нем заниматься, вряд ли представляет какую-то реальную ценность. Люди же, приобщенные к физической культуре, данные ценности осваивают, с пользой применяют, а по возможности и развивают (А.М. Максименко, 2001, с.9-10).
Большой спорт обычно считают сферой, состояние которой наиболее точно отражает успехи социума в деле совершенствования физической культуры.
Вопрос о том, какое место спорт высших достижений занимает в системе физической культуры, иногда решается очень прямолинейно. Считается, например, что спорт высших достижений (в лице своих атлетических видов) является наиболее концентрированным выражением достижения общества современного общества в развитии физической культуры. Соответственно полагают, что спортсмен высокого класса безоговорочно должен быть признан человеком, физическая культура которого отвечает самым высоким стандартам.
Если возможны в отношении культурного развития спортсмена какие-то сомнения, то они, как правило, касаются его интеллектуального, эстетического или нравственного или какого-либо иного развития, но только не физического. За такими утверждениями стоит ошибочная убежденность, что сами по себе функциональная подготовленность и высокие физические кондиции человека – это и есть то, что само по себе непосредственно воплощает и выражает суть физической культуры личности (Визитей Н.Н., 2005, с.217).
С другой стороны, широко распространено следующее мнение: спорт высших достижений (в его сегодняшнем варианте) не способствует здоровью и долголетию человека.
Сторонники вредоносного воздействия спорта на здоровье человека приводят в пример не доживших до 60 лет известных спортсменов.
Это Диего Марадона (1960-2020), чемпион и серебряный призёр мировых первенств по футболу, чемпион Аргентины, обладатель Кубка Испании, Кубка лиги Испании и Суперкубка Испании, двукратный чемпион Италии, обладатель Кубка и Суперкубка Италии, победитель в Кубке УЕФА, умерший от сердечной недостаточности, цирроза печени, заболевания почек и др.
Такая же ранняя смерть постигла Анфису Резцову (1964-2023), советскую и российскую биатлонистку и лыжницу, чемпионку и призерку Олимпийских игр, чемпионку мира и многократную победительницу других соревнований.
Но в противовес этой точки зрения в интернете можно найти информацию об олимпийских чемпионах, доживших до 100 лет и более.
Вернемся к теме соотношения физической культуры и развития физических качеств.
Можно ли считать, что человек в полной мере обладает физической культурой, если традиционно принимаемые в качестве важнейших такие физические качества, как сила, выносливость, быстрота, не имеют значительных кондиций, т.е. ниже «нормативного», среднестатистического уровня?
Может ли человек наращивать и укреплять свою физическую культуру, улучшать ее показатели вопреки процессам биологического старения организма? Может ли конкретный пожилой человек быть признан субъектом высокой физической культуры не только среди своих сверстников?
Интересный факт: в октябре 2011 г. британец индийского происхождения Фауджа Сингх, 1911 г.р., пробежал полную марафонскую дистанцию в столетнем возрасте. В Торонто (Канада) он преодолел 42 километра 195 м за 8 часов 25 минут и 16 секунд, заняв 3850-е место. Сингх является многократным мировым рекордсменом для мужчин, разменявших девятый десяток. Бегать он начал в 1992 г., когда умерла его жена. Он объясняет свою хорошую форму диетой (карри и чай) и хорошим настроением. В 2012 г. Сингх также съездил в Северную Америку, но предпочел короткую дистанцию в 5 км.
Такими же феноменальными долгожителями-физкультурниками являются (или, к сожалению, являлись) Эрнестина Шепард, Роберт Маршан.
Эрнестина Шепард – это старейшая женщина-бодибилдер в мире, 1936 года рождения (88 лет). Занимается бодибилдингом с 56 лет. Поучаствовала в 9 марафонах.
Роберт Маршан, французский велогонщик, прожил долгую и насыщенную жизнь (1911-2021). Начал заниматься велоспортом в 67 лет. В 2012 году Маршан установил абсолютный рекорд в возрастной категории старше 105 лет, проехав за один час на велодроме Сен-Кантен-ан-Ивелин 22,5 км.
К сожалению, на долю людей, родившихся в нашей стране в начале ХХ века, выпало столько испытаний, связанных с мировыми войнами, Великой Отечественной войной и другими потрясениями, что наших столетних физкультурников такого уровня несколько меньше. Или же их не так сильно пиарят.
Список долгожителей-физкультурников можно продолжать до бесконечности, но мы перейдем к следующему феномену, связанному с понятием «физическая культура».
Может ли физически больной человек или человек, имеющий врожденные или приобретенные увечья, считаться человеком, который в полной мере обладает физической культурой?
Интересный факт: южноафриканцу Оскару Писториусу (родился в 1986 г. в г. Претория, ЮАР) в 11 месяцев удалили обе ноги ниже коленей, поскольку в них от рождения не было костей. Это не помешало мальчику учиться в обычной школе и увлекаться такими видами спорта, как легкая атлетика, регби, теннис, водное поло и борьба. Все это он делал на протезах. Затем Писториус решил специализироваться на беге и выиграл «серебро» и «бронзу» на Паралимпийских играх в Афинах в 2004 г., затем выиграл 3 золотые медали на Паралимпийских играх в Пекине в 2008 г. Оскар Писториус добивался права участвовать в обычных Играх Олимпиад в Пекине, но чиновники международных спортивных организаций не давали разрешения, классифицируя его пружинящие карбоновые (углепластиковые) протезы как средство, дающее ему преимущество перед другими бегунами. Тем не менее по решению спортивного суда в Лозанне Писториус был допущен до отборочных соревнований Чемпионата мира 2011 г. по легкой атлетике в Тэгу (Южная Корея), выполнив квалификационный норматив, пробежав 400 м за 45,07 секунды. Писториус вошел в состав олимпийской сборной ЮАР на Игры ХХХ Олимпиад 2012 г. в Лондоне. Он занял второе место на предварительном забеге на 400 м. и вышел в полуфинал, заняв в итоге общее 23 место. К сожалению для всех болельщиков, в 2014 г. О. Писториус был осужден по обвинению в убийстве своей подруги, южноафриканской фотомодели, отсидел 10 лет и уже вышел на свободу.
Судьба современных российских паралимпийцев не столь трагична.
Пережив в детстве и юности тяжелые заболевания или получив тяжелые травмы, наши паралимпийцы, например бегун Александр Яремчук, пловец Владимир Даниленко (серьезные ограничения функций рук, ног и туловища), метатель клаба, вида булавы Александр Чуркин (нарушение координации, метает с инвалидной коляски), таэквондист Алиасхаб Рамазанов (среди спортсменов с ампутацией одной руки или пальцев ног) успешно выступили на Паралимпийских летних играх в г. Париж (Франция) в 2024 г. и завоевали там медали.
Надеюсь, что судьба будет к ним более благосклонна, чем к Оскару Писториусу.
Вернемся к вопросу о том, может ли человек с возрастом наращивать потенциал своей физической культуры? Ведь для других видов культур, например, музыкальной, художественной и т.д. вопрос соотношения возраста и культуры не обсуждается.
Как соотносятся между собой физическая культура и другие виды культур?
В отношении большинства иных видов культурного развития человека, как правило, даются утвердительные ответы. Вполне признано, что человек может на протяжении практически всей своей жизни наращивать и укреплять свою интеллектуальную или эстетическую, а тем более нравственную культуру. Если же мы ставим под сомнение возможность увеличивать потенциал своей физической культуры в течение всей жизни, то мы должны рассматривать физическую культуру как не равнозначное явление по отношению к другим видам культуры, не связанную с иными типами культуры и не обусловленную ими.
Сложность проблемы физической культуры также обусловлена тем, что часто понятие «физкультурная деятельность», под которой понимается целенаправленное использование двигательной активности для развития физических качеств или для решения задач рекреации, реабилитации и др. полностью отождествляется с деятельностью по развитию физической культуры.
