Найти в Дзене

Чем были заняты мужья, пока их жёны-миллионщицы деньги зарабатывали?

Поражают примеры успешного женского предпринимательства в царской России XIX - начала XX века. Женщины-бизнесмены, зачастую не имеющие образования, брались за управление капиталами и достигали успеха. А что же их мужья? Чем были заняты они, когда жены делали деньги? Предлагаю взглянуть на женское предпринимательство прошлых веков с точки зрения взаимоотношения супругов. Этот ракурс и мотивы понять поможет, и методы подсветит. Верочка Фирсанова вышла замуж по велению отца. Тот был уверен, что отдаёт дочь в надёжные проверенные руки служащего Учётного банка, в котором хранил свои капиталы. То, что Вере жених совершенно не нравился, отца не волновало: как говорится, стерпится — слюбится... В.П.Воронин оказался на редкость скупым, ревнивым, деспотичным человеком. Запирал молодую жену дома, разрешал выходить лишь в редких случаях. Воспитанная свободной и независимой, Вера Фирсанова тяготилась замужеством, только рождение дочери Зои отчасти скрашивало ненавистный брак. После смерти отца, ста
Оглавление

Поражают примеры успешного женского предпринимательства в царской России XIX - начала XX века. Женщины-бизнесмены, зачастую не имеющие образования, брались за управление капиталами и достигали успеха. А что же их мужья? Чем были заняты они, когда жены делали деньги? Предлагаю взглянуть на женское предпринимательство прошлых веков с точки зрения взаимоотношения супругов. Этот ракурс и мотивы понять поможет, и методы подсветит.

Когда брак бизнесу помеха

Верочка Фирсанова вышла замуж по велению отца. Тот был уверен, что отдаёт дочь в надёжные проверенные руки служащего Учётного банка, в котором хранил свои капиталы. То, что Вере жених совершенно не нравился, отца не волновало: как говорится, стерпится — слюбится... В.П.Воронин оказался на редкость скупым, ревнивым, деспотичным человеком. Запирал молодую жену дома, разрешал выходить лишь в редких случаях. Воспитанная свободной и независимой, Вера Фирсанова тяготилась замужеством, только рождение дочери Зои отчасти скрашивало ненавистный брак.

После смерти отца, став наследницей его миллионов, Вера потребовала развода. Муж согласия не дал. Тогда женщина предложила ему деньги. Сошлись на сумме в 1 миллион рублей. По нынешним временам это около миллиарда. Избавление от ненавистного супруга стоило ей значительной части отцовского наследства. Став свободной, Вера вернула себе девичью фамилию и погрузилась в управление капиталами, став одной из самых известных женщин-предпринимательниц России. Сама контролировала стройки, ездила по лесозаготовительным предприятиям, покупала новые участки земли. И преуспела. Двадцатилетняя бизнесвумен быстро вернула откупной миллион и увеличила капитал.

Самые успешные её проекты того времени:

* строительство четырёхэтажного «Дома для вдов и сирот» под руководством архитектора М.А.Арсеньева;

* свою деревню Середниково Фирсанова превратила в культурный центр (Федор Шаляпин и Сергей Рахманинов давали здесь концерты, художники Валентин Серов и Константин Юон с удовольствием приезжали на пленэр);

*в 1893 году на деньги и по ходатайству Фирсановой рядом с имением был открыт полустанок Николаевской железной дороги (в настоящее время платформа «Фирсановка»).

Два самых успешных её бизнес-проекта были связаны со вторым замужеством. В тридцатилетнем возрасте Верочка влюбилась и вышла замуж за Алексея Ганецкого, петербургского красавца-корнета, сына прославленного генерала, участника Крымской войны, начальника Петербургской крепости. По легенде, именно муж вдохновил её на перестройку Сандуновских бань, доставшихся ей от отца. Молодые предприняли путешествие в Европу для изучения банного дела. Посетили Париж, Вену, Стамбул. Пригласили лучшего австрийского архитектора Фрейденберга и заказали проект комплекса бань с гостиницей и магазинами.

