Найти в Дзене

10 вопросов о стволовых клетках

На вопросы об «умных» стволовых клетках отвечает главный врач московской клиники стволовых клеток «Новейшая медицина» Юрий Борисович Хейфец. — До сих пор эмбриональные и фетальные клетки окончательно не оправданы наукой в смысле их потенциальной возможности вызвать опухолевый рост. Дело в том, что стволовые клетки, взятые из человеческого эмбриона на первых днях его существования, или из абортивной ткани – это клетки «невоспитанные», «некультурные», «безнравственные». То есть их потенциальная жажда размножения так велика, что они теоретически готовы принять вид и форму любой клетки, которая встретится на их пути. Но, я подчеркиваю, теоретически. Окончательная точка в этом вопросе не поставлена. И раз она не поставлена, по принципу «не навреди» мы не применяем в своей работе эти культуры, конечно, теряя в эффективности. Потому что мезенхимальные стволовые клетки, полученные из плаценты, размножаются не так бурно, как полученные из ткани эмбриона на первых днях его существования. Зато мы
Оглавление

На вопросы об «умных» стволовых клетках отвечает главный врач московской клиники стволовых клеток «Новейшая медицина» Юрий Борисович Хейфец.

1. Почему в России запрещено использование эмбриональных стволовых клеток? Это только этическая проблема?

— До сих пор эмбриональные и фетальные клетки окончательно не оправданы наукой в смысле их потенциальной возможности вызвать опухолевый рост. Дело в том, что стволовые клетки, взятые из человеческого эмбриона на первых днях его существования, или из абортивной ткани – это клетки «невоспитанные», «некультурные», «безнравственные». То есть их потенциальная жажда размножения так велика, что они теоретически готовы принять вид и форму любой клетки, которая встретится на их пути. Но, я подчеркиваю, теоретически. Окончательная точка в этом вопросе не поставлена. И раз она не поставлена, по принципу «не навреди» мы не применяем в своей работе эти культуры, конечно, теряя в эффективности. Потому что мезенхимальные стволовые клетки, полученные из плаценты, размножаются не так бурно, как полученные из ткани эмбриона на первых днях его существования. Зато мы спокойны за жизнь человека. Если завтра появится окончательная точка, мы немедленно перейдем на работу с эмбриональной тканью. Другое дело, где мы будем ее брать. И вот это уже проблема этическая.

2. Хоть кем-то в мире доказано, что в медицинской практике стволовые клетки животных равноценны человеческим?

— Никем не доказано. И существует проблема уже более серьезного рода. Все-таки геном крокодила, кролика, обезьяны, мыши не соравен геному человека. И мы пока не знаем до конца, чем может обернуться человеку введение мезенхимальных стволовых клеток, полученных из эмбриона животного. Раз до конца не знаем, то и делать этого не будем.

3. Природа так устроила, что человеческому организму свойственно стареть. Вы как бы вмешиваетесь в этот естественный процесс?

— Это безусловное упрощение. Суть любого заболевания заключается в том, что у человека внутренние органы начинают работать в разном биологическом ритме. Человеку – 30, а печень у него, как у 50-летнего. Или ему – 60, а сосуды, как у 90-летнего. Или 40, а головной мозг 60-летний. Стволовые клетки могут заставить организм работать по одним единым биологическим часам. Ревитализация как бы приводит все органы и ткани к некому общему знаменателю. Если человек ведет здоровый образ жизни, не злоупотребляет алкоголем, не курит, дозированно занимается спортом, правильно чередует работу и отдых, правильно питается, то ведь он может прожить чрезвычайно долго, даже при наличии неблагоприятной генетической интенции. Вот сделать так, чтобы ни один орган не опережал другой, это стволовые клетки могут.

4. В каких случаях используются донорские клетки?

— Мы не вводим собственные стволовые клетки, когда человек стар. Если ему – 60 лет, его стволовые клетки уже подорвали свой энергетический потенциал, лучше использовать более молодые. Если человек долго подвергается интоксикации; если долго болеет каким-то инфекционным системным заболеванием, скажем, вирусным гепатитом С; если у него какой-то дегенеративный процесс, не инфекционной природы, но тем не менее долгий, хронический – в этих случаях мы берем донорские клетки. И не видим разницы в эффекте. Никакого иммунного конфликта нет.

