Найти в Дзене

Таверна с хорошим сидром || Бретонская сказка

Давным-давно на морском побережье на севере полуострова Бретань жил одинокий человек, который держал небольшую таверну, а помогала ему старая служанка, которая осталась с ним после смeрти его родителей. Таверна была небольшой и невзрачной - соломенная крыша, выцветшие стены. Правда, расположение было исключительно удачным - на перекрёстке четырёх дорог. Каждый день мимо таверны проходило две-три дюжины человек, а в базарный день или в церковные праздники - и несколько сотен! Но все эти люди шли всё больше мимо, мало кто останавливался и заходил внутрь, а ещё меньше - оставались промочить горло. Да и то сказать, еды в таверне подавали мало, а из напитков только молоко, воду и сидр, а других напитков тогда и не знали. Хозяин таверны - Арнус его звали - только зубами скрипел, глядя, как люди проходят мимо, унося с собой свои денежки, вместо того, чтобы потратить их у Арнуса. Если уж говорить совсем начистоту, то никто и никогда не слышал от Арнуса не то, что приветливых, а хотя бы более-м

Давным-давно на морском побережье на севере полуострова Бретань жил одинокий человек, который держал небольшую таверну, а помогала ему старая служанка, которая осталась с ним после смeрти его родителей.

 Книга бретонских легенд в переводе Анны Мурадовой - источник сказки // Из личного архива
Книга бретонских легенд в переводе Анны Мурадовой - источник сказки // Из личного архива

Таверна была небольшой и невзрачной - соломенная крыша, выцветшие стены. Правда, расположение было исключительно удачным - на перекрёстке четырёх дорог. Каждый день мимо таверны проходило две-три дюжины человек, а в базарный день или в церковные праздники - и несколько сотен! Но все эти люди шли всё больше мимо, мало кто останавливался и заходил внутрь, а ещё меньше - оставались промочить горло. Да и то сказать, еды в таверне подавали мало, а из напитков только молоко, воду и сидр, а других напитков тогда и не знали. Хозяин таверны - Арнус его звали - только зубами скрипел, глядя, как люди проходят мимо, унося с собой свои денежки, вместо того, чтобы потратить их у Арнуса.

Если уж говорить совсем начистоту, то никто и никогда не слышал от Арнуса не то, что приветливых, а хотя бы более-менее вежливых речей. А его старая служанка - Кривая Йонан её прозвали, потому что у неё был только один глаз (и четыре зуба) - так вот, Кривая Йонан была лентяйка и грязнуля каких мало. Так что не так уж и странно, что таверна Арнуса совсем не привлекала посетителей.

Арнус во всём винил свою единственную служанку - мол, это она виновата в том, что в таверну никто не заходит, и скоро придётся бедному Арнусу просить подаяние.

- Но в тот день, когда я пойду по миру, - добавлял Арнус, - я сверну тебе шею, чёpтoва стаpуxа!

И так повторялось каждую неделю в базарный день. В этот день со всех четырёх дорог шли люди, и Арнус из себя выходил, когда видел, как они проходят мимо его двери, будто насмехаясь над ним (как казалось Арнусу).

Бутылка сидра, который хорошо сюда подходит благодаря этикетке // Из личного архива
Бутылка сидра, который хорошо сюда подходит благодаря этикетке // Из личного архива

И вот однажды, как раз в базарный день, Арнус снова стал допекать бедную Йонан и уже собирался было чем-то ее огреть, когда услышал, как кто-то скачет к перекрёстку по одной из четырёх дорог.

Арнус подошёл к окну и увидел всадника на красивом коне, остановившегося прямо перед домом. Уже смеркалось, но путешественник смог разглядеть вывеску над дверью. Он спешился и громко позвал хозяина. Арнус тут же выбежал на порог.

- Возьми мою лошадь, - сказал путешественник, - отведи в стойло, да покорми хорошенько. Она устала, да и я тоже. Приготовь мне ужин и кровать.

Арнус принял поводья.

- А что, - спросил приезжий, - у тебя разве нет слуги?

- Нет, господин, - ответил Арнус. - Пожалуйста, проходите в дом.

По правде сказать, приглашая гостя зайти в дом, Арнус немного беспокоился: Кривая Йонан никогда не отличалась излишней чистоплотностью, и даже в отсутствие посетителей на полу таверны валялся мусор, а столы были липкими.