Новый банный комплекс возводился в течение 2-х лет и открылся в мае 1896 г. Сандуновские бани были оформлены на имя Алексея Ганецкого, которого современники характеризовали как картежника и волокиту. И не напрасно. Он закрутил роман на стороне, уехал с любовницей в Европу и стал там сорить деньгами.

Сандуновские бани
Сандуновские бани

По совету адвоката Ф.Н. Плевако Вера Ивановна написала прошение на имя Николая II с просьбой оказать покровительство по имущественным делам, другими словами, аннулировать доверенность, которую она выдала мужу на управление её делами. Основанием для ходатайства адвокаты выставили «нанесение оскорбления» её «супружескому праву». Но глава Министерства юстиции отказал в просьбе оскорбленной жене. Помог московский губернатор, великий князь Сергей Александрович, и по его ходатайству делу дали новый ход. В процессе скандального развода Вера вернула себе и Сандуновские бани, и девичью фамилию. А бывший муж отправился добровольцем на англо-бурскую войну, сражаться за буров.

В 1903 году Фирсанова, продав несколько своих владений, приступила к строительству нового магазина на Петровке. Строительство Фирсановского пассажа, который мы теперь знаем как Петровский, продолжалось 3 года и обошлось свыше 1,5 млн рублей. Москвичи окрестили новый Пассаж чудом света, а Фирсанову стали называть «самой роскошной предпринимательницей России».

Фирсановские, ныне Петровский, пассаж
Фирсановские, ныне Петровский, пассаж

Известный писатель того времени, А. В. Амфитеатров описывал Веру Ивановну Фирсанову так: «Её красота, … её фантастический образ жизни, ее чудесная сложность – смесь старомосковского, даже замоскворецкого, закала с парижским выпеком… До чего была хороша эта женщина!»

Жаль, что с мужьями ей не повезло.

После революции Фирсанова жила в Москве, ей отвели одну комнату в доме на Арбате, который ранее целиком принадлежал ей, работала гримёршей в одном из московских театров. В 1928 году Фёдор Шаляпин помог ей перебраться в Париж, где спустя шесть лет она и скончалась.

Когда муж без предпринимательских способностей

Анна Красильщикова, в девичестве Хонина, дочь разбогатевшего крестьянина, спасала семейный бизнес свёкра дважды. Первый раз своим приданым. Свёкор не успел вовремя закупить сырьё для своего дела, а из-за гражданской войны в США пряжа перестала поставляться в Россию и сырьё резко подорожало, к тому же фабрика на том момент была ещё недостроенной. Невесткины деньги спасли бизнес Красильщиковых от банкротства.

Анна Михайловна Красильщикова (1835-1902)
Анна Михайловна Красильщикова (1835-1902)

В 1867 году Антон Красильщиков умер, фабрика перешла под управление его старшего сына Михаила Антоновича, но тот не имел предпринимательских способностей. Человек он был образованный, культурный, но мягкохарактерный и болезненный. Тогда за дело взялась его жена Анна.

В свой первый приход на фабрику она проявила себя как рачительная, трудолюбивая и дальновидная хозяйка. С работниками вела себя попросту, вымела цех, приоткрыла форточки для свежего воздуха. Такие новшества ткачам понравились. По примеру хозяйки они сами стали подметать у станков и в проходах, проветривать помещение. Уже одно это, казалось бы, незначительное усилие, привело к улучшению условий труда.

Затем Анна решила освоить ткацкий станок и вскоре изобрела простой и надёжный узел. «Аннушкин узел» повышал производительность труда в разы, но освоить его грубые мужские руки не могли. Поэтому Анна Михайловна набрала на фабрику молодых девушек, заменив ткачей ткачихами.