5. Сколько нужно ввести клеток, чтобы получить желаемый результат?

— При внутривенном введении мы вводим до 200 миллионов клеток. Цифра, конечно, астрономическая. В столкновении с иммунной системой в печени, в легких гибнет половина. Печень – лаборатория по обезвреживанию всех токсинов и ядов, она очень сильно расходуется и жадно берет стволовые клетки для возобновления своей ткани. Легкие, сталкиваясь с неблагоприятной окружающей средой, тоже забирают огромное количество для себя. И еще часть уничтожают клетки иммунной системы, которые в крови циркулируют и в тканях. Введенные стволовые клетки – это все же клетки, попавшие извне. Иммунная же система работает тупо – раз извне, то лучше на всякий случай уничтожить. Поэтому до органа-«мишени» дойдет процентов 20, а то и 10.

6. При каких заболеваниях показана клеточная терапия?

— Проще сказать, при каких противопоказана. Мы не берем беременных женщин, не берем онкологических больных независимо от срока давности онкологического заболевания. Также не возьмем пока больного СПИДом. Есть еще заболевания, при которых больные вынуждены постоянно принимать антибиотики и гормоны, – их мы тоже не берем: гормоны и антибиотики при регулярном их применении убивают стволовые клетки. Скажем, системная красная волчанка или склеродермия – при этих заболеваниях человек практически сидит на преднизолоне.

7. Из какой биологической ткани вы получаете клетки?

— Когда лечим заболевания сердца, то выделяем клетки из костного мозга. Для лечения всех других заболеваний нам достаточно получить клетки из жировой ткани. Делаем легкий надрез около пупочной области, проводим микролипосакцию, берем примерно 100 миллилитров жировой ткани, несем сразу же в лабораторию, там из нее немедленно выделяются единичные клетки, отделяются от всего остального, отмываются, и начинается культивирование.

8. Пуповинную кровь как источник клеток не используете?

— Из пуповинной крови можно выделить только гемопоэтические стволовые клетки. Они годятся исключительно для лечения заболеваний крови и костного мозга. Их выделять очень легко, быстро и относительно недорого. Поэтому основная масса российских криобанков занимается выделением именно гемопоэтических клеток. И, что меня крайне огорчает, они не объясняют пациентам, что такие клетки годятся для лечения крайне ограниченного круга заболеваний. Мы же занимаемся только мезенхимальными, то есть стромальными клетками. Их выделение сложная и дорогостоящая процедура, но зато таким клеткам под силу вся масса других заболеваний, в том числе и крови, и костного мозга. Мезенхимальные клетки абсолютно универсальны. Так что мы работаем либо с жиром, либо с костным мозгом, либо с тканью плаценты. У плацентарных клеток очень мощный энергетический потенциал — это юные клетки, молодые.

9. Вы берете 5 миллилитров костного мозга. Организм потом восполняет это?

— Конечно. Знаете, есть такой эффект – донорство регулярное полезно и для самого донора. Механизм этого до конца не изучен, но вот такая потеря даже ведет к стимуляции регенеративных процессов. Так что вреда никакого. А польза налицо.

10. А «черный» рынок в вашей области есть?

— Есть, конечно. Он представлен, во-первых, теми самыми клиниками, которые обманывают людей, выдавая гемопоэтические клетки за мезенхимальные. Во-вторых, клиниками, которые не имеют лицензии ни на работу с клетками, ни на их применение в медицине. И, в-третьих, клиниками, которые не выдают полный пакет документов. Пациент должен получить на руки договор, акт выполненных работ, клеточный паспорт и чек. Масса клиник и банков ничего вообще людям не выдает. Это поражает меня больше всего. Уж не знаю, кого винить больше – то ли клиники, то ли пациентов, которые соглашаются на такие условия лечения. По сути, это подпольная практика. И, естественно, черный рынок представлен клиниками, которые извлекают клетки из эмбриональной или абортивной ткани.

Источник: Юрий Борисович Хейфец, главный врач клиники стволовых клеток «Новейшая медицина»

Информация представлена в ознакомительных целях и не является медицинской консультацией. Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

Больше статей:

👉 Читайте нас в Телеграме: @AptekaMosRu. Там интересная инфографика
-2

Android≫≫IOS≫≫≫≫Huawei