Рассматривая феномен физической культуры, следует прежде всего принимать во внимание, что перед нами один из вариантов культуры как таковой, т.е. многопланового целостного феномена (нравственной, интеллектуальной, эстетической и др. видов культур), имеющего дело с человеческой телесностью (Н.Н. Визитей, 2005, с.217-232).
Чем отличаются физическая культура и спорт? Это схожие или разноплановые явления?
Отличаются физическая культура и спорт прежде всего постановкой целей и задач.
Спорт высших достижений – это (в большинстве случаев) вид деятельности, в котором физическая активность представлена в формах, где объемы и интенсивности нагрузок наиболее значительны и где решаемые двигательные задачи характеризуются высокой технической и тактической сложностью.
Спорт также определяется как воспитательная, игровая, соревновательная деятельность, основанная на применении физических упражнений и направленная на достижение социально значимых результатов (ценностей). Термин «спорт» происходит от английского слова, которое первоначально обозначало радость в движениях, приятное времяпровождение, развлечение, деятельность, требующую мышечного напряжения, желания выделиться (Н.И. Пономарев, 1984, с.3).
Спорт в широком смысле определяется как собственно соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, а также межчеловеческие отношения и нормы, присущие этой деятельности:
- Спорт является собственно соревновательной деятельностью, т.к. он зародился в обществе исключительно для эффективного развития человеческих способностей, а также для их объективного сравнения и оценки. Все остальные виды деятельности (труд, наука, искусство и др.), в которых также присутствует соревновательные начала, возникли и используются главным образом для производства материальных и духовных ценностей.
- Специальная подготовка к соревновательной деятельности в спорте осуществляется в форме спортивной тренировки; вся система спорта построена на таких его глобальных установках, как углубленная специализация, круглогодичная и многолетняя тренировка, обязательная система прогрессирующих поощрений за достижения и т.д.
- Межчеловеческие отношения и нормы в спортивной деятельности приобретают характер исключительной конкретности и определенности. В частности, разрабатываются положения о соревнованиях, сами состязания осуществляются по единым, обязательным для всех участников, правилам, нарушения которых ведет к наказанию. Состав действий соревнующихся строго унифицирован (вес снаряда, соперника, дистанции и др.) (А.М. Максименко, 2001, с.18).
3. Средства физической культуры
Физическая культура (имеется в виду прежде всего физическая культура личности) и физическое воспитание для достижения своих целей используют следующие группы средств:
- физические упражнения (основное средство)
- оздоровительные силы природы и гигиенические факторы (вспомогательные средства).
Эти средства имеют разные педагогические возможности. Так, для развития физических качеств прежде всего используются физические упражнения, но их использование будет правомерно только в том случае, если человек здоров, для достижения чего, в свою очередь, используются оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.
Например, полноценное занятие для развития силы с использованием упражнений типа жима штанги лежа (любимое занятие современных студентов), подтягиваний, отжиманий, упражнений с гантелями и др. можно проводить только в том случае, если студент здоров (желательно, чтобы лето он провел на море, используя для закаливания солнце, воздух и воду), не страдает алкоголизмом, наркоманией и табакокурением, он выспался, поел, занимается в правильное время суток и т.д.
Заметим, что в последние несколько лет снизилась возможность использовать физические упражнения на первой паре (9.00-10.30), т.к. подавляющее большинство студентов хронически не высыпается из-за невозможности засыпания хотя бы в 23.00, большинство ложатся спать после 24.00 и опаздывают на первую пару, и их физическое состояние не дает возможность полноценно решать задачи физического воспитания и физического развития личности. Таким образом, все средства физического воспитания и физической культуры должны использоваться комплексно.
Средство – это то, что применяется для достижения цели. Средствами физического воспитания называют то, что используется в целях укрепления здоровья, всестороннего развития организма, физических способностей, двигательных навыков и передачи знаний, т.е. для решения задач физического воспитания (Чермит К.Д., 2005, с.26). Физические упражнения определяются как основное и специфическое средство физического воспитания, носят характер сознательных двигательных действий, оказывают системное воздействие на человека (совершенствуют физические и психические свойства, формируют личностные качества и т.д.).