Но Йонан, верно, тоже углядев гостя в окно, схватилась за метлу и быстренько замела мусор в дальние углы.

А гостя, казалось, больше обеспокоил амулет, висящий над порогом. Входя в дом, приезжий споткнулся, а от его ноги, которой он зацепился за порог, повалил дым и смрад.

- Чем это вдруг завоняло, а? - вслух удивилась простодушная Йонан.

- Не неси чепухи, старая карга, - вдруг разозлился гость и грязно выругался. - Уж если от кого-то здесь и воняет, то только от тебя.

Йонан, привычная к ругани Арнуса, не обратила на это внимания. Она копошилась у очага, пытаясь зажечь светильник. Тут к ней подошёл их таинственный гость, прикоснулся пальцами к фитилю, и светильник зажёгся. Но Йонан и на это не обратила внимания.

В этот момент вернулся и сам Арнус.

- Садитесь, пожалуйста, господин, - предложил Арнус, смахивая крошки с лавки. - Не обращайте, пожалуйста, внимания на весь этот беспорядок, служанка у меня, как видите, старая... Чего на ужин изволите?

- Принеси-ка мне чашку своего лучшего сидра, - сказал гость, - да зажарь полфунта мяса.

Я пью из бокалов, а вот в Бретани сидр традиционно подают в болэ (bolée). Это керамические чашки, как правило, объёмом 200 мл
Я пью из бокалов, а вот в Бретани сидр традиционно подают в болэ (bolée). Это керамические чашки, как правило, объёмом 200 мл

Йонан разожгла огонь, порезала мясо, а Арнус пошел в погреб за сидром. Когда все было готово, путешественник сел за стол и принялся за еду.

- И мясо хорошее, и хлеб, - заметил он, - а вот сидр никуда не годится.

И выпил одним глотком полчашки.

- Из чего ты делаешь сидр? - спросил он после этого.

- Из отборных яблок, из чего же ещё, - отвечал Арнус. - У меня там под прессом новая порция.

- Совсем безвкусный сидр! - снова произнес постоялец, ещё одним глотком осушив чашку. После этого он сказал Арнусу:

- Я научу тебя делать хороший сидр. Принеси-ка мне ещё две чашки.

Арнус принес ещё сидра, а потом ещё и ещё. Приезжий господин давно уже доел мясо, но пить не прекращал. К полуночи, когда Арнус совсем выбился из сил, господин приказал ему:

- Ну, теперь покажи мне, где я буду спать.

Он встал из-за стола и пошел, даже не пошатываясь, а ведь он только что выпил двадцать семь чашек сидра! Арнус просто оторопел.

Когда заезжий господин отправился спать, Арнус вернулся в обеденный зал и всё протирал глаза, чтобы проверить, не приснилось ли ему всё. Йонан похрапывала у очага, под самым светильником. Арнус отослал её спать, а сам сел на её место и тут же погрузился в сон. Вдруг дверь отворилась, и в дом вошел приезжий.

Огонь в очаге потух, а светильник всё ещё горел.

Арнусу что-то снилось, и он бормотал:

- Тоже мне, плохой сидр! Сам двадцать семь чашек выпил! Двадцать семь чашек, чашек, чашек!

А Дьявол - а это был именно он - захохотал так, что дом затрещал.

Арнус так и подскочил на месте, однако не проснулся, а продолжал цедить сквозь зубы:

- Хороший у меня сидр! Хороший! Двадцать семь чашек, чашек, чашек!

Дьявол был не один: вслед за ним шагал на ремне чёрный козёл. Лукавый подошел к Арнусу, простёр руку над его головой, и Арнус тот час же встал, хотя и не проснулся. Затем Дьявол сходил за Йонан и сделал то же самое. Не просыпаясь, Йонан оделась и пошла за Дьяволом. И вот уже Арнус и Йонан вышли из дома и отправились вслед за Дьяволом и его козлом.

Дьявол отвел Арнуса в его же сарай, где находился пресс, из-под которого капля по капле вытекал яблочный сок. Возле него стояла ручная мельница для шинковки яблок, а рядом - горой сваленные яблоки. Огня в сарае не было, но его освещал красноватый свет: это горели глаза Дьявола.

- Ну, что, давай, Арнус, - крикнул Дьявол. - Я научу тебя делать хороший сидр! Кидай яблоки в мельницу. Хорошо! А теперь крути колесо!

Арнус и Йонан, продолжая спать, схватили ручки, которыми раскручивалось колесо мельницы, и со всей силы принялись его крутить. Дьявол вскочил на воронку и стал забрасывать в мельницу яблоки и покрикивать. Йонан скоро устала, и нечистый начал понукать ее ударами палки.

- Гоп, Йонан! Гоп, Арнус! - погонял он их, словно лошадей. Потом Дьявол схватил за задние ноги козла и кинул его в железную воронку. Раздался истошный вой и страшный хруст.

- Гоп, Йонан! Гоп, Арнус! Ну-ка, давай, поднажми!

Но Йонан не выдержала и свалилась на пол. Тогда Лукавый сам схватился за ручку колеса, и кости козла захрустели под железными зубьями.

Йонан кое-как поднялась на ноги, и мельница снова стала перемалывать яблоки. Иногда, правда, Дьявол закидывал к яблокам то жабу, то улитку, и тогда из мельницы раздавались мepзкие звуки, совсем не похожие на хруст перемалываемых яблок.

Наконец, яблоки Арнуса закончились, иссякли и запасы Дьявола. Пришла пора выжимать сок из яблок. Арнус и Йонан снова принялись за дело, так и не проснувшись. Впрочем, работали они не хуже, а даже лучше, чем днём. Старую яблочную кашицу вынули из-под пресса, а на её место заложили новую. Теперь нужно было как следует опустить пресс и выжать сок из яблок и всего прочего, что накидал Дьявол.

Тут Лукавый помог Арнусу и Йонан. И минуты не прошло, как весь сок оказался внизу, а выжимки стали сухими, как пакля. Сидр густой струёй стекал по желобку, чёрный, как ежевичное вино. Дьявол макнул палец в сидр и облизнул его, будто мёд.

- Ну до чего же хорошо получилось! Я туда положил самое лучшее, что у меня есть: цвет и силу адского огня, привкус семи смертных грехов. Это будет волшебный напиток, лекарство ото всех болезней: тот, кто будет частенько его попивать, станет похож на меня самого. С того самого времени, когда Ева попробовала яблоко в Райском саду, я ничего лучше не смог придумать для блага людского… А тебя, Арнус, этот напиток сделает богатым, если только ты захочешь. Тащи сюда бочку и слей в нее весь напиток до последней капли. Если каждый ты будешь опорожнять эту бочку, то на следующее утро она каждый раз снова окажется полной.

Сказав это, Дьявол рассмеялся и исчез. Арнус и Йонан вернулись в дом и, смертельно уставшие, рухнули у очага.

Они проспали весь день и всю ночь, а когда проснулись, то еле-еле встали. У обоих болело всё тело так, будто их хорошенько отходили палками.

Арнус тут же привычно во всём обвинил старую Йонан: а что если это она отдубасила его палкой во сне? И Арнус набросился на старую служанку с пинками и затрещинами, а та поспешила спрятаться от него в сарае - и вот тут-то они и увидели бочку того самого дьявольского сидра. Вид этой бочки - а того пуще, запах - напомнил Арнусу и Йонан о странных ночных событиях. Арнус припомнил, что Дьявол обещал ему богатство, и глаза трактирщика жадно заблестели. Он решил спрятать бочку понадёжнее.

С превеликим трудом Арнус и Йонан оттащили бочку в подвал. Хоть и тяжело им было, но Арнус ни за что не хотел, чтобы кто-нибудь посторонний пришёл им помогать.

- Никто, - говорил он, - не захочет пробовать мой сидр, если узнает, что у него такой ужасный запах.

Но по мере того, как сидр бродил и настаивался, у него менялся и цвет, и запах: цвет приближался к огненному, а запах уже нельзя было назвать неприятным.

Однажды Арнус решил попробовать новый напиток. Он нацедил напиток в кружку и поднёс свечу поближе, чтобы проверить цвет напитка. А напиток-то и загорелся! А посреди синего пламени показалась голова того самого постояльца, который оказался самим Дьяволом.

- Ха-ха-ха, - засмеялся Дьявол. - Ещё немного, и ты бы меня проглотил! Я пришёл благословить свой новый напиток: он будет зваться огненной водой, напитком смелости, водой жизни. И я проклинаю всех, кто станет добавлять в него воду! Ха-ха-ха! Вот что теперь надо сделать: в первое же воскресенье объяви, что открываешь новую площадь перед домом, и пригласи к себе побольше народу. Бочка твоя никогда не опустеет, если каждый день ты будешь продавать всё её содержимое.

Книга бретонских легенд в переводе Анны Мурадовой // Из личного архива
Книга бретонских легенд в переводе Анны Мурадовой // Из личного архива

Этой ночью Арнусу приснилось целое море сидра. Он захотел отпить глоток, но свалился туда с головой и стал тонуть. Тут появился хохочущий Дьявол и поджёг море, и вокруг бедного Арнуса заполыхало пламя. Арнус чувствовал страшную боль, но не сгорал, и видел над своей головой чёрные буквы: «Ад для пьяниц».

На этом месте Арнус проснулся, скрежеща зубами. В его душу закрался страх, но перед тем, как отправиться в плавание по огненному морю на том свете, на этом свете он ожидал увидеть море золота и уже слышал в своём воображении звон монет, который и прогнал страх.

На следующий день с раннего утра Арнус пошёл хлопотать, чтобы обустроить новую площадь перед домом. Он послал Йонан за лошадью и телегой, чтобы привезти камней и глины. Потом пошел в ближайший городок и попросил пономаря объявить про новую площадь, где каждый получит подарок и сможет отведать хорошего сидра. Люди смеялись, слушая об этом, и всё же в ближайшее воскресенье на площади перед домом Арнуса яблоку негде было упасть. Ведь каждому было интересно узнать, что же такое придумал старый пройдоха, а многие уже заранее злорадствовали, предвкушая провал его затеи.

И вот что произошло: те, кто первыми попробовали напиток Арнуса, вернулись домой пьяными ещё до полудня. Женщины крыли Арнуса на чём свет стоит, а мужчины, наоборот, толпой повалили. Арнус поставил столы на площади, в сарае, где стоял пресс, в самом доме, и всё равно большинство посетителей пили стоя, пока, разумеется, могли держаться на ногах. Кривая Йонан сбивалась с ног, и ей на помощь наняли пятерых молодцов, которые наливали всем желающим. Никогда ещё не было такой попойки, а после началась драка. Бедная Йонан спряталась на чердаке, а сам Арнус залез на дерево и оттуда смотрел, как буяны крушат столы, бьют посуду, выламывают доски из забора и колoшмaтят друг друга... Кто-то охромел, кто-то окосел. Ближе к ночи пришли женщины, чтобы забрать домой своих мужей и братьев. К этому времени большинство из них уже не могли самостоятельно держаться на ногах, и Арнус смотрел, как бесчувственные тела грузили в тачки и увозили.

Чуть погодя, Арнус спустился с дерева. Больше всего его беспокоило, не добрались ли до его драгоценной бочки в подвале. Но она была целёхонька и снова полна до краёв. Увидев это, а также подсчитав дневную выручку, Арнус счёл мероприятие весьма удачным.

Весть о новой площади Арнуса быстро разнеслась в округе. К Арнусу стали приходить другие трактирщики, чтобы узнать секрет нового напитка. Арнус держал рот на замке, но наливал щедро, а затем продавал им бутылки с собой, чтобы о новом напитке узнали люди из дальних посёлков.

И со всех сторон к нему потекли люди. Возле дверей выстраивалась целая вереница телег. Арнус сделал пристройку к дому, расширил двор, построил новую конюшню, а также нанял кухарку и ещё двух старых служанок: молодые девушки не соглашались у него работать ни за какие деньги, ведь каждый вечер у Арнуса кончался дракой и безобразиями. И очень скоро все, кто дорожил своим добрым именем, стали, как и прежде, обходить это питейное заведение по большой дуге.

