Страх мостов выражается в фантазиях, что «мост разрушится, обрушится (упадет), взорвется, я сам упаду с моста». В итоге человек не может переходить мосты и переезжать их в транспорте. И всячески избегает эти места.
Давайте разбираться, почему это может возникать.
1) близкий по сюжету неудачный детский опыт: на уроке физкультуры ходили по бревну и делали на нем упражнения, прыжки. Ребенок упал, все смеются, ему больно и обидно, а главное – очень стыдно. Или: гуляли по лесу, там лежало бревно между краями оврага. Ребенок побежал сам или увидел, как бежит его собака, близкий человек – бревно сломалось, падение с различным неприятным исходом. В этих двух случаях страх сформируется, если чувства недостаточно прожиты и ситуация не принята психикой.
2) семейная история: дядя бабушки погиб, пытаясь переехать реку по заброшенному деревянному мосту на телеге, потому что мост обрушился. Или: мать ехала на велосипеде через мост, когда ей было 14 лет, и внезапно из-под моста выбежала стая собак, которые начали лаять и нападать; мать еле унесла ноги. В этих двух случаях страх сформируется за счет трансгенерационной передачи в бессознательном, если чувства были недостаточно прожиты самими участниками ситуации, их близкими, и она не была принята психикой, вплоть до того, что оставалась тайной, секретом, или про это просто все забыли.
Часто бывает, что спросить о таких историях не у кого, потому что родственники умерли. Но интересно, что при обсуждении страха бессознательное само начинает подкидывать подобные сюжеты во сне – и это может быть какая-то семейная история, а не личное бсз человека.
3) Развитие психики ребенка
Думаю, самый первый Мост формируется внутриутробно и имеет материальный аналог – это пуповина. Поэтому если были проблемы с этим «мостом», человек может абсолютно иррационально бояться. Он может прийти с такой фантазией или сном: «когда я еду на машине по мосту через воду (!), мне очень страшно провалиться в воду и не выбраться из машины».
Второй Мост у ребенка формируется на этапе Переходного объекта, пространства (по Винникоту) – примерно в возрасте 5-6 месяцев. «Эти объекты репрезентируют переход младенца из состояния слияния с матерью в состояние отношения к ней, как к чему-то отдельному. Наличие феномена перехода, в теории Винникотта, помогает индивиду справляться с сепарационной тревогой и обеспечивает важнейшее качество непрерывности его психического бытия.».
Т.е. на этом этапе в норме ребенок может отползти от матери (5-8 мес.) и затем вернуться к ней обратно. По аналогии вы наверняка видели людей, которые пытаясь преодолеть мост, начинают ползти по нему – возможно, этот язык тела говорит о том, что были сложности с переходным объектом и пространством, и в психике это так и не сформировано. Эти люди скорее всего будут также страдать от тревоги депрессивного типа, т.к. по жизни ощущать себя «брошенными», «безобъектными».
Третий мост – это удачно пройденный Эдип, когда ребенок с материнского «берега» стремится к «отцовскому». И девочки потом стремятся обратно на «материнский», а мальчики остаются на «отцовском». Завершается эта прекрасная пора формированием в психике «родительской пары» и сепарацией от нее (как я писала ранее в статье про разницу между Сексуализацией и сексуальностью). Тут, конечно, можно целую главу написать о том, как ходить по мосту от мамы к папе и обратно, а потом выехать из их Замка через каменный мост, покинув родительское Королевство, и отправиться в собственное путешествие))
4) Архетипическое – САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ.
Есть такое весьма алхимическое понятие – «лиминальность», которое означает «пороговое», «пограничное» или переходное состояние между двумя стадиями развития человека или сообщества. Термин предложил французский антрополог Арнольд ван Геннеп в 1909 году. Он исследовал церемонии и традиции, которые сопровождают изменение социального статуса человека (рождение, школа, вступление в брак, развод и прочее). Сюда же мы относим обряды инициации (переход из одного состояния (детства) в другое (взрослость)), болезнь, утрату близкого, собственный переход от жизни к смерти, фантазии о попадании в рай или ад.
Люди боятся лиминального пространства, потому что не знают, что их ждет дальше, или не готовы к изменениям, или не хотят расставаться с привычным старым, мозг жаждет гомеостаза и предсказуемости. В наше время довольно сложно проходить лиминальное пространство, потому что в культуре стало меньше готовых обрядов для психики и поднимается сильное сопротивление к неопределенности. И жизнь будто сама вынуждает и подталкивает всеми способами к трансформации, причем порой очень жестко.
В следующей статье я разверну тему Мостов и страха перехода, опираясь на мифологию.
А пока предлагаю вам поискать образы мостов, которые актуальны для текущего состояния вашей души, и пофантазировать «почему именно такой мост», а еще лучше – поделиться изображением этого моста в комментариях 😊
Если вы ищете Супервизорскую группу в аналитическом подходе, приглашаю в свою: https://www.b17.ru/trainings/psychosomatics_group_dlya_psihologov/
Автор: Гаврилейко Галина Игоревна
Психолог, Аналитический супервизор невролог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru