- – Тоня, ты что! – всполошилась Галина Петровна. – Какие в нашем возрасте сыщики? Вон, участковому позвони...
- – Тоня, ты видела? – возбуждённо зашептала она. – Тут статья про новый торговый центр! Его хотят строить прямо на месте наших участков!
- – Да что вы говорите! – деланно удивился председатель. – Надо бы камеры установить...
– Тоня, может, это просто ветер? – неуверенно предположила соседка Галина Петровна, переминаясь с ноги на ногу у входа в теплицу.
– Да что ж это такое! – всплеснула руками Антонина Павловна, глядя на разбросанные по земле осколки любимого термометра. – Третий раз за неделю. Да и какой ветер, Галя? В теплице-то? – Антонина Павловна покачала головой, осторожно собирая осколки. – Тут явно чья-то рука постаралась.
Она медленно выпрямилась, придерживая поясницу, и окинула взглядом свою гордость – теплицу с призовыми огурцами. Третий год подряд её "изумрудное чудо" занимало первое место на районной выставке, и это, похоже, кому-то очень не нравилось.
Начиналось всё с малого. Сначала пропал специальный дневник, куда Антонина Павловна скрупулёзно записывала все свои огуречные секреты – температуру, влажность, время полива. Потом кто-то опрокинул горшки с рассадой. А теперь вот и до термометров добрались.
– Знаешь, Галя, – задумчиво произнесла Антонина Павловна, – а ведь у меня идея появилась. Раз уж на пенсии делать нечего, поиграем в сыщиков.
– Тоня, ты что! – всполошилась Галина Петровна. – Какие в нашем возрасте сыщики? Вон, участковому позвони...
– Нашему участковому? – усмехнулась Антонина Павловна. – Который даже заявление о пропаже соседского кота три месяца рассматривал? Нет уж, сами справимся.
Вечером того же дня Антонина Павловна сидела за кухонным столом, разложив перед собой тетрадь в клеточку. Учительская привычка всё систематизировать никуда не делась и после выхода на пенсию.
"Итак, что мы имеем?" – написала она аккуратным почерком. – "Порча имущества началась после объявления о предстоящей выставке. Значит, кто-то очень не хочет, чтобы мои огурцы снова победили".
Список подозреваемых получился неожиданно длинным. Зинаида Кузьминична с участка №14, чьи помидоры всегда занимали второе место. Новенькие соседи с участка №23, которые почему-то очень интересовались составом её грунта. И, конечно, председатель садового товарищества Виктор Семёнович, который в последнее время настойчиво предлагал продать ему теплицу...
На следующее утро Антонина Павловна приступила к операции, которую про себя назвала "Капкан для вредителя". На грядки она насыпала специальный песок, который должен был сохранить следы незваного гостя. А в углу установила старенький фотоаппарат внука с функцией ночной съёмки.
– Бабуль, ты точно с ним справишься? – спросил Димка по телефону, подробно объясняя настройки.
– Не забывай, дорогой, что я тридцать лет информатику в школе преподавала, – усмехнулась Антонина Павловна. – Справлюсь как-нибудь.
Первые две ночи прошли спокойно. А вот на третью фотоаппарат сработал. Антонина Павловна, едва дождавшись рассвета, помчалась в теплицу. В этот раз вредитель разбил термометр для почвы и опрокинул канистру с удобрениями.
Руки дрожали, пока она просматривала снимки. И вот оно – размытое, но всё же различимое лицо... Виктора Семёновича! Председатель садового товарищества собственной персоной!
– Вот оно что... – пробормотала Антонина Павловна. – Но зачем ему это?
Ответ пришёл неожиданно. Вечером того же дня к ней заглянула Галина Петровна с газетой в руках.
– Тоня, ты видела? – возбуждённо зашептала она. – Тут статья про новый торговый центр! Его хотят строить прямо на месте наших участков!
– Что?! – Антонина Павловна схватила газету. – "Современный торгово-развлекательный комплекс... расширение городской инфраструктуры... расселение дачных участков..." Вот оно что!
– А я ещё слышала, – продолжала шептать Галина Петровна, – что Виктор Семёнович уже и документы какие-то подписал. Только вот по закону нужно согласие всех владельцев участков.
– И поэтому он пытается выжить непокорных! – догадалась Антонина Павловна. – Ведь моя теплица – практически местная достопримечательность. Пока она приносит призы, никто не захочет сносить участки...
План созрел мгновенно. На следующий день Антонина Павловна отправилась на приём к председателю.
– Виктор Семёнович, – начала она, присаживаясь напротив него, – я тут подумала над вашим предложением о продаже теплицы...
– И что надумали? – оживился председатель.
– Готова продать, – улыбнулась Антонина Павловна. – Только вот есть одно условие – хочу, чтобы сделка была официальной. Со всеми документами.
– Зачем такие сложности? – поморщился Виктор Семёнович. – Давайте по-простому...
– Нет-нет, только официально, – настаивала Антонина Павловна, незаметно включая диктофон в кармане. – А то знаете, времена нынче неспокойные. Вот, например, теплицу мою кто-то портит...
– Да что вы говорите! – деланно удивился председатель. – Надо бы камеры установить...
– Уже установила, – спокойно ответила Антонина Павловна. – И знаете, что интересно? На снимках какой-то человек, похожий на вас, ночью крушит мое имущество. А ещё очень интересная статья в газете вышла... про торговый центр.
Виктор Семёнович побледнел.
– Вы... это... – начал он.
– А теперь слушайте внимательно, – перебила его Антонина Павловна. – Сейчас мы с вами поедем в полицию. У меня есть фотографии, записи и свидетели. И или вы честно рассказываете про все свои махинации с торговым центром, или я подаю заявление о порче имущества. Выбирайте.
Через месяц в местной газете вышла новая статья. О том, как бдительные дачники раскрыли мошенническую схему с продажей земель садового товарищества. А ещё через неделю Антонина Павловна в четвёртый раз получила первый приз за свои изумрудные огурцы.
– Знаешь, Галя, – говорила она вечером соседке, попивая чай с малиновым вареньем, – а ведь если подумать, это всё огурцы. Не было бы их – не было бы и расследования.
– Да уж, – качала головой Галина Петровна. – Кто бы мог подумать, что обычные огурцы помогут раскрыть преступление! А может, тебе детективы писать начать? Будешь как эта... Агата Кристи!
– Ой, нет, – засмеялась Антонина Павловна. – Какие уж тут детективы. Вот огурцы – это моё. Кстати, хочешь, научу своему секретному рецепту подкормки?
И две пенсионерки, склонив головы над чайным столом, погрузились в обсуждение огуречных премудростей, время от времени посмеиваясь над незадачливым председателем, который хотел обмануть простых дачников, но не учёл одного – что пенсионеры бывают очень наблюдательными. Особенно когда дело касается их любимых грядок.
А на подоконнике уже подрастала новая партия рассады – к следующей выставке нужно было подготовиться основательно. Ведь теперь Антонина Павловна точно знала: её огурцы не просто овощи, а настоящее орудие справедливости!