Найти в Дзене
Все о любви

Всем по заслугам 4 часть

К ней в гости приехала дочь. Ради такого случая Анна даже заказала такси, впрочем отпускать водителя она не стала. Войдя в домик, она брезгливо осмотрела все вокруг, однако смогла пересилить себя и улыбнуться.

- Мамочка, как ты? Мне позвонили какие-то люди, сказали что ты приболела.

Марию удивило такое милое обращение. Однако вскоре она поняла что оно означало. Пропустив десяток дежурных фраз о здоровье, новостях, она перешла к причине приезда.

- Мама, я ведь что приехала? Перебирали с мужем документы, вспомнили, что квартира-то наша на тебя записана. После того как папы не стало, ты же ее на себя оформила, а мы ремонт в ней сделали и коммуналку платим, ты бы переписала ее на нас. Так справедливо будет, а то не ровен час помрешь, придется квартирку с Вовкой делить, а у него и так все через край валится.

Дочь даже не стала скрывать истинную причину приезда.

- Так я вроде не собираюсь помирать.

Мария была заметно расстроена словами дочери.

- Но случиться может всякое. Соседи смотрю, у тебя молодые, вдруг пройдохи какие, наврут с три короба и заставят имущество им подписать, а ты у нас дама с приданым.

- Мои соседи очень милые, добрые и честные люди, жалко я вас с братом не смогла такими воспитать.

- Ну ты за словами-то следи, сама виновата. Надо было для нас больше стараться, а ты на нас плевала всю жизнь. Таньку вообще сгубила.

- Дочка, тебя машина заждалась, поезжай.

Мария Ивановна с трудом и сдерживалась чтобы не расплакаться.

- Да и квартирку вы ремонтировали в последний раз после того, как сами же в ней пожар устроили. И по поводу долгов за коммуналку мне постоянно приходят предписание суда.

- Ты как была занудой, так и осталось, и местечко себе подстать выбрала. Дыра дырой. Только учти— заболеешь, я тебя забирать не буду, дождусь когда ты сама тут кони двинешь.

- Как вам не стыдно так разговаривать с матерью? Она едва выписалась из больницы, ее беречь надо, не беспокоить,- Таня стояла в дверях.

От возмущения она едва могла подобрать слова.

- А ты кто такая, чтобы меня жизни учить, соплячка?

- Я соседка вашей мамы, я вам звонила и прекратите хамить мне и своей матери.

- Я тебя предупредила,- повернулась она к матери,- не подпишешь квартиру мне— не приеду больше к тебе, пока не помрешь здесь.

Мария отметила, что дочь стала выглядеть настоящей рыночной торговкой. Грубой, нахрапистой и не терпящий возражений.

- И вам всего доброго,- крикнула ей вслед Танюша и закрыла дверь за непрошеной гостьей.

- Она неплохая у меня, просто ей в жизни трудно пришлось.

Марии было стыдно перед соседкой и она решила сменить тему разговора.

- А ты что же одна пришла? Где моя радость, Анютка?

- Радость уснула. Мы с ней пирожки пекли по вашему рецепту, так она мне помогала. Уснула вся в муке , прямо в кухне, за столом. Андрей сегодня дома, он с ней остался, а я к вам решила зайти нашими страшненькими пирожками угостить.

- Ну никакие они не страшненькие— ладненькие и аккуратненькие, а вкусные какие...- сказала женщина, откусив небольшой кусочек.

- Правда? Я серьезно, мне важно ваше мнение. Готовлю я плохо, а у вас столько рецептов в памяти.

- Так давай я тебя научу. Приходи и готовь. Аня моя готовить никогда не любила, а я вот всегда хотела научиться. Мужа стремилась побаловать. Где какой рецепт слышала, или какое блюдо вкусное пробовала— старалась записать и научиться готовить. У меня тетрадка есть большая, в ней рецепты и от руки написаны, и из журнала вырезаны. Под некоторыми я писала свои замечания, что лучше добавить, а что убрать. Я тебе ее сейчас найду, давненько не доставала, и готовить-то особо некому. Анечка вот стала ко мне в гости ходить,ее и баловала блинами и пирогами, а себе одной и готовить не хочется,- рассказывая женщина, старалась не подавать виду что визит дочери больно ранил ее.