Мудрые люди предостерегали других от употребления нового напитка, но Арнус и в ус не дул: слишком многие уже не могли обходиться без его напитка. И через десять лет после того, как началась наша история, Арнус уже вёл торговлю по всему миру, и всем огненная вода быстро вскружила голову. Вот и стал Арнус богачом, как и мечтал. На месте своей старой таверны построил дворец получше королевского, а перед входом приказал соорудить фонтан: семь безобразных зверей изрыгали из своих пастей огненную воду, и всякий прохожий мог пить вволю, не платя за это ни монетки. Фонтан питала стоящая под землёй неиссякаемая бочка Дьявола.

За десять лет Арнус успел вкусить все мыслимые удовольствия и соскучиться по семейной жизни. Он женился на богатой женщине, у них родилось трое детей. Но час расплаты близился. Один за другим, дети Арнуса стали умирать, а за ними ушла в могилу и его жена.

Открытки из Бретани // Из личного архива
Открытки из Бретани // Из личного архива

Снова, как и прежде, Арнус остался в компании со старой Йонан. Она уже не разносила напитки, а управляла целым штатом слуг и служанок. А сам Арнус только и успевал заниматься своим горячительным напитком. Каждый день к нему приходили торговцы и трактирщики, у которых кончился напиток. Арнус торговал, получая несметные количества денег, и скоро просто перестал обращать на деньги внимание. С тех пор как умерли его жена и дети, ничто в этом мире не могло его порадовать. Дьявол же хохотал, глядя на то, какие безобразия творились по всей стране по вине Арнуса. Оставалась только одна, последняя служба, которую Арнус должен был сослужить нечистому.

И однажды ночью Арнус услышал во сне голос:

- Я хочу, чтобы все люди вслед за тобой смогли стать счастливыми и нажить богатство, которое приносит мой напиток. Возьми по зернышку от каждого растения из тех, которые все хорошо знают и которые легко можно раздобыть. Пусть они год замачиваются в моем напитке, а на следующий год ты посеешь их на полях. И из всего того, что из этих зерен вырастет, можно будет делать огненную воду, и всякий сможет, как и ты, нажить богатство и получить все удовольствия, которые я принес на землю.

Арнус поспешил последовать совету Дьявола. Вместо того, чтобы торговать огненной водой, он стал продавать зёрна и учить, как готовить из них крепкий напиток. Очень скоро, к его удовольствию, огненная вода прославилась всюду и везде, и все пьяницы по всему миру славили и почитали его имя от восхода солнца до самого заката.

На этом его работа и закончилась. Больше Арнус не был нужен Дьяволу, и тот решил отозвать его в мир иной.

Однажды, как и много лет назад, Арнус увидел в окно всадника. Это был Дьявол. Спешившись во дворе, он позвал к себе Арнуса и Йонан и велел им показать, где стоит неиссякаемая бочка с огненной водой. Арнус и Йонан пошли вперёд, а Дьявол дождался, пока они скроются, вытащил нож и отрезал кусочек от своего хвоста, который он прятал под штанами от посторонних глаз. Потом потер этот кусочек пальцем, и шерсть запылала. С этим факелом Дьявол спустился в подвал, где его уже ждал Арнус.

- А ведь этот день для тебя последний, старина, - усмехнулся Дьявол.

Тут-то Арнус испугался и упал на колени, а Дьявол захохотал и поднес свой хвост к бочке. Бочка затрещала, и пламя залило подвал. Вскоре пламя охватило Арнуса, залилось ему в рот. Тело Арнуса тлело изнутри, и огонь пробивался наружу, прожигая Арнуса насквозь со всех сторон, будто мученика в Аду. Дьявол взял его за руку и пустился с ним в пляс. Пламя взметнулось вверх и охватило дворец Арнуса. От огромного дома осталась только кучка пепла, а от того места, где был подвал, - одна глубокая чёрная дыра, и никто не мог ту дыру засыпать.

Вот и вся история того, как появились крепкие напитки. А судьба Арнуса похожа на судьбу любого пьяницы. Он сгорел заживо, как и те, кто при жизни прожигает себя спиртным и осуждён вечно гореть на том свете.

---

Источник текста: мой пересказ по книге "Бретонские легенды" в переводе Анны Мурадовой. Читайте и другие сказки и легенды французской Бретани:

Бретонские сказки, легенды, предания | Фольклорист-любитель | Дзен

А также подписывайтесь на мой телеграм-канал Искусство, цветы и книги - каждый день вас ждут небольшие, но интереснейшие публикации об искусстве