Когда читаешь новостную сводку и узнаешь о том, что простые россияне передают миллионы рублей злоумышленникам, невольно думаешь, что с тобой такого не случится. Уж слишком очевидны уловки, чтобы отдать мошенникам кровно заработанные!
Однако люди продолжали и продолжают попадаться на «удочку» преступников — и жертвами становятся как простые рабочие, так и люди с учеными степенями.
В телеграм-канале Управления по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий МВД России сообщили, что наиболее распространенные схемы мошенничества так или иначе связаны с выманиванием кода безопасности, отправляемого по SMS. Чаще всего мошенники представляются банковскими работниками, операторами связи, сотрудниками госструктур.
Как только злоумышленники получат ваш код безопасности, они попробуют оформить кредит или вывести средства с карт и счетов.
Против простых россиян играет статистика: телефонных и интернет-мошенников стало беспрецедентно много, и еще больше — звонков и сообщений, которые они совершают, чтобы завладеть средствами граждан. При этом, согласно статистике, только на целевой фишинг попадутся не менее 7 человек из 100. Даже мизерный процент успешных махинаций в десятках и сотнях тысяч операций, которые совершают киберпреступники ежедневно, приведет к сотням и сотням жертв.
Новые схемы мошенничества
Атаки на граждан могут быть как точечными, направленными на конкретного человека, так и неперсонифицированными, когда мошенники «в холодную» связываются с людьми по телефонам и через мессенджеры. Далее рассмотрим несколько схем, которые преступники активно использовали этой осенью.
«Вам звонит помощник судьи….»
В данной схеме злоумышленник представится помощником судьи и предложит вам получить уведомление о дате судебного разбирательства через «Госуслуги». Данная легенда используется для того, чтобы получить код доступа к сервису. Важно: в качестве жертв выбираются граждане, у которых на момент звонка есть действующие судебные разбирательства — это усыпляет бдительность наших граждан.
Мошенники чрезвычайно хорошо осведомлены о ходе разбирательства, знают номер дела, фамилию судьи, имена участников и иные подробности.
В ходе диалога, как правило, злоумышленник сообщает, что жертва должна получить через сервис «Госуслуг» документы, которые судья попросил взять с собой на заседание; либо через этот же сервис нужно получить уведомление о следующем заседании. Для подтверждения согласия человека просят назвать код из SMS.
«Звонок из энергосбытовой компании»
Одна из наиболее популярных схем мошенничества этой осени направлена на пенсионеров. Злоумышленники представляются сотрудниками коммунальных служб и предлагают заменить электросчетчики. Схема разыгрывается под видом регистрации в электронной очереди: человека просят назвать «номер очереди», который на самом деле является кодом безопасности от личного кабинета на «Госуслугах».
«Проверка адреса»
В еще одной схеме мошенники представляются сотрудниками социального фонда, задача которых — проверить фактический адрес проживания с адресом, указанным в прописке. Наивных пенсионеров запугивают тем, что факт несоответствия адресов может привести к полному аннулированию социальных выплат и даже к уголовной ответственности. Не готовые к такому диалогу, растерянные, пенсионеры чаще совершают целевые действия, то есть называют личные данные, совершают необдуманные финансовые операции и проч.
Откуда у мошенников ваш номер телефона и личные данные?
Основной источник персональных данных для мошенников — утечки информации из организаций и предприятий. Важно понимать, что утечка может случиться не только в небольших компаниях: данные похищают и в учреждениях здравоохранения, и службах доставки, и в почтовых отделениях, и в учреждениях образования, и на больших промышленных предприятиях. Основная причина утечек — недостаточность мер по обеспечению безопасности информации, принятых в организациях.
Примечательно, что даже несмотря на меры, принимаемые на государственном уровне, штрафы и санкции, которые налагаются на компании за халатное обращение с персональными данными граждан, количество утечек только растет.
Как защитить себя и свои деньги?
- По возможности не отвечайте на звонки с незнакомых номеров и не вступайте в переписку с незнакомыми людьми. Если диалога не избежать, постарайтесь как можно быстрее закончить его — особенно если вам предлагают какие-то услуги или информацию. Даже если вам звонят из «органов правопорядка», помните: за завершение телефонного звонка не предусмотрена ответственность.
- Не передавайте коды безопасности из SMS третьим лицам.
- Не передавайте личные данные третьим лицам, не регистрируйтесь на подозрительных интернет-ресурсах.
- Помните: ваши друзья и родственники также могут стать жертвой мошенников! Если вам приходит ссылка от контакта, которому вы доверяете, не спешите переходить по ней — задайте несколько уточняющих вопросов.
- Из-за регулярных утечек персональных данных граждан даже из государственных учреждений на руках у мошенников может быть любая информация о вас: паспортные данные, место работы и учебы, дети, адрес регистрации и фактический адрес проживания, совершенные недавно покупки и проч. Имея на руках такие чувствительные данные, злоумышленник может представиться сотрудником органов правопорядка, представителем пенсионного фонда или МФЦ.
Читайте также:
Спам и фишинг рассылки - актуальные угрозы в сети для россиян
Почему россияне так часто попадаются на уловки мошенников в сети?