Найти в Дзене
Маркин у руля

ЗАЗ 966 — самый плохой автомобиль того времени, или достойный вариант? Давайте же разбираться

Можно по разному относиться к «ушастому запорожцу», многим не нравился его дизайн, медлительность, маленький салон. Можно насчитать еще с десяток причин, но все равно большинство владельцев ЗАЗ 966 мирились и даже устраняли проблемы своими руками. А все из-за малого выбора и часто просто отсутствия легковых авто в свободной продаже. Причем очень, очень недорогой. В результате появилась машина с мотором воздушного охлаждения, бензиновой печкой-самогрейкой и упрощенной системой тормозов. В том плане, что у 966-го «запорожца» была одноконтурная система тормозов. Но цена на ЗАЗ была, почти вдвое меньше, чем у Жигулей, к тому шансов купить «жужик» было на порядок больше. Наверно из-за непрестижности модели. Машина простая и даже примитивная, но много чего нужно было постоянно проверять, подтягивать, иногда регулировать. Удивительно, но машины реально раскупались, причем как матерыми «технарями», так и представителями интеллигентных профессий, которые потом «летали» по переулкам на только чт
Оглавление

Можно по разному относиться к «ушастому запорожцу», многим не нравился его дизайн, медлительность, маленький салон. Можно насчитать еще с десяток причин, но все равно большинство владельцев ЗАЗ 966 мирились и даже устраняли проблемы своими руками. А все из-за малого выбора и часто просто отсутствия легковых авто в свободной продаже.

ЗАЗ-966 можно считать первой полноценной попыткой завода «Коммунар» построить настоящий городской автомобиль

Причем очень, очень недорогой. В результате появилась машина с мотором воздушного охлаждения, бензиновой печкой-самогрейкой и упрощенной системой тормозов. В том плане, что у 966-го «запорожца» была одноконтурная система тормозов. Но цена на ЗАЗ была, почти вдвое меньше, чем у Жигулей, к тому шансов купить «жужик» было на порядок больше. Наверно из-за непрестижности модели.

Машина простая и даже примитивная, но много чего нужно было постоянно проверять, подтягивать, иногда регулировать. Удивительно, но машины реально раскупались, причем как матерыми «технарями», так и представителями интеллигентных профессий, которые потом «летали» по переулкам на только что отремонтированном моторе. И надо сказать, если хозяин авто не ленился периодически разбирать и собирать, регулировать коробку и двигатель, то машина легко проходила до 150 тыс. км. без единой проблемы. Например, можно было махнуть к морю на выходные и вернуться, накатав больше трех тысяч пробега. А вот на АЗЛК-2140 такая поездка, это был серьезный риск, хотя опять же это, как повезет.

В обеих машинах было немало заводского брака

-2

Который потом приходилось «вылавливать» своими руками. Интересно, что к машине прилагался толстенный «букварь» по ремонту, и на ЗАЗ-966 можно было сделать все, плоть до полной переборки коробки, замены пар шестерен или блока, и последующей регулировки зазора на зубчатом зацеплении с помощью полоски папиросной бумаги. Причем, отпечаток от зубьев мог обсуждаться с соседями по гаражу в течение дня, потом процедура регулировки повторялась снова и снова, пока не была доведена, до идеального.

ЗАЗ-966, а затем и 968-й, во многом воспринимался как такой себе технический «франкенштейн». А именно набор необычных и подчас интересных и противоречивых решений. Большинство хозяев откровенно с симпатией относились к своему «жужику», хотя и сил на него тратилось немало.

Интересно, что двигатель на 40 л.с. и коробка стояли в задней части кузова

-3

Там где у всех авто сделано багажное отделение. В этом было свое очарование. Было интересно наблюдать зимой когда «жигули» и «москвичи», крались по гололеду. Тогда, как владелец «жужика» ехал на резине-всесезонке по льду, как по асфальту. И все потому, что вес двигателя обеспечивал очень хорошее сцепление колес заднего ведущего моста даже на раскатанном льду.

Еще Запорожец обладал просто феноменальной проходимостью. Машина пролезала по такой грязи, где в лучшем случае мог проехать УАЗ или ЛуАЗ. Поэтому ЗАЗ-966 активно раскупали жители небольших городков и поселков.

У «Запорожца 966» был очень прочный кузов, который практически не гнил. То есть коррозия добиралась до порогов и днища, но где-то на втором десятке лет службы. Даже, брошенные кузова от машины на даче или в деревне стояли еще не один десяток лет. Металл толстый, машина маленькая, очень прочная. В ДТП с Жигулями владельцу ЗАЗ приходилось лишь подкрашивать кузов, тогда как ВАЗу вырезали «полморды» или тыльной части.

Были конечно у «жужика» и недостатки

-4

Например, двигателя на 40 л.с. явно не хватало, чтобы нормально ездить. Кроме того нужно было хорошо прогреть мотор. Поэтому, зимой машина ездила с закрытыми вентиляционными люками, но летом, когда мотор прогревался до 100-110оС, можно было кататься даже на керосине. Причем тяга была очень мощная. По трассе на ЗАЗ-966 ездил неплохо, но больше 100 км/ч старались не разгоняться. Просто, сильно подпрыгивал расход бензина.

У ЗАЗ-966 был откровенно, невыразительный салон. Слабые и не слишком мягкие сидения. Чтобы забраться внутрь, приходилось откидывать переднее сидение пассажира, места было немного, да и отделка дермантином выглядела очень неказисто.

Еще нужно вспомнить знаменитую печку-подогреватель. Ее можно было запустить на сильном морозе и прогреть мотор, а заодно трансмиссию и салон до нормальной температуры, и выезжать в дорогу уже в теплом салоне. Эта же печка выручала не раз, когда приходилось долго стоять на холоде. Причем, что интересно, печку сами дорабатывали и переделывали, схем и чертежей было уйма.

Так что ЗАЗ-966, потом 968-й, как и большинство советских авто, это было домашнее задание для владельца. Те, кто хотел, мог сделать машину идеальной, остальные катались как есть, многим не нравилось, но ездить как-то было нужно.

Ставьте лайки и подписывайтесь на канал! Спасибо за внимание!