Следующим шагом предпринимательница навела порядок в документации, довела до конца начатую свёкром стройку и стала полноправной хозяйкой предприятия. Муж не возражал, со стороны следил за успехами супруги. В 1875 году Михаил Антонович скончался, оставив сорокалетнюю жену с шестью малолетними детьми на руках. Анна справилась, ей помог брат Парфений Михайлович Хонин.

Фабрика «Товарищество мануфактур Анна Красильщикова с сыновьями»
Фабрика «Товарищество мануфактур Анна Красильщикова с сыновьями»

В 1879 году на фабрике работали самые современные паровые машины, а число механических ткацких станков было доведено до 500 штук, вырабатывалось ткани на сумму почти миллион рублей в год, а продукция реализовывалась через собственные торговые ряды в Москве, Нижнем Новгороде, Харькове, в Сибири и Турции.

Двадцать лет Анна Красильщикова управляла производством, семьей и «подданными» своей большой бизнес-империи, которых тоже считала членами единой большой семьи. Хозяйка, которая сама росла при крепостном праве, называла всех своих рабочих «мои люди».

Сыновья Анны Михайловны получили хорошее образование за границей. В середине 1880-х годов фабрика стала постепенно переходить под управление Федора, Петра и Николая Красильщиковых. В 1894 году братья Красильщиковы решили объединить свои доли от предприятия в паевое товарищество под эгидой матери, присвоив ему наименование «Товарищество мануфактур Анна Красильщикова с сыновьями».

Выставка продукции Фабрики «Товарищество мануфактур Анна Красильщикова с сыновьями»
Выставка продукции Фабрики «Товарищество мануфактур Анна Красильщикова с сыновьями»

Бывшая крепостная крестьянка владела четырьмя тысячами десятин земли, оборотный капитал её предприятия составлял 26 миллионов рублей. Несмотря на свой огромный успех, она вела скромный образ жизни, что ещё больше подчёркивало её уникальность как женщины-предпринимательницы в России. По свидетельству современников, гардероб миллионщицы состоял из … двух платьев: одного повседневного и второго - выходного, которое она надевала с дорогой брошкой, для фотографий и официальных выходов.

Скончалась предпринимательница в родном краю в 1902 году, в возрасте 67 лет. Её похороны стали местной легендой: хрустальный гроб с телом благодетельницы рабочие в сопровождении огромной траурной процессии несли на руках 10 км до самой семейной усыпальницы на кладбище села Родники. Сорок дней по всей округе шли поминки, фабрики – в знак уважения – не работали больше недели. А потом жители Юрьевецкого уезда Костромской губернии, в который входили Родники, совместно приняли решение, развесить портреты Анны Михайловны Красильщиковой во всех школах уезда – рядом с образами святых. Так и сделали.

Когда муж предал общее дело и опозорил семью

Будущая миллионерша Мария Капитоновна Кашина, ставшая прототипом Вассы Железновой Горького , родилась в крестьянской семье, образования не получила, вышла замуж за такого же крестьянина Михаила Матвеевича Кашина, который до реформы 1862 года был крепостным. На небольшой капитал, доставшийся от отца, Михаил Кашин заказал пассажирский пароход, назвав его в честь деда «Аввакум».

Михаил Антонович и Мария Капитоновна Кашины с детьми. Источник фото nn.aif.ru
Михаил Антонович и Мария Капитоновна Кашины с детьми. Источник фото nn.aif.ru

Кашин был и владельцем, и капитаном, и приказчиком, а на берегу — пристанщиком. Услугами пароходства Кашина пользовались невзыскательные люди: едущие на заработки мастеровые, крестьяне, отправлявшиеся с товарами на рынок, богомольцы и странники. На тюках, ящиках и прямо на полу пассажиры и сидели, и спали, и принимали пищу. «Аввакум» возил на 5 копеек дешевле других пароходов, поэтому быстро снискал популярность среди малообеспеченных классов.

