Мойры, которые прядут наши судьбы, любят пошутить и заплести жизненные нити так, что просто диву даешься. Например, когда в 1911 году «Мону Лизу» украли из Лувра, очень многие были уверены, что кражу заказал никто иной как барон Шлихтинг.
Почему французы так решили? Потому что барон:
а)русский,
б)богатый
в)коллекционирует всякий редкости, в том числе картины.
Какие еще требуются доказательства – и так все понятно! Правда, с обвинениями как-то не получилось. Если Шлихтинг и был ко всему этому причастен, то доказательств не нашлось никаких. Пришлось извиняться.
В 1914 году «Мона Лиза» нашлась, а барон – отправился в лучший из миров. Оказалось, что у него с Лувром есть джентльменское соглашение: барон за неимением наследников оставляет свою коллекцию Лувру, а Лувр называет один из залов его именем.
Надо отдать должное, французы исполнили данное русскому барону обещание. Еще бы они его не исполнили, когда армия Самсонова положил свои головы в Восточной Пруссии, чтобы у французов получилось их «Чудо на Марне». Так в Лувре навсегда появился зал №623 имени русского барона Василия Васильевича Шлихтинга.
Что было дальше?
Дальше случилась в некотором роде комедия.
Потому что в июне 1939 года в Лувр вошел сын русского эмигранта художник Серж Богуславский, нарядившийся почему-то в рабочую одежду. Он отправился прямиком в зал 623, подошел там к картине Антуана Ватто «Безразличный», снял ее со стены и направился к выходу.
Музейный служитель поинтересовался, а что тут, собственно, за кес кю се происходит и куда это господин отправляется с картиной?!
Богуславский не моргнув глазом, на голубом глазу ответил:
- На реставрацию.
Ну на реставрацию, так на реставрацию, ответил служитель и пропустил Богуславского.
Конечно, ни в каких мастерских Богуславский с картиной не появился . И вообще – это мы с вами знаем, что он Богуславский. А тогда, в 1939 году этого никто не знает. В музее очнулись и поняли, что картину Ватто украли средь бела дня.
Прямо как «Мону Лизу», на ровном месте. И кража случилась в зале Шлихтинга, ага. Лучше места не придумать!
И как тут не поверить в судьбу. Ведь такие случайности, они знаете, не случайны!
Парижская полиция сбилась с ног, но картина как сквозь землю провалилась. Её не пытались продавать по-тихому через арт-салоны. Она не всплывала на самом черном из черных рынков. Но в августе 1939 года, когда мир сделал первый шаг к грядущей пропасти, Серж Богуславский снова пришел в Лувр и принес пропажу, заявив, что реставрация картины закончилась.
Оказалось, что перед тем, как Богуславский «позаимствовал» картину, ей проводили музейную реставрацию. То, что сделали профессиональные мастера, Сержу не понравилось, он решил, что из него получится куда как лучший реставратор. Правда, искусствоведы пришли в небольшой шок, так как горе-«реставратор» размыл часть деталей картины, а для восстановления защитного покрытия использовал автомобильный лак. Далее, кто больше прав, Богуславский или профессионалы Лувра, решал почему-то не научный совет, а уголовный суд, оценивший реставраторский зуд художника всего лишь в пять лет тюрьмы.
Но с другой стороны Богуславский немного потерял. Ведь пока он сидел во французской тюрьме, через наш увлекательный мир жутким вихрем пронеслась Вторая Мировая война. Кто знает, чтобы случилось с Богуславским, если бы не эта история с «реставрацией».
Ну и как тут не вспомнить, что мойры, прядущие нить судеб – большие шутницы.
-------------
Не ленитесь, ставьте лайки :) Они поднимают настроение и вместе с вашей подпиской помогают развитию канала. А еще на меня можно подписаться в Телеграме.