Физические упражнения представляют собой двигательные действия человека, выполняемые так, как это необходимо для реализации задач физического воспитания. Иначе говоря, это есть двигательная активность человека, организованная в соответствии с закономерностями физического воспитания (Матвеев Л.П., Новиков, 1976, с.64).
Физическое упражнение – раздражитель психобиологической сферы человека с целью его развития (биологическая сторона). Физическим упражнением можно считать совершенно любое двигательное действие, которое выполняется человеком по закономерностям физического воспитания с целью воздействия на собственную психобиологическую сферу (педагогическая сторона) (Максименко, с.64).
Физическое упражнение – это основное и специфическое средство физического совершенствования, особый вид двигательной деятельности, при помощи которого осуществляется направленное воздействие на занимающегося (Курамшин, с.40).
Физические упражнения – двигательные действия, с помощью которых решаются образовательные, воспитательные задачи и задачи физического развития. Многократное выполнение двигательных действий образует двигательную деятельность (Курамшин, с.40).
Резюмируя приведенные выше определения, можно определить физические упражнения как двигательные действия, специально подобранные или созданные для решения задач физической культуры, физического воспитания и физического развития.
Трудовые и иные двигательные действия становятся физическими упражнениями в том случае, если они используются в соответствии с закономерностями физического воспитания и физической культуры. Исторически физические упражнения заимствовались из трудовой, военной или даже культовой практики. Например, древние охотники (и некоторые африканские народности в наше время) перед охотой поражают изображение животного копьями или стрелами. Копьями пользовались античные воины в военных действиях, в настоящее время метание копья используется только в соревнованиях по легкой атлетике.
Современные физические упражнения, например движения фигурного катания, прыжков с трамплина, фристайла, скелетона, бадминтона, тенниса и др. движений из большинства видов спорта практически не связаны с трудовыми или военными двигательными действиями.
Например, брейкинг, новый вид спорта в программе Олимпийских игр.
Первые соревнования по брейкингу на XXXIII Олимпийских летних играх 2024 г. в Париже
Или фристайл сноуборд.
При выборе физических упражнений др. средств физического воспитания главное значение имеет принцип гуманизма.
Средства физического воспитания должны быть безопасны для здоровья человека, ненасильственными, иметь эстетическую составляющую (в этом аспекте большие вопросы вызывают бои без правил, бои в грязи), максимально способствующие развитию личности занимающегося, высокоэффективными с точки зрения прикладности в повседневной жизни и т.д. (А.М. Максименко, 2001, с. 62-63).
С начала 2000-х гг. прикладность физических упражнений в большинстве случаев понимается студентами очень узко и однобоко: студенты считают, что средства физического воспитания должны служить для создания гипертрофированного мышечного рельефа и занимаются «для себя».
В настоящее время применяется большое количество классификаций физических упражнений в зависимости от того, какой признак положен в основу классификации.
Мы приводим самую простую классификацию, адаптированную к уровню знаний студентов технического вуза.
Классификация физических упражнений:
- по значению для развития физических качеств на силовые, скоростно-силовые, скоростные, на развитие выносливости и др.
- по структуре движений на циклические, ациклические и смешанные;
- по анатомическому принципу, т.е. по количеству вовлеченных групп мышц и воздействию на определенные мышечные группы;
- по механизму энергообеспечения, т.е. на аэробные, анаэробные, аэробно-анаэробные;
- по интенсивности физической нагрузки, в основном в циклических видах спорта: упражнения умеренной, большой, субмаксимальной и максимальной интенсивности (подробнее об этом в следующих лекциях);
- по их значимости для процесса спортивной тренировки на общеподготовительные, специально-подготовительные и соревновательные (специальные, целевые);
- по сложности на простые, с увеличивающейся сложностью, сложные.
Кроме этого, все физические упражнения объединяются в четыре группы: гимнастика, спорт, игры, туризм.