Состояние семьи приумножалось, и Михаил Кашин стал купцом первой гильдии с несколькими речными судами во владении. Мария помогала мужу с самого начала — работала кассиром и ревизором на пароходе. Вникала во все тонкости семейного бизнеса, и при этом занималась воспитанием четверых детей.

Постепенно пароходные дела для Михаила Кашина стали отходить на второй план. Все ночи напролёт он просиживал в притонах, развратничал, пристрастился к картам и иногда за несколько часов терял тысячи рублей. Однажды он проиграл небогатому купцу Кожебаткину свой пароход «Маруся». Зная вкусы заказчика, сводни часто приводили к подвыпившему Кашину малолетних девиц.

В 1895 году в возрасте 55 лет Михаил Матвеевич Кашин был привлечён к уголовной ответственности за растление малолетних, но до суда не дожил — умер от застарелой болезни. (В пьесе Горького Васса Железнова вынуждает мужа принять яд, чтобы избежать позора).

После смерти мужа Мария Капитоновна восемнадцать лет самостоятельно управляла пароходством, открыла новые линии, построила новые суда, арендовала дополнительные участки под пристани. За три года дело дошло до пика своего развития — флот Кашиной насчитывал 9 пароходов, которые ходили по Волге и Каме, а с 1906 года и по Москве-реке. Пароходы Кашиной ходили между Рыбинском и Казанью, Казанью и Пермью, обслуживали линии Нижний-Кострома и Нижний-Москва. Её суда заходили практически в каждое селение, а благодаря доступным тарифам привлекали множество пассажиров.

Мария Капитоновна Кашина (1855-1916)
Мария Капитоновна Кашина (1855-1916)

За глаза ее нередко называли стервой, а конкуренты и уволенные работники часто рассказывали истории о том, на что она готова пойти ради выгоды. Есть документы, в которых описывается попытка заказного убийства. 20 октября 1907 года в сыскное отделение полиции Нижнего Новгорода явился некто Вениамин Прокофьев Крупин, житель города Сарапула. Он заявил, что 12 октября ему велели убить пароходовладелицу Кашину, для чего он прибыл в Нижний Новгород. Крупин испугался греха и написал повинную.

Трудности у Марии Капитоновны начались в 1910 году. Частные пароходчики не выдерживали конкуренции с акционерными обществами и объединениями, продавали свои флотилии и искали себе другое прибыльное занятие. Кашина держалась на Волге до последнего. Она ждала помощи от детей – сыновья как раз закончили университеты, но у них не возникло желания стать судовладельцами и продолжить семейный бизнес. Наконец, Марию Капитоновну стало подводить здоровье, и она поняла, что её время уходит. Кашинский флот был продан в 1913 году Объединённой корпорации судовладельцев за 1,305 млн руб. (4 млрд. по сегодняшним ценам).

Рекламное объявление
Рекламное объявление

Мария Капитоновна умерла в сентябре 1916 года в 61 год.

Истории этих женщин показывают, что даже в условиях патриархального общества XIX века они могли не только сохранять, но и приумножать семейные капиталы, зачастую вопреки или без помощи своих мужей. Некоторые из них, как Верочка Фирсанова, были вынуждены разорвать брачные узы, чтобы освободиться от тирании и продолжить заниматься бизнесом. Другие, как Анна Красильщикова, взяли на себя управление семейным делом, когда муж оказался неспособен справиться с вызовами предпринимательства. А Мария Кашина, несмотря на предательство мужа, смогла выстроить целую пароходную империю.

Обратим внимание на различие методов, с помощью которых они масштабировали бизнес. Вера Фирсанова делала ставку на роскошь, привлекавшую обывателя, для которого посещение Сандунов или Пассажа становилось ярким событием в жизни. Анна Красильщикова внедряла новые передовые технологии, а Мария Кашина привлекала клиентов дешевизной. Отметим, что значительную часть своих капиталов предпринимательницы тратили на благотворительность.

Эти женщины стали примером того, как личная сила, смелость и дальновидность могут привