Найти в Дзене
ТыжИсторик

Первый кадетский корпус: буря и натиск

Автор: Роман Коротенко В предыдущем рассказе об одном из самых знаменитых военных учебных заведений Российской империи говорилось о роли личности в его истории. Разумеется, запрос на учебный центр для собственной элиты был более чем насущным в России начала XVIII века — однако если бы не инициатива генерального прокурора графа Ягужинского, то кто знает, сколько ещё времени прошло бы до его появления? И если бы Миних не сохранил Санкт-Петербург после смерти Петра I, кто знает, нашлось бы в Москве место для его размещения? И если бы в 1786 году директором кадетского корпуса был бы назначен не сын германского принца Фёдор Ангальт, явилось бы следующее десятилетие «золотым веком» для Первого кадетского корпуса? Предыдущий рассказ закончился на том, что после смерти Ангальта новым директором Первого кадетского корпуса был назначен генерал-майор Михаил Илларионович Кутузов. И первыми его словами, обращёнными к кадетам, были следующие: Граф Ангальт обходился с вами, как с детьми, а я буду обх
Оглавление

Автор: Роман Коротенко

В предыдущем рассказе об одном из самых знаменитых военных учебных заведений Российской империи говорилось о роли личности в его истории.

Разумеется, запрос на учебный центр для собственной элиты был более чем насущным в России начала XVIII века — однако если бы не инициатива генерального прокурора графа Ягужинского, то кто знает, сколько ещё времени прошло бы до его появления?

И если бы Миних не сохранил Санкт-Петербург после смерти Петра I, кто знает, нашлось бы в Москве место для его размещения?

И если бы в 1786 году директором кадетского корпуса был бы назначен не сын германского принца Фёдор Ангальт, явилось бы следующее десятилетие «золотым веком» для Первого кадетского корпуса?

Предыдущий рассказ закончился на том, что после смерти Ангальта новым директором Первого кадетского корпуса был назначен генерал-майор Михаил Илларионович Кутузов.

И первыми его словами, обращёнными к кадетам, были следующие:

Граф Ангальт обходился с вами, как с детьми, а я буду обходиться с вами, как с солдатами.

Малолетние солдаты

Кутузов, как и многие предыдущие директора кадетского корпуса, начал с реформ: он отменил деление кадетов на группы по возрасту, и вернул в корпус ротную систему, когда в каждой роте числились кадеты разных возрастов.

Исключение составили только самые младшие воспитанники, попечение над которыми было сохранено за женским персоналом.

Кроме того, Кутузовым в программу обучения был введён новый предмет: тактика, которую он сам и преподавал.

Кадеты же, на занятиях по тактике составлявшие схемы былых сражений, заодно получали навыки военной картографии.

Ещё одним важным шагом Кутузова было увольнение всех преподавателей-иностранцев (что фактически означало увольнением всех прежних преподавателей) и замена их русскими офицерами.

Так что можно сказать, что Первый кадетский корпус именно при Кутузове стал действительно военным учебным заведением.

Клингер

Ещё одним директором Первого кадетского корпуса, которого можно назвать выдающимся человеком мирового масштаба, был Фридрих Максимилиан Клингер.

Клингер
Клингер

Возможно, читатель когда-либо слышал о таком феномене немецкой литературы конца XVIII века, как движение «Буря и натиск» (нем. Sturm und Drang).

Ключевыми представителями этого движения являлись, например, Иоганн Вольфганг Гёте, Генрих Леопольд Вагнер, Фридрих Шиллер и многие другие, менее известные русскому читателю поэты и писатели.

Так вот, своё название это движение получило благодаря одноимённой пьесе, автором которой как раз и был Фридрих Максимилиан Клингер.

Считается, что его пьеса «Буря и натиск» провозглашала идею бунта ради самого́ бунта, то есть без отношения к какой-либо практической цели.

Как говорил персонаж пьесы юноша Вильд:

Давайте бесноваться и шуметь, чтобы чувства закружились, как кровельные флюгеры в бурю. В диком грохоте находил я не раз наслаждение, и мне как будто становилось легче.

И вот именно этот литератор, сын прачки и полицейского, в 28-летнем возрасте оказывается в свите принцессы Софии Марии Доротеи Августы Луизы фон Вюртемберг, которая отправилась в Россию и превратилась в Марию Фёдоровну, вторую супругу будущего императора Павла I, мать будущих российских императоров Александра I и Николая I.

Обложка первого издания той самой знаменитой пьесы
Обложка первого издания той самой знаменитой пьесы

В России штю́рмер (то есть «бунтарь» по-немецки) Фридрих Максимилиан Клингер становится личным библиотекарем на тот момент ещё цесаревича Павла Петровича, а также лейтенантом русского флота.

Говорят, что в Первый кадетский корпус Клингер был переведён в возрасте 49 лет по состоянию здоровья, будучи уже в чине генерал-майора.

Первый кадетский корпус (гравюра начала XIX века).
Первый кадетский корпус (гравюра начала XIX века).

Что характерно, бывший основоположник движения германских бунтарей в России становится ярым противником малейшего намёка на бунт.

При директоре Клингере дисциплина в Первом кадетском корпусе была жесточайшая: даже за невинные детские шалости назначались от 30 до 50 ударов розгами.

Со слов композитора Николая Титова, бывшего кадета, Клингер часто говорил, что русских надо меньше учить, а больше бить.

Ещё один выпускник кадетского корпуса писатель Фаддей Булгарин вспоминал:

Он был строг в наказаниях и не прощал никогда. Он только тогда обращался к кадетам с вопросом, когда хотел узнать, наказаны ли они по его требованию.
«Вам розги дали?» — «Дали!», — отвечал несчастный. – «Вам крепко дали?» — «Крепко!» — «Хорошо!».

Генерал Кропотов, выпускник Первого кадетского корпуса 1801 года, о Клингере свидетельствует следующее:

На воспитание доверенного ему юношества он не обращал никакого внимания и часто по целым месяцам не видал воспитанников. С утра до ночи он сидел в своем кабинете, занимаясь своими литературными произведениями, которые пересылал потом для напечатания за границу. Минуты отдохновения он проводил со своими собаками, которых имел множество, любил их сам кормить и учил скакать через палку.

К радости кадетов, директорствовал Клингер сравнительно недолго, и в 1801 году был переведён «главноуправителем» в петербургский Пажеский корпус, куда перетянул за собою также и некоторых преподавателей из кадетского корпуса.

Всего же Фридрих Максимилиан Клингер за время руководства Первым кадетским корпусом успел сочинить четыре романа: «Фауст стран Востока, или Странствия Бен Хафи», «История одного немца новейшего времени», «Захир, первенец Евы в раю» и «Светский Человек и Поэт».

Дибич и герцог Вюртембергский

Барон Ганс Эренфрид фон Дибич, он же — генерал-майор Иван Иванович Дибич, являлся выпускником берлинской Рыцарской Академии, то есть — аналога петербургского Первого кадетского корпуса.

На прусской службе Дибич участвовал в Семилетней войне, а также в войне за баварское наследство.

В чине подполковника был нанят на русскую службу и зачислен в свиту императора Павла I.

Директором Первого кадетского корпуса Дибич был назначен фактически с единственной целью: опекать и присматривать за племянником упомянутой выше Марии Фёдоровны, герцогом Евгением Вюртембергским.

И если до этого мы знакомились в основном с выдающимися директорами Первого кадетского корпуса, то теперь самое время познакомиться с одним из выдающихся его выпускников.

Фридрих Евгений Карл Пауль Людвиг фон Вюртемберг являлся племянником не только русской императрицы, но и вюртембергского короля.

А у этого короля, кстати сказать, была прелюбопытнейшая биография.

Король Фридрих фон Вюртемберг
Король Фридрих фон Вюртемберг

Фридриха Вильгельма Карла фон Вюртемберг можно было назвать великаном: при росте 2 метра 11 сантиметров он весил порядка 200 килограммов.

Будучи герцогом Вюртемберга, однажды он попал в немилость прусскому королю Фридриху II Великому, из-за чего отправился в Россию (ну а куда же ещё!), где в чине генерал-поручика сначала был назначен командиром пехотного корпуса в Малороссии, а после — наместником в Финляндию.

Однако править финнами великану Фридриху по всей видимости было не по душе, и он возвращается в родную Вюртемберщину, бросив в России свою жену Августу Каролину фон Брауншвейг-Вольфенбюттель, которая вскоре в 23-летнем возрасте скончалась при родах (к слову, не от Фридриха).

Его четырёх детей-сироток в дальнейшем воспитывала вторая супруга Фридриха — Шарлотта, дочь британского короля Георга III.

Когда же Фридрих стал правителем герцогства Вюртемберг, его вотчина была захвачена французами.

Однако Фридрих проявляет покорность Наполеону Бонапарту, предоставляет в его распоряжение против России порядка 15 тысяч своих солдат (обратно вернётся лишь несколько сотен), за что получает от французского императора статус уже не герцога, а короля Вюртемберга (королевство просуществует до 1918 года).

Так вот, сын младшего брата этого скитальца короля-великана по протекции его родной тётки, а по совместительству российской императрицы Марии Фёдоровны, был в 8-летнем возрасте зачислен в русскую службу сразу в чине полковника, а спустя два года получил уже и генерал-майора.

Евгений Вюртембергский, племянник короля
Евгений Вюртембергский, племянник короля

И хотя формально десятилетний генерал считался шефом 2-го лейб-драгунского полка, фактически он находился «в отпуску для прохождения наук», то есть — проходил обучение в Первом кадетском корпусе.

И обучал его соответственно директор генерал-майор Иван Иванович Дибич, отец знаменитого генерал-фельдмаршала Ивана Ивановича Дибич-Забалканского.

После выпуска из Первого кадетского корпуса в 1805 году Евгений Вюртембергский поступает в действующую армию, и в первом же своём сражении против французов при Пултуске проявляет храбрость, за что и получает орден Святого Георгия 4-й степени:

В воздаяние отличного мужества и храбрости, оказанных в сражении против французских войск 14 декабря под Пултуском, где, находясь при генерале от кавалерии бароне Беннигсене, по собственному желанию был послан в самые опасные места с поручениями, которые выполнил под неприятельскими выстрелами с усердием и неустрашимостию.

В дальнейшем Евгений Вюртембергский принимал участие во множестве битв, командовал русской 4-й дивизией при Бородино, а в 1814 году во главе сводного отряда первым вступил в Париж, за что и получил чин генерала от инфантерии.

Некоторые из современников зачисляли Евгения Вюртембергского в лучшие русские пехотные командиры периода Наполеоновских войн.

И это, кстати говоря, один из многочисленных примеров того «засилья» немцев, которые с честью и достоинством служили России и приносили ей немеркнущую славу.

(Продолжение следует: Неуставное Братство)

__________________

Материал предоставлен каналом «Миростолкновение» — подписывайтесь, чтобы познавать интересное.

Например, как Россия победила в Крымской войне (1853-1856).

ТыжИсторик теперь и в телеге, заходите к нам, у нас есть печеньки, котики, рыцари, мракобесы-викторианцы и еще много всего интересного : https://t.me/tizhistorik