Найти в Дзене
56-я Параллель

Почему "летный век" первого отечественного широкофюзеляжника Ил-86 оказался недолгим

Ил-86
Ил-86

В 1980 году на кануне Олимпиады в Москве, Ил-86 получил Сертификат летной годности и совершил свой первый регулярный рейс Москва-Ташкент, став первым серийным отечественным пассажирским широкофюзеляжным лайнером.

Самолет Ил-86 позволял разместить 350 пассажиров на одной палубе. В салоне самолета было расположено девять кресел в одном ряду с двумя проходами, что значительно облегчало посадку и высадку пассажиров.

В 1981 году самолет установил 18 официальных мировых рекордов, включая рекорды скорости с нагрузкой от 35 до 80 тонн. Еще в ходе испытаний Ил-86 по замкнутому маршруту удалось достичь скорости полета по замкнутому маршруту длиной 2000 километров самолету удалось достичь скорости 975,3 км/ч.

Ил-86
Ил-86

Большинство рекордов первого отечественного широкофюзеляжника не были превзойдены до 2000-х годов. Более того, четырехдвигательный Ил-86 считался самым надежным самолетом среди выпускаемых в стране отечественных пассажирских самолетов.

Так почему же "летный век" советского Ил-86, на который в стране возлагали большие надежды, оказался сравнительно недолгим?

Дело все в том, что специально разработанный для него двигатель НК-86 тягой до 13 тонн, в дальнейшем и стал главной причиной преждевременного вывода из эксплуатации всего парка Ил-86.

Условно новая силовая установка НК-86, по факту представляла модификацию двигателя НК-8, которая с 60-х годов эксплуатировалась в составе самолетов предыдущего поколения Ил-62 и Ту-154Б.

Степень двухконтурности турбореактивного двигателя НК-86, влияющая прежде всего на удельный расход топлива, составляла всего-навсего 1,18. Этот показатель в несколько раз уступал соответствующим характеристикам лучших иностранных турбовентиляторных двигателей того времени.

В Советском Союзе единственным эксплуатантом Ил-86 была авиакомпания «Аэрофлот», которая собственно и формировала требования к самолёту на начальном этапе его разработки. Тем не менее, к концу 80-х Ил-86 уже планировалось поставлять на экспорт в Польшу и ГДР.

Ил-86
Ил-86

Однако выяснилось, что по сравнению с западными самолетами в этом же классе, двигатели НК-86 имеют гораздо большой расход топлива при недостаточной мощности для данного типа лайнеров.

Более того, двигатели НК-86 имели повышенную шумность, которая к тому времени переставала отвечать постоянно ужесточающимся международным нормам для гражданской авиации.

То есть появившийся в стране первый широкофюзеляжный лайнер Ил-86 всего через несколько лет после своего появления начал переставать отвечать новым требованиям по шуму и не мог совершать перелеты в большинство аэропортов Европы.

Стоит отметить, когда в конце 1987 года 4 борта Ил-86 уже были построены и готовы к передачи польской авиакомпании LOT, те отказались от них, несмотря на подписанное соглашение.

А уже в начале 1988 года аналогичным образом поступила и государственная авиакомпания ГДР «Interflug», которые к тому времени даже успели присвоить двум заказанным машинам бортовые номера. В том же году, вместо советских широкофюзеляжных Ил-86, единственный немецкий авиаперевозчик приобрел два самолета Airbus A310.

Airbus A310 а/к Interflug
Airbus A310 а/к Interflug

На тот момент новый широкофюзеляжный лайнер Airbus A310 не только отвечал международным требованиям по шуму, но удовлетворял требованиям комфорта на дальних рейсах. Его двигатели были более экономичными и более эффективными, что собственно представляло больший интерес у коммерческих авиаперевозчиков к этому лайнеру.

Учитывая то, что в Советском Союзе на тот момент не было подходящих серийных двигателей для Ил-86, было принято решение проработать установку на советский самолет английских турбовентиляторных двигатели Rolls-Royce RB211-22В с большой степенью двухконтурности 5,0 и тягой 19 тонн.

Rolls-Royce RB211-22В
Rolls-Royce RB211-22В

Однако выяснилось, что для этого требуется переработать не только ряд систем, большинство узлов и деталей самолета, но и конструкцию в целом. Это собственно и сделало в дальнейшем невозможной ремоторизацию Ил-86 на западные двигатели.

Тем не менее, это повлекло за собой разработку нового лайнера, под индексом Ил-96, где в качестве силовой установки был выбран перспективный пермский двигатель ПС-90 с тягой 16 тонн, завершающий на то время разработку в ОКБ Соловьёва.

Первый Ил-96-300
Первый Ил-96-300

С 1980 по 1997 год было построено 106 бортов Ил-86 в разных модификациях. Массовое списание и вывод из эксплуатации этих самолетов началось в стране уже с 2001 года.

А в 2010 году все самолеты ИЛ-86 навсегда были сняты с коммерческих рейсов, когда были введены очередные международные ограничения по шуму, что автоматически и окончательно закрыло «дорогу» для международных авиаперевозок первому советскому широкофюзеляжному самолету.

Ил-86 в музее гражданской авиации в Ульяновске
Ил-86 в музее гражданской авиации в Ульяновске

Пишите свое мнение в комментариях. Не поленитесь и поддержите канал лайком и подпиской. Спасибо всем за внимание !!!