Вы знаете, что я от такого не в восторге. Есть учебный год, значит, надо учиться. А то кто-то в сентябре уедет, кто-то в октябре, а учителю как со всем этим выруливать? Но, с другой стороны, а если у родителей отпуск не летом? Не отдыхать, что ли, всей семьей?
Расскажу случай, с которым я на днях столкнулась. На мой взгляд, здесь обе стороны совсем не молодцы. А разруливать, кажется, придется мне, хотя я вообще не при делах. ))
Значит, ситуация такова. Приводят ко мне ученицу. Так получилось, что она была буквально на нескольких уроках английского, потом они уехали отдыхать чуть не на месяц. Потом она заболела – тоже чуть не месяц.
Приходит на английский. Учительница вызывает ее к доске и говорит что-то типа:
- Так, Иванова, я смотрю, ты тут много отдыхала вместо учебы. Все учатся, а ты на пляже лежишь? Вообще-то учебный год в разгаре, а вы с мамой отдыхать вздумали. Ну что, полежала на пляже, а работать кто будет? Видите, дети, вы тут учились, старались, а Иванова отдыхала. Вот сейчас проверим, что она знает, уж наверное, все выучила, раз в школу не ходила.
- Ачетакова? – скажете вы. – Правда же. И учительница права.
Давайте я объясню. Учительницу эту девочка видела считанные разы, думаю, даже в лицо и по имени ее толком не помнит. Для нее она незнакомый человек. Человек, обладающий властью. Который вызвал ее к доске, то есть поставил перед всем классом и начал публично эту власть использовать. Причем весьма унизительно, вы не находите?
Вопрос с отдыхом решает не девочка, это решают родители. Думаю, все прекрасно понимают, что второклассница никак на такое решение не повлияет. Ей сказали, что едут. Все. Поэтому, согласитесь, предъявлять претензии к ученице по меньшей мере странно. Это надо беседовать с родителями.
Нет, родителей тоже зацепили, но как-то опосредованно. Учительница английского написала классной:
- Передайте, пожалуйста, родителям Ивановой, что во время учебного года учащиеся обязаны посещать занятия, а не отдыхать. И что Иванова теперь сильно отстает по моему предмету, пусть примут меры.
Возвращаясь к ситуации у доски. Высказалась учительница. И что-то девочку спросила. Та, разумеется, не ответила. И еще не ответила. И еще. Учительница еще повысказывалась на тему неуместного отдыха и поставила ей два.
И КАЖДЫЙ урок она этой девочке высказывалась по поводу отдыха. Ну, все то же самое: отдыхала, в море купалась, а теперь ничего не знаешь.
Нет, в одном я с ней согласна. Если уж родители увозят ребенка отдыхать во время учебы, они должны обеспечить усвоение им учебного материала. Как – это уж их проблемы, но должны. Ибо это их выбор. Потому что если не обеспечат, то страдающей стороной останется именно ребенок.
Я маму спрашиваю:
- Может, вам бы следовало сходить в школу и поговорить с учительницей?
- Ой, нет, я боюсь, я с ней разругаюсь в пух и прах. И тогда будет еще хуже.
- Может, попробовать в другую подгруппу перейти?
- Я пыталась, но в школе сказали, чтобы мы сначала попробовали репетитора. Вот мы и пришли к вам. Вообще-то она на английский до школы ходила, она и алфавит знает, и цвета, и говорит все. Я не думала, что будут проблемы.
Начинаем заниматься. Вроде бы в начале урока да – полный ужас и вообще. Сказать не может, написать не может, ничего не может.
Я тогда попросила ее разложить мне буквы по алфавиту для следующего второклассника. И рассказала, как я по три часа в день учу с разными детьми алфавит, а они никак не могут запомнить, и я уже сама с ними путаюсь, где какая буква. Поэтому желательно, чтобы кто-то посмотрел свежим взглядом. Или потом вместе по учебнику сверим.
Вроде потихоньку процесс пошел, смотрю, раскладывает правильно. Я называю буквы вразбивку, прошу показать – тоже правильно. Прошу ее какие-то буквы называть – и это правильно. Я радостно восхищаюсь тем, что она, в отличие от других, не путает «джи» и «джей», «ай» и «эй», «си» и «эс».
И к концу урока я с удивлением обнаруживаю, что девочка действительно «говорит все». Нет, не идеально, немного путается, но она и алфавит знает, и лексику.
Я аккуратно спрашиваю, почему же она учительнице не отвечает.
Она мне тоже не отвечает, смотрит в сторону и молчит.
Тут понятно все, замкнулся человек. Или теряется, когда вот это все у доски начинается. Причем, как я поняла, она теряется и письменно. То есть у нее в принципе на английском и именно с этой учительницей полный ступор.
У меня она тоже не сразу начала отвечать и писать нормально. Сначала долго молчала, начинала вроде что-то говорить и тут же замолкала. И дальше отвечала только после многократного:
- Так правильно же начали, правильно, молодец.
И писала примерно таким же образом. Вроде начнет вести линию – остановится. И продолжает только после моих многочисленных высказываний о том, что она делает правильно.
Итоги и выводы
Сейчас у нас конец учебного триместра, на следующей неделе будут выставляться оценки. У девочки всего одна оценка есть. Это 2. Вероятно, она не будет аттестована. Понятно, что в этом триместре уже ничего не сделаешь.
А вот что будет дальше – я не знаю. В целом, я уверена, что на уровень школьной программы и даже выше я ее натаскаю. Но будет ли это заметно в школе? Вот в этом я сильно сомневаюсь. И сомневаюсь, что я как-то в этом плане смогу повлиять. Я все же не психолог, я репетитор.
То есть сделать так, чтобы ученику было комфортно у меня на занятиях, я могу. Чтобы было комфортно в других условиях, причем изначально очень дискомфортных, я не могу.
Я считаю, что тут какое-то противостояние учительницы и родителей, в которое оказался втянут ребенок.
И я считаю, что неправы обе стороны. Но, честно говоря, если есть выражение «более неправый», я считаю вот этой более неправой учительницу. К чему все эти перфомансы в сторону ребенка? Ты иди с родителями разборки устраивай, если на то пошло. Звони, пиши, вызывай в школу.
В общем, сейчас я в некотором тупике. И не могу пока наметить свою линию поведения. Кроме того, конечно, что учить, учить и еще раз учить.
Высказывайтесь, уважаемые читатели, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал здесь и в Телеграме – узнаете много нового и интересного!
Вот о чем я писала 10 ноября в прошлом году:
Пятничный дайджест по всяким обучающим штучкам-дрючкам
Все мои статьи в хронологическом порядке можно почитать здесь.