4 июня 1947 года на приёме у Генерального секретаря ЦК ВКП(б) И. В. Сталина президент Академии наук СССР А. Н. Несмеянов высказал озабоченность научной и университетской общественности стеснённостью помещений главного университета страны ‒ МГУ. С 1941 по 1948 год в его составе было организовано 5 новых факультетов, численность студентов только на дневном отделении выросла с 5 500 до 11 000 человек. Учёный рассказал также, что в университете нет места для размещения оборудования и библиотечных фондов, а старые корпуса обветшали и требуют капитального ремонта. Что уж было говорить об университетском общежитии на Стромынке, которое явно не вмещало в себя столько учащихся. Сталин согласился с доводами Несмеянова. После этой встречи началась работа по подготовке проекта нового помещения МГУ, а сам А. Н. Несмеянов в январе 1948 года был назначен ректором Московского университета.
15 марта 1948 года И. В. Сталин подписал постановление Совета Министров СССР № 803 «О строительстве нового здания для Московского государственного университета», дав старт проектированию и строительству нового комплекса МГУ на Ленинских (Воробьёвых) горах. Эта работа была возложена на Управление строительства Дворца Советов при Совете Министров СССР. Проект подготовили к середине 1948 года.
Возведение новых зданий Московского университета помимо чисто утилитарной цели (модернизации и расширения старейшего университета в стране) несло и идеологическую нагрузку. Внешний вид комплекса, его внутренние интерьеры и техническое оснащение должны были символизировать победу советского народа в Великой Отечественной войне и устремлённость СССР в будущее. Поэтому на строительстве Главного здания Московского университета применялись самые передовые на тот момент архитектурные решения, современные технологии и новейшие материалы. Об этом будет отдельный рассказ, а сейчас поподробнее остановимся на теме, заявленной в названии статьи.
Не секрет, что Главное здание МГУ представляет собой многообъёмную разноэтажную архитектурную композицию с высотной центральной частью. Начинал его проектирование известный советский архитектор Б. А. Иофан, зарекомендовавший себя созданием комплекса жилых зданий Дома Советов на ул. Серафимовича (ныне известен как «Дом на набережной»). Основная идея этого проекта состояла в самодостаточности квартала: жителям для удовлетворения своих потребностей не надо было выходить за его пределы. Магазины, детский сад, театр и кинотеатр, пункты бытовых услуг ‒ всё находилось внутри комплекса зданий. Этот опыт и был взят за основу для проектирования Главного здания МГУ. Предполагалось объединить в нём не только аудитории, классы и лаборатории, но и профессорские квартиры, студенческие общежития, спортивные объекты, а также столовые, парикмахерские, прачечные и другие предприятия сферы услуг. Воплощение замысла продолжил сменивший Б. А. Иофана на посту руководителя проекта известный советский архитектор Л. В. Руднев.
Стоит отметить, что подобные идеи комплексной застройки территории не были какой-то особой новацией. Похожие проекты в Москве осуществлялись и до революции (например, дом Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке). Да и для зарубежных кампусов строительство таких самодостаточных университетских поселений, где профессора и их семьи жили бок о бок со студентами и имелась вся необходимая инфраструктура, не редкость. Однако же столь масштабное воплощение такой идеи на практике в нашей стране было предпринято, пожалуй, впервые при строительстве комплекса зданий Московского университета. Если же говорить об общежитиях и квартирах, то за истёкшее со времени Октябрьской революции время были выработаны санитарно-гигиенические стандарты размещения жителей, нормы инсоляции, кондиционирования помещений и пр., которые также надо было соблюсти в новых помещениях. А ведь число комнат в студенческих общежитиях согласно техническому заданию должно было составить не менее 5 000!
С учетом большого общественно-политического резонанса, который получило строительство высотки МГУ, естествен и интерес к тому, как будет организована жизнь студентов и профессоров Московского университета на новом месте. Руководство страны пошло на беспрецедентный шаг: советские люди получили возможность взглянуть на интерьеры и планировку будущих профессорских квартир и комнат в строящемся здании.
В одной из предыдущих статей присутствовало подробное описание двух домиков-макетов, в которых демонстрировались интерьеры жилых помещений: типовой профессорской квартиры и типового блока университетского общежития. Эти экспозиционные павильоны появились на рубеже 1949‒50 гг., в них стали водить экскурсии. Наибольшую популярность домики-макеты приобрели после публикации (ещё до окончания строительства) воспоминаний строителей Главного здания Московского университета. Приведём один фрагмент описания экспозиции из этого сборника:
«На самом видном месте на территории строительства стоят два небольших домика-макета. Представьте себе, что вы пришли посмотреть жилище студентов, точно воспроизведённое в одном из них.
Вы ступаете на мягкую ковровую дорожку, покрывающую натертый до блеска паркет. Справа и слева от прихожей ‒ две светлые комнаты. На окнах ‒ шторы. Около окна ‒ письменный стол с лампой. Слева у стены другой стол, поменьше, и два мягких кресла. В углу ‒ книжный шкаф. Еще один шкаф с отделениями для одежды и продуктов вделан в стену. Справа ‒ диван-кровать с белоснежной постелью. На паркетном полу коврик. Комнаты радиофицированы. В передней – телефон.
Откроем дверь туалетной комнаты. Над умывальником висит зеркало, полочка для мыла. Стены душевой кабины облицованы глазированной плиткой…»
(Источник: Дворец науки: рассказы строителей нового здания Московского государственного университета. М.: Профиздат, 1952. С.116.)
Несколько слов хотелось бы сказать и об интерьерах жилых помещений Главного здания МГУ. В то время не было отдельной специальности дизайнера интерьеров. Этим занимались архитекторы и в ряде случаев инженеры. При Управлении строительством создали специальную проектную мастерскую внутренней отделки. Работавшие там специалисты проектировали мебель и интерьеры.
Главное здание стало первым жилым помещением, которым серьёзно занимались гигиенисты-антропологи: требовалось подсчитать, какая площадь будет достаточна для учёбы, сна, приёма гостей. По обстановке комнат заметно, как архитекторы старались решить противоположные задачи удобства и стиля. С одной стороны, мебель сделана функциональной и по возможности компактной: во всех предметах встроены ящики и ящички (даже в обеденный стол), вместо распашных дверок в шкафах установлены «гармошки» (экономия пространства), стеклянные дверцы книжных полок поднимаются вверх и фиксируются на специальных шарнирах. На тот момент компактная и трансформируемая мебель была в диковинку: до эпохи хрущёвок оставалось ещё несколько лет. С другой стороны, и стиль, в котором выполнена мебель, и материалы (массив ясеня, дуба и ореха) не допускают вольностей в трактовке: перед нами классический интерьер в духе сталинского времени.
Требования к инсоляции помещений повлияли на размеры и количество окон в комнатах и коридорах общежития. Так, в первых вариантах проекта в общежитиях получались длинные и слабо освещённые трёхсотметровые коридоры. После вмешательства гигиенистов планировку изменили. Жилые корпуса в плане сделали ломаными, с множеством изгибов; коридоры стали короче, а в их изломах вместе с окнами появилось место для гостиных (рекреаций) и кухонь.
В первоначальных планах телефоны предполагалось устанавливать в каждом блоке. Однако же, когда была введена в строй обслуживающая новые корпуса МГУ телефонная станция (университетский префикс 939), очень быстро закончились номера, и телефоны из блоков убрали, оставив один на этаж. Правда, сделано это было не без умысла. Телефоны были установлены на столах у дежурных по этажу, следивших за порядком. Они с помощью специальной сигнализации могли вызывать студентов из блоков к телефону, но, как свидетельствуют воспоминания, они же часто сообщали по инстанции о содержании этих переговоров.
Первое время девушки и юноши жили в разных секторах. Так, например, мужское общежитие механико-математического факультета размещалось в секторе «В», в то время как женское ‒ в секторе «Б». После 23 часов согласно внутреннему распорядку пребывание лиц противоположного пола в «женских» и «мужских» частях общежитий было запрещено. Однако же ряд инцидентов, чуть не кончившихся трагически, когда влюблённые молодые люди по парапету со стороны фасада на высоте 11-го этажа пытались проникнуть в «запретные» для них сектора, заставили смягчить требования. Девушек и юношей стали селить в одних секторах, но на разных этажах.
Помимо общих рекреаций, на каждом этаже общежития было предусмотрено несколько кухонь; они оснащались сдвоенной раковиной, газовыми плитами, титаном (кипятильником), столами для приготовления пищи и доской для глажки. Расположенный на первом этаже Главного здания комбинат бытовых услуг предлагал студентам шикарный по тем временам сервис: услуги парикмахерской, прачечной, почты. Там же расположили и общие столовые.
В целом задача максимально объединить повседневные бытовые потребности студентов с учёбой была успешно решена. Чтобы нормально жить и учиться, можно было месяцами не выходить из Главного здания МГУ. По сей день на механико-математическом факультете ходит легенда о некоем студенте, который, поступив в университет в 1953 году и поселившись в пресловутом мужском общежитии в секторе «В», покинул Главное здание с красным дипломом в 1958 году, ни разу не выйдя за его периметр.
Однако же время шло вперёд, и количество студентов МГУ продолжало расти. Это привело к необходимости расширения общежитий. В начале 1960-х гг. на пересечении Мичуринского и Ломоносовского проспектов под эти цели было выстроено 8 корпусов типовых пятиэтажных общежитий, получивших название филиала Дома студентов (ФДС). Затем в конце 1970-х гг. к ним прибавился Дом студента на проспекте Вернадского (ДСВ) и чуть позже на ул. Кравченко (ДСК). Всего к настоящему времени в составе МГУ работает 7 студенческих общежитий.
Автор: доктор исторических наук, профессор кафедры истории и правового регулирования отечественных СМИ факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова Д. А. Гутнов
Дизайн: А. А. Магера