Когда я только начинала работать, я была довольно нетерпимой и резкой. Моя начальница тогда впервые поставила мне рамки и по сути учила вежливой коммуникации на работе. Не могу сказать, что я была грубьянка, но я могла нарушать личные границы, не всегда понимая это.
Вот прошло уже 10 лет с того дня, и сейчас я думаю, что вежливость – это залог успеха при построении карьеры.
Что такое вежливость?
Вежливость – это умение корректно, т.е. соответственно ситуации общаться с коллегами, руководителями, не переходить на крик, а также умение чувствовать границы другого человека и не нарушать их, либо нарушать, но тактично, сглаживая острые углы.
Примеры невежливости
1. Сидя на дзен и работая в коллективах, я замечаю, что люди за 40, часто не обладают таким качеством. Для меня это было всегда загадкой, почему? Как будто таким людям уже становится настолько лень соблюдать какие-то правила, они застывают в своей маске величия, занимая какую-то должность, имея опыт и соответственно не желая хоть как-то вести себя тактично, корректировать свое поведение.
Это что-то сродни выражению:
Я – начальник, ты – дурак, ты - начальник, я – дурак.
2. Либо это влияние советского воспитания, мне лично постоянно в своей жизни приходится делать скидку на то, что в СССР людей вежливости просто не научили. Это касается и некоторых мои родственников, в том числе, и, например, дзена, прям сразу видно по комментарию, кто из какой эпохи пишет. Сейчас, благодаря развитию психологии, люди все-таки в большинстве своем становятся более тактичными и клиенториентированными, например, в бизнесе. Думаю, вы это тоже замечали.
3. Очень часто мужская среда более грубая и агрессивная. Тут я тоже всегда на это делаю скидку. Но что удивительно, за все время моей работы – ни один мужчина никогда не разговаривал со мной грубо или невежливо. Видимо, между собой маскулинность парни проявляют, а нас девушек все-таки берегут, это приятно.
Я сразу заранее извиняюсь перед теми, кто попадает в описанные мною типы личностей, но невежливым не является. Это так, всех грести под одну гребенку нельзя, но это просто такое статистическое наблюдение.
Почему вежливость важна?
1. Вежливое отношение менеджера к сотруднику подчеркивает уважение и значимость сотрудника. Понятно, что задача каждого менеджера заставить своего подчиненного сделать то, что ему нужно. Когда это делается в вежливой форме – работник воспринимает это как что-то адекватное, а не эксплуататорство, как то, что его ценят как человека и как профессионала.
2. Вежливое отношение помогает сглаживать конфликты. Если работника критиковать, но делать это в вежливой форме, то тогда все это воспринимается как критика работы, а не его самого. Поэтому работник не воспринимает это так остро.
Да и даже самый грубый человек при вежливом контакте противоположной стороны начинает сглаживать свою грубую манеру и пытается быть более тактичным. Невозможно орать на человека, который сидит спокойно и вежливо разговаривает с вами.
3. Вежливое общение в коллективе создает атмосферу безопасности. Если вы можете подойти с тупым вопросом или уточнять что-то 280 раз, а коллега/начальник абсолютно адекватно на это реагирует, пытается помочь, то вы чувствуете, что вы можете быть неидеальным, глупым, ошибаться, но вас примут в этом, потому что все это абсолютно нормально для живого человека. Мы все делаем общее дело и хотим сделать его, как можно лучше, но иногда можем тупить, ошибаться, и это нормально! А если в такой уязвимой ситуации человек получает порцию агрессии от своего коллеги, руководителя, то человек начинает замыкаться, делать как попало, лишь бы сделать, чтобы от него отстали. А все это не приносит никакого хорошего результата ни работнику, ни руководителю, ни компании.
4. Вежливое общение помогает другому человеку раскрыться. Если работник видит, что с ним разговаривают корректно, не нарушают его личных границ, учитывают его желания, то человек становится более продуктивным, расслабленным, готов поделиться своими болям и инициативами без страха нарваться на порцию негатива.
Почему люди избегают быть вежливым?
Мне кажется, что многие люди воспринимают вежливость, тактичность как слабость. Если мы привыкли, что мир агрессивный и злой, то нам выгодно зеркалить ему, чтобы не попасть впросак. Если же человеку показать, что мир открыт и ему готовы помочь, то сердца начинают смягчаться, как неудивительно.
Почему не надо терпеть невежливое отношение?
Многие мне говорили, ну закрой рот и сиди, слушай, ну вот такой человек, не все должны быть вежливыми. Каждый раз я сидела, терпела, а потом просто увольнялась в стенаниях.
Я моментами ощущала, что невежливая коммуникация затрагивает не только мою тонкую душевную организацию, но и даже мое достоинство, самоуважение, вот такое точно терпеть не стоит, потому что оно разъедает изнутри.
Если вы можете терпеть бестактное отношение, то здорово, значит этот текст не для вас. Но если вы не можете этого делать, то необходимо отстаивать свои границы и показывать, что с вами так нельзя, а если ничего не меняется, то искать новое место.
Почему это важно для карьеры?
Конечно, если вы не знаете свою работу и не умеете приносить результат, никакая вежливость повышению не поможет. Но если вы действительно профессионал, то вежливость будет важным союзником на пути к достижению цели.
Коммуникации на верхних этажах власти предполагают тонкую игру с каждым из людей, умение манипулировать, а лучше всего такие трюки воспринимаются, когда вы делаете это вежливо. Ни раз я попадала в ситуацию, когда меня обвели вокруг пальца, но сделали это так эффектно и аккуратно, с предыханием тактичности, что манипуляцию я распознавала только через время.
P.S. У меня также есть канал о путешествиях по России с советами и вдохновляющими идеями) Если интересно, присоединяйся: https://t.me/Workaholic_Reisen. Сейчас рассказываю о своём переезде в Питер)