И снова в эфире марафон чтения произведений Ф.М.Достоевского в честь его дня рождения! Он продлится до 11 ноября 2024. Вы ещё успеваете участвовать. Подробности в конце статьи.
Автор эссе: Владимир Георгиевич Устинов
Начало книги мне когда-то казалось затянутым. Что часто, впрочем, у Достоевского случается. Неторопливо и обстоятельно разворачивает автор картину. Надо нарочито быть внимательным: читать страницу за страницей, не пропуская слов, осмысливая каждую фразу. И тогда в награду ты вдруг, как Алиса, провалишься в сказку. Сказка поглотит тебя, юзернейм. Добро пожаловать в самую страшную книгу мирового худлита.
Что значит "страшная книга"? Разно оно бывает. Кто-то страшится Стивена Кинга, кто-то Лавкрафта. Страшится, но читает - нервы, значит, щекочет, интеллектуального адреналину в кровь впрыскивает. Лично я, правда, считаю, что все эти триллеры и хорроры суть продвинутые модификации детских страшилок про Пиковую Даму.
Что Пиковая Дама, что Чёрная Рука, что монстры Блоха, что демоны Блэтти, Мастертона или Булгакова, что кровожадные наркоманы Чейза - ненастоящие чудища. Потому что принадлежат физическому миру. Так читателю проще и понятней. Звёздная ли это бестия, маньяк ли это убийца - он должен быть осязаем. Или хотя бы виден. Ну или хотя бы персонифицирован.
А ведь настоящий дьявол-то совсем другой. Он - в первую очередь дух. По мелким поводам в образы не облекается. Если ему скучно - забавляется двуногими своими марионетками. А их много, очень много. По большому счёту - всё человечество. Он всем найдёт роль по амплуашечке.
Кто-то лелеет свои слабости и приходит ко злу по глупости - как мот в тенёта кредитора. Кто-то играет символами и идеями - этих ждёт расплата за несоблюдение ТБ. Кто-то по-настоящему порочен - он пойдёт по пути умножения зла. А кто-то сам целенаправленно ищет хозяина - хочет заключить фаустовский контракт. Но такие, в силу ничтожества своего, как правило, способны только потревожить его сон - и поплатятся за это. Есть и те, кто вроде и невинен - но и им не избежать участи статистов в кошмарном спектакле. Без невинных жертв зло не зло.
Вот они, наши тряпичные актёры. У каждого - биография, родня, чувства и страстишки; каждому роль отведена. Можно запускать машину действа. Вот она тихонько заскрипела и набирает обороты. Марионетки ходят, кланяются, танцуют, воздевают руки, делают резкие движения, встречаются и расходятся, снова сходятся. Кажется, что на то их воля. Но нет. Они накрепко скованы невидимыми цепочками причинно-следственных связей. Им не вырваться.
Сценарий дьявола идёт вразрез с идеями Создателя, и реальность начинает искривляться. Зло пока ещё не вытеснило добро, но добро само уже удалилось за пределы трёхмерного пространства. Марионеткам становится неуютно. Они понимают, что лишены свободы воли. И сделали это сами, отдавшись с потрохами стихиям пороков. А те беспощадны.
Зло проклюнулось в мир. Оно вьётся ядовитыми лианами, отравляет чувства, издевается над остатками совести и чести, выжигая их из душ. Калечит нравственно, умственно, физически. И начинает убивать. Не жалея правых и неправых, не делая скидки на пол и возраст.
Марионетки в ужасе. Они, кроме самых закосневших во зле, не хотели ничего такого. Они пытаются остановить адскую машину, порвать её цепи. Тщетно. Пьеса будет доиграна до конца. Все, кто должен погибнуть, погибнут. Даже если до слёз не понятно, за что.
Механизмы дьявольской шарманки бездушны и мощны, а режиссер последователен и безжалостен. Его имя не называется, его вроде как и нет. Но чем дальше, тем явственней проступает его тень за спинами актеров. Вот уже и чёрные дыры зрачков мерещатся в непроглядной тьме, вот уже и раскалённый смрад нечистого дыхания щиплет глаза и лёгкие читателей. Его не существует, но он здесь. Он Никто. Он Магнум Инноминандум. Ну ну или Ничтожащее Ничто, если по Хайдеггеру.
Изгнать его некому. Нет здесь ни светлого старца Зосимы, ни изувера-чертоборца отца Ферапонта - да и у тех хватило бы сил противостоять самому? Он сам уйдёт, спрячется, завершив свою игру. Да он и не приходил ещё толком - так, ткнул палочкой в человечий муравейник, покалечил букашек, посмеялся над ихней панической беготнёй и растворился. До поры. Он обещал вернуться, и он вернётся обязательно.
Вы прочитали блестящее эссе Владимира Устинова. Он нарочно не стал писать название произведения Достоевского и предлагает вам угадать, о каком романе идёт речь в его тексте.
Узнали? Пишите в комментариях!
БиблиоЮлия есть ещё в виде премиум-подписки , а также и в ЖЖ, ОК, ВК и ТГ ❤️