Также выделяют содержание и форму физических упражнений, а также технику физических упражнений.
К оздоровительным силам природы относятся солнце, воздух и вода.
К гигиеническим факторам относятся личная и общественная гигиена, соблюдение режима сна и отдыха, питания, труда и отдыха.
4. Социальные функции физической культуры
Физической культуре как одному из видов культуры как многопланового целостного феномена (в своей предметной части) и развития личности (в личностной части) присущи общие (общекультурные) и специальные (специфические) и частные функции.
К общекультурным функциям можно отнести общеобразовательную, воспитательную, в том числе духовного воспитания, экономическую, нормативную, рекреативную (функцию досуга), преобразовательную, познавательную, ценностную, ориентационную, коммуникативную и др. Специальные функции можно разделить на группы:
- общефизическое развитие и укрепление здоровья людей вне зависимости от пола, возраста, степени физического развития, совершенствование физических качеств и совершенствование двигательных навыков, создание основы для здорового образа жизни и др.
Физическая культура и физические упражнения являются единственным средством, специально созданным в обществе для физического развития человека и образования над природной телесности. Улучшаются функции организма, достигается оптимальный вес, осанка, телосложение, совершенствуется физическая работоспособность, повышается двигательная культура.
- соревновательно-достиженческая функция, которая включает в себя в том числе производство личного спортивного достижения, активное побуждение человека к постоянному улучшению своих результатов и др. (А.М. Максименко, 2001, с. 62-63).
- физическая подготовка к трудовой и оборонной деятельности, в том числе профессионально-прикладная физическая подготовка.
5. Формирование физической культуры личности
Физическая культура, так же, как и общая культура, имеет две части – предметную и личностную. Это значит, что она существует как в виде конкретных материальных реалий, так и в форме личностного достояния человека, занимающегося физическими упражнениями.
Физическая культура – достаточно сложное социальное образование. В ее структуре можно выделить три самостоятельных аспекта: деятельностный, ценностный и личностный.
Результативный аспект физической культуры включает в себя всю совокупность полезных результатов, которые человек приобрел в процессе деятельного использования ценностей физической культуры в своей жизни.
К таким полезным результатам можно отнести:
- полученные в процессе физкультурных занятий двигательные умения и навыки;
- саму способность быстро овладевать новыми движениями, развитую в ходе занятий;
- возросшую физическую работоспособность;
- пропорционально развитое телосложение и осанку;
- физкультурные знания;
- нравственные и эстетические качества, возвышающие личность человека и т.д.
Данный аспект правомерно отождествляется с понятием «личная физическая культура», т.к. он полностью персонифицирован в личности занимающегося в виде его собственного достояния и достижения.
Термин «физическая культура личности» можно выразить как реальную физкультурно-спортивную деятельность конкретного человека, мотивом которого является удовлетворение его индивидуальных интересов и потребностей в физическом самосовершенствовании.
Основными признаками физической культуры можно считать:
- систематические занятия физическими упражнениями для решения задач физического самосовершенствования;
- специальные физкультурные занятия, позволяющие с пользой применить их на практике;
- владение определенными двигательными умениями и навыками для решения лично значимых задач;
- владение достаточными организационно-методическими умениями построения своих самостоятельных физкультурно-спортивных занятий, т.к. самостоятельная физкультурная деятельность по праву считается высшей формой личной физической культуры (А.М. Максименко, 2001, с.10).
Личностное развитие физической культуры студента предполагает наличие двух моделей самореализации.
- Прогрессивный вариант характеризует процесс постоянного преодоления противоречий, преодоления себя для нового полного раскрытия своих сил и способностей. В этом случае происходит непрерывное наращивание личностного потенциала через самоотрицание и самоопределение в результатах и процессе физкультурно-спортивной деятельности.
- Регрессивный вариант представляет собой уход на узкие сферы самореализации, основой которого служат иллюзии прошлого опыта, успокоенности.
6. Современное состояние физической культуры и спорта
В 2024 г. в России были проведены крупнейшие международные открытые соревнования: “Игры будущего”, “Дети Азии”, Игры БРИКС. Предполагается, что их количество будет только увеличиваться.
Международная политика нашей страны в области спорта предполагает, что Россия открыта для всего мира.
В России в 2024 г. в г. Екатеринбурге и г. Москве планировали провести международные соревнования «Всемирные игры дружбы», однако их перенесли на 2025 г. Планируется, что в 2025 г. соревнования состоятся в тридцати трех летних видах спорта (олимпийских и неолимпийских).
Спортивные игры стран БРИКС 2024 г. (англ. 2024 BRICS Sports Games) прошли с 11 по 24 июня 2024 г. в г. Казань (Россия). Это международные мультиспортивные соревнования высокого уровня, организованное странами, входящими в экономическое объединение БРИКС. Они прошли в России в связи с председательством нашей страны в объединении.
На пятые Спортивные игры стран БРИКС были приглашены почти 100 стран мира. В общекомандном зачёте с большим отрывом победили спортсмены страны-организатора России, которые завоевали 509 медалей, в том числе 266 золотых. Второе место заняли представители Белоруссии (247 медалей, 55 золотых). Замкнули тройки в неофициальном «командном зачёте» участники из Китая (62 медали, из них 20 золотых).
Что же касается олимпийского движения, то Игры XXXIII Олимпиады, или тридцать третьи по счёту летние Олимпийские игры, прошли с 26 июля по 11 августа 2024 г. в г. Париж (Франция).
В Играх-2024 в нейтральном статусе приняли участие 15 россиян. Это три велогонщика, одна батутистка, семь теннисистов, три каноиста и один пловец. Удалось завоевать только одну медаль. Теннисистки Мирра Андреева и Диана Шнайдер заняли второе место и получили серебро в парном разряде. Еще несколько раз российские спортсмены останавливались в шаге от наград. Каноисты Захар Петров и Алексей Коровашков стали четвертыми в двойках на дистанции 500 м, где все решилось после фотофиниша. Также Петров занял четвертое место на 1000 м, хотя большую часть дистанции шел вторым.
Интересный факт: на летних Олимпийских играх 2024 проходили соревнования по брейкингу, что ознаменовало официальный дебют этого вида спорта на Олимпийских играх. Выше мы публиковали ссылку на запись соревнований.
XVII Паралимпийские летние игры также проходили в Париже с 28 августа по 8 сентября 2024 г.
На Паралимпийских играх 2024 года во Франции 88 российских спортсменов-паралимпийцев завоевали 64 медали. Из них — 20 золотых, 21 серебряная и 23 бронзовые медали.
Вектор политики нашей страны в области физической культуры и спорта определяют такие глобальные мероприятия, как XII Международный спортивный форум «Россия – спортивная держава», проходивший в октябре 2024 г. в г. Уфа (Россия).
Основным событием форума стало пленарное заседание «Спорт – комплексный взгляд в будущее», где обсуждались перспективы развития спорта, в том числе реализация Стратегии-2030, международное сотрудничество, инвестиции в спорт и духовно-нравственное воспитание спортсменов. Участие в заседании принял Президент России Владимир Путин, заявивший о роли России в мировом спортивном движении:
«Перспективы современного спорта нуждаются в серьезном предметном обсуждении, в совместном поиске ответа на вопрос, как преодолеть непростые вызовы современности, не допустить раскола международной спортивной семьи, очистить спорт от вульгарной политизации и двойных стандартов. Реализуя огромный опыт в проведении масштабных спортивных мероприятий, мы предлагаем новые форматы сотрудничества и при этом опираемся на подлинные идеалы и принципы спорта.»
Сегодня уже очевидно, что мировой спорт, олимпийское движение пытаются сделать не ареной для честных состязаний, а площадкой для геополитических игр, для насаждения деструктивной неолиберальной повестки, пропаганды противоестественных норм и псевдосвобод и отрицания традиционных ценностей, которыми веками, тысячелетиями живёт подавляющее большинство стран и народов планеты. Россия – как, уверен, и мировое большинство – выбирает другой путь. Это равноправие и открытость, взаимное уважение во всех сферах сотрудничества: в экономике и культуре, в науке и образовании, в здравоохранении, торговле, политике и, конечно же, в спорте.
В числе наших основных приоритетов – формирование максимально широких возможностей для занятий физкультурой и спортом. Запоследние 10 лет в создание доступных спортивных сооружений во всех регионах России вложено более одного триллиона рублей. За счёт государственных и частных средств построено порядка 85 тысяч объектов. До 2030 года появится ещё свыше двух тысяч. Только из федерального бюджета направим на это порядка 65 миллиардов рублей. Значительные суммы запланированы и российским бизнесом».
На форуме было отмечено, что благодаря федеральному проекту «Спорт – норма жизни» нацпроекта «Демография» с каждым годом у россиян появляется все больше возможностей для активного и здорового образа жизни. В стране регулярно проводятся массовые спортивные мероприятия, а рядом с домом обновляется инфраструктура для тренировок. Проверить свой уровень физической подготовки все желающие могут бесплатно, выполнив нормативы комплекса ГТО. Для развития профессионального и детско-юношеского спорта предусмотрены программы по реконструкции, дооснащению и строительству стадионов, многофункциональных комплексов и школ. Нацпроекты реализуются по решению Президента РФ Владимира Путина с 2019 года.
Благодаря федеральному проекту «Спорт – норма жизни» нацпроекта «Демография» появляются возможности для массовых занятий физкультурой и спортом.
Закупается новый инвентарь и оборудование для спортивных объектов. По всей России уже открыто порядка 450 спортивных объектов. В 2023 году введено в эксплуатацию 55 объектов, а до конца года запланировано строительство и введение в эксплуатацию еще 72 объектов спортивной инфраструктуры.
Любой гражданин может пройти тестирование на соответствие государственным требованиям к уровню физической подготовленности Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в центрах тестирования ГТО, которые открываются по всей России. На текущий момент в субъектах Российской Федерации организована работа более, чем 2,6 тыс. центров, и в каждом из них любой гражданин может протестировать свои силу, ловкость и скорость абсолютно бесплатно. Открыто более 1,7 тыс. спортивных площадок ГТО.
К движению ГТО присоединились более 22 млн человек, приступили к выполнению нормативов более 13,5 млн человек, выполнили нормативы на знаки отличия более 10,2 млн человек. На золотой знак отличия нормативы выполнили 3,6 млн человек, на серебряный – 3,3 млн человек, на бронзовый — 3,1 млн человек.
Федеральный проект включает проведение крупных массовых спортивных мероприятий, таких как «Золотая шайба», «Лыжня России», «Кросс нации», «Кожаный мяч», «День физкультурника».
7. Физическая культура как учебная дисциплина высшего профессионального образования и целостного развития личности
Физическое воспитание в высших учебных заведениях проводится на протяжении всего периода обучения студентов и осуществляется в следующих формах:
- учебные занятия, в том числе факультативные;
- внеучебные занятия.
Внеучебные занятия, в свою очередь, подразделяются на:
- самостоятельные занятия студентов физическими упражнениями и спортом;
- физические упражнения в режиме дня (утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурные паузы и др.);
- массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия (спартакиады, универсиады, массовые кроссы, праздники физической культуры, туристические походы);
- занятия в оздоровительных и спортивных лагерях (утренняя гимнастика, фитнес, обучение плаванию, тренировки по видам спорта, туристические походы, спортивные игры и развлечения, физкультурные праздники).
Эти формы взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического совершенствования (Чермит К.Д., 2005, с.129).
Учебные занятия (обязательные и факультативные) – основная форма физического воспитания в высших учебных заведениях.
Учебная программа по физическому воспитанию – это программный документ, определяющий для всех ВУЗов основное содержание физического образования и воспитания, направленных на формирование личности студента. Учебная программа содержит два раздела – теоретический и практический.
Содержание и объем учебных занятий по физическому воспитанию студентов регламентируется Федеральным государственным образовательным стандартом, который определяет содержание Учебной программы по дисциплине «Физическая культура» и ее объем в 400 академических часов занятий
Учебная программа включает в себя следующие разделы
Цель дисциплины: Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей жизни и профессиональной деятельности.
Задачи дисциплины:
- понимание социальной значимости физической культуры и её роли в развитии личности и подготовке к профессиональной деятельности;
- знание биологических, психолого-педагогических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;
- формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое совершенствование и самовоспитание привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом;
- овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре и спорте;
- приобретение личного опыта повышения двигательных и функциональных возможностей, обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности к будущей профессии и быту;
- создание основы для творческого и методически обоснованного использования физкультурно-спортивной деятельности в целях последующих жизненных и профессиональных достижений.
Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента по физической культуре
Знать/ понимать:
- влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;
- способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности; правила и способы планирования индивидуальных занятий различной целевой направленности.
Уметь:
- выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнения атлетической гимнастики;
- выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;
- преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения;
- выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки;
- осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья;
- подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;
- организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха и при участии в массовых спортивных соревнованиях;
- в процессе активной творческой деятельности по формированию здорового образа жизни.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: научно-практические основы физической культуры и здорового образа жизни.
Уметь: использовать творчески средства и методы физического воспитания для профессионально-личностного развития, физического самосовершенствования, формирования здорового образа и стиля жизни.
Владеть: средствами и методами укрепления индивидуального здоровья, физического самосовершенствования, ценностями физической культуры личности для успешной социально-культурной и профессиональной деятельности.
Общая трудоемкость дисциплины – 2 зачетные единицы (400 академических часов)
Курс физического воспитания в высших учебных заведениях предусматривает:
- Воспитание у студентов высоких морально-волевых и физических качеств и общечеловеческих ценностей (совести, честности, порядочности, патриотизма, трудолюбия, сознательной дисциплины, воли и т.д.);
- Сохранение и укрепление здоровья, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения и последующей трудовой деятельности;
- Всестороннюю физическую подготовку студентов в объеме требований, необходимых для сдачи установленных нормативов;
- Приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и практической организации занятий по физическому воспитанию и спортивной тренировке;
- Обеспечение профессионально-прикладной физической подготовленности с учетом характера и особенности будущей трудовой деятельности;
- Совершенствование спортивного мастерства студентов-спортсменов. Гуманитарные науки и знания, к которым принадлежит и физическая культура, как наиболее «чувствительные» к социально-экономическим изменениям, происходящим в обществе, определяют направленность развития содержания образования, являясь мерой приобщения студентов к развивающейся культуре.
Список литературы
- Визитей Н.Н. Социология спорта: курс лекций – Киев: Олимпийская литература, 2005. – 247 с.
- Львова Т.Г., Якубенко Я.Э. Теоретические основы физической культуры студентов (для дистанционного обучения в период изоляции). – М.: Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (МАИ). – 2020. – 105 с.
- Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. – 2-е изд. – М.: Б.и., 2001. – 319 с.
- Пономарев Н.И. Спорт как социальное и педагогическое явление. – Л-д, 1984. – 19 с.
- Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. Ю.Ф. Курамшина. – 2-е изд. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.
- Чермит К.Д. Теория и методика физической культуры: опорные схемы (текст): учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2005. – 272 с.
- Шилько В.Г. Физическое воспитание студентов на основе личностно-ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности. – Томск: Томский государственный университет, 2003. – 196 с.
Ставьте лайки и подписывайтесь, если еще этого не сделали. Впереди еще очень много интересного!
Подписывайтесь также на другие мои каналы:
Ютуб канал «Физкультурное образование»
Телеграм канал«Татьяна Львова Физкультурное образование»
Дзен канал «Татьяна Львова Популярная эзотерика»
Телеграм канал «Популярная эзотерика»