Татьяна заметила, что соседка уводит разговор в другое русло и не стала настаивать. Решила поддержать беседу о кулинарии.

Мария нашла свое заветную тетрадку, но забирать ее Таня отказалась, хотела учиться готовить у самой женщины, а не по рецепту. С тех пор совместная готовка стала их маленькой традицией.

Через неделю после визита дочери, у дома остановилась красивая машина, за рулем которой сидел Владимир, собственной персоной.

Мария догадывалась о причине его визита, но в душе надеялась, что он приехал просто проведать мать.

- Сыночек, как я рада тебя видеть. У меня и Анютка недавно была.

- Не сомневаюсь что это стервятница налетела, едва добычей запахло.

- О чем ты говоришь, сынок? Я думала, Аня тебе сказала о том, что приезжала, и ты решил меня навестить.

- Ты же знаешь, я с Анькой много лет не общаюсь. Ее муженек совершенно неадекватен. Мне с ними говорить не о чем. Мне позвонила какая-то твоя соседка. Я вот что приехал,- перешел сразу к делу сын,- здоровье твое всё хуже становится. Давай я тебя определю в хороший пансионат. Там и уход, и присмотр, и медицинский персонал все время рядом.

- В дом инвалидов что ли?

- Ну каких инвалидов? Ты там с ровесниками будешь книжки читать, кино смотреть. Что ты в этой глухомани сидишь, деградируешь окончательно, не ровен час еще помрешь, никто и не узнает.

- Книжки читать я и дома могу, а кино смотреть мне некогда, да и не такая я старая, у меня вон и подружка есть.

- Мам, ну какая еще подружка?- раздраженно бросил сын.

- Да, даже две: Таня и Аня. Они мои соседки. Мама и дочка.

- Таня и Аня? Мам, ты серьезно, или у тебя крыша едет после больницы? Ты их выдумала и назвала именами дочерей, но тогда тебе срочно надо в пансионат, а лучше в специализированную лечебницу, ты уже неадекватна.

- А дом я на кого оставлю? Участок, хозяйство?

- Вот я об этом и хотел поговорить. Ты одна живешь. Дом большой, мало ли какие негодяи найдутся? Облапошат тебя и перепишешь ты им имущество. Следует защитить тебя заранее. Отпиши дом, квартиру моему сыну.

- А Ане я что же оставлю? Или ты о сестре забыл?

- Мам, ну какой смысл ей что-то оставлять? Чтобы она своему муженьку отдала? Как ты вообще позволила ей жить в той квартире?

- А почему нет? Где ей еще жить?

- Да где угодно. У муженька ее квартирка своя есть, только ее они сдают, а твою превратили в клоповник, там после них только выжигать все.

- Ты знаешь, вот вы сестрой вроде бы и разные, но в одном вы удивительно похожи. Вы оба жадные, алчные и корыстные. Я двадцать лет была вам не нужна, а когда замаячили перспективы наследства— вы оба приехали.

- А что ты хотела? Мы думаем о будущем. Ты же о нас не думала, когда меня женила, Аньку в училище спихнула.

- Сынок, еще пару месяцев назад, я бы начала тебе что-то доказывать, плакать, а сейчас прошу— уезжай домой. Не волнуйся, ты своего не упустишь, как и твоя сестра. Я столько лет в вас душу вкладывала, а сейчас слушаю тебя и удивляюсь— кого я воспитала. Послушать вас сестрой, так я для вас в жизни ничего и не сделала. И ты не по своей воле женился, и в постель к тебе я сама твою Настю положила, так получается?

- То есть подписывать на меня, или моего сына ты ничего не будешь?- сын пропустил ее слова мимо ушей и решил настаивать на своем.

- Нет, мне не сто лет, я сама себя вполне обслуживаю, а если помощь нужна будет, я к соседям пойду, они точно помогут.

Мария едва держалась чтобы не расплакаться при сыне.

- Ну вот и живи со своими соседями. Я к тебе больше точно не приеду, до тех пор, пока не придет время вступать в наследство. Никогда ты нормальной матерью не была, ничего к тебе больше ездить. Правильно Анька сказала— ты после похорон отца неадекватная стала.

- Прости сыночек, если чем-то в жизни тебя обидела, но лучше тебе и вправду не приезжать больше.

Следующие несколько дней Мария Ивановна практически не вставала с постели. Андрей и Таня всерьез опасались за ее здоровье. Маленькая Анечка все никак не могла понять, почему бабушка Маша, всегда такая добрая и веселая, почти не разговаривает с ней, не печет пироги, не ходит проведать свою Катьку.

Марие действительно было очень тяжело. Она и раньше знала, что не нужна детям, но сейчас, когда оба открыто ей об этом сказали, стало совсем невыносимо. Для чего она жила? Какой смысл был в той тяжелой работе, которой она посвятила жизнь? Почему есть сотни матерей, которые не дали детям и десятой доли того, что дала Мария, но дети их любят, уважают, заботиться. Да что говорить, сама она всей душой любила маму, которую даже не знала. Даже если бы сейчас ей сказали, что мама не любила ее, не хотела рожать, или что-то подобное, она простила бы, ни секунды не сомневаясь. Где же сама она ошиблась? Почему они с мужем добрые и любящие родители не смогли показать детям пример того, как следует жить? На каком этапе произошел тот сбой, после которого жизнь дала крутой поворот? В этот момент Мария поняла, что продолжать жить ей просто незачем. Она снова ощутила на себе то состояние, которое было после рождения двойняшек— апатию и полное безразличие ко всему происходящему.

Эти вопросы и размышления отнимали силы. Впервые за долгие годы женщина позволила себе несколько дней полного безделья. Она видела как искренне волнуются соседи, но не могла заставить себя стать прежней. Как бы странно и обидно это ни звучало, но самое значимое событие в жизни женщины были связаны с проблемами и несчастьями. Погрузившись в уныние, она решила не пытаться больше что-то менять, стараться, она решила тихо покинуть этот мир. Несмотря на то, что совсем рядом были люди, которым она действительно стала родной, нужной.

Из оцепенения ее вывел шум на улице. Несколько минут она пыталась не обращать на него внимание, но потом услышала за окном взволнованный голос соседей, зовущих дочку. Стало понятно, у соседей случилось несчастье, ведь Таня не заходила к ней сегодня, хотя обычно забегала несколько раз, проверить как себя чувствует соседка. С трудом встав с кровати, женщина вышла на крыльцо. Вокруг дома соседей уже начинали собираться люди, подъехала машина участкового.

Собрав все силы Мария подошла к дому Андрея и Тани. Женщина плакала и рассказывала, что Анечка пропала. Девочка играла у дома, периодически забегая домой поделиться с мамой новостями, или показать интересную букашку.

Пока та отвлеклась на готовку, не заметила что девочку не слышно. Выбежав из дома, она проверила все места, где мог спрятаться ребенок.

Едва услышав, что пропала маленькая Анечка, Мария Ивановна ощутила небывалый прилив сил. Забыв о том, что буквально пару минут назад она еле шла, женщина поспешила к себе домой проверить все укромные уголки в своем доме, саду и постройках, но девочки там не было. Тогда она стала вспоминать о чем были их последние игры и разговоры. Маленькая Анечка очень активная и любознательная девочка недавно нашла у Марии книжку про лес и его обитателей. Мария рассказывала ей о волке, лисе, медведе и зайчиках, о том, как живут и соседствуют в лесу звери.

Тогда девочка спросила: есть ли поблизости лес. Услышав что есть, начала проситься туда.

На самом деле, в походе в лес не было ничего опасного. Диких зверей в нем давно не встречали. Страшны были ямы, оставшиеся с тех пор, как в лесах частенько встречались крупные хищники: волки и медведи. Часть этих ям завалили, часть заросли, но некоторые представляли реальную опасность для человека, особенно для ребенка, впервые оказавшегося в лесу. К тому же, любознательная Анечка могла попробовать какую-нибудь опасной ягодку, ведь в саду Мария Ивановна ей разрешала кушать любые фрукты и ягоды.

Высокие сосны были видны от дома. Учитывая, что малышка пропала всего пару часов назад, уйти далеко она не могла. Не теряя времени женщина поспешила в лес, к которому вела одна тропинка.

Войдя в прохладу деревьев, Мария остановилась и прислушалась. Сперва лес встретил ее полной тишиной. Женщина тихо шла по тропинке, стараясь прислушиваться даже к самому незначительному шороху. Сквозь тихий шелест веток и стук дятла, где-то неподалеку она едва различила звук, похожий на писк или плач. Казалось, звук был совсем рядом.

- Анюта, ты здесь?

Мария шла на звук и звала девочку, надеясь, что именно ее голосок слышит.

- Анечка, девочка моя, маленькая, куда же ты у нас забралась?

Непонятный шум стал громче и отчетливее. Уже через несколько минут стало понятно— это точно голос ребенка, но доносился он будто из-под земли.

- Анюта, ягодка моя, куда же ты спряталась?

Понимая что девочка напугана, Мария старалась говорить как можно спокойнее, ласковее.

- Бабушка Маша, это ты?

Девочка угодила в яму и долгое время проплакала. К тому времени как ее нашла женщина, девочка ели говорила от страха и усталости. Она то и дело вздрагивала, видимо сидела и рыдала она не меньше часа.

- Да, моя золотая, это я. Как же ты хорошо спряталась, никто тебя найти не мог, всей деревней тебя люди ищут, бегают, а ты вот куда забралась. Вот же мама с папой обрадуются.

- Я не пряталась, я пошла мишку посмотреть, или зайчика, а тут яма, а в ней белочка была. Я посмотреть полезла, а яма глубокая, а я маленькая и вылезти не смогла. А белочка взяла и убежала, а я осталась и не успела с ней поиграть, и мне страшно было. Я плакала, а меня не слышал никто. Я и маму звала, и папу, и тебя, а потом подумала что меня мишка услышит, придет и съест, поэтому я замолчала и сидела тихо, как мышка.

Девочка говорила обо всем сразу, но Мария видела, девочка очень напугана. Чтобы помочь малышке выбраться, женщина легла на краю ямы и протянула девочке руки.

Ухватив девочку за руки, она попыталась вытянуть ее и несмотря на то что девочка была худенькая, получалось плохо— сказался недавний приступ и неделя проведенная практически без еды. Тем не менее женщина понимала, от нее зависит сейчас слишком многое. Она не могла оставить девочку и пойти позвать на помощь. Малышка и так провела одна слишком много времени, вполне вероятно, что у нее могли быть ушибы, или того хуже- перелом.

- Анечка, зайка, а ты не ушиблась? Ножки или ручки не болят?

- Нет, немножко ножка болела, но уже прошла.

Собрав все силы, Мария потянула девочку и смогла вытащить ее на край, а тут и сама Анечка стала помогать своей спасительнице, цепляясь ножками за корни деревьев.

Выбравшись, Анечка бросилась обнимать свою спасительницу. Мария Ивановна поняла что силы, не понятно откуда взявшиеся, едва она услышала что девочка пропала, покинули ее. Она несколько раз попыталась подняться, но ничего не получалось. Крепких деревьев поблизости не оказалось, а на тонкие невозможно было опереться.

Продолжение следует...

3 часть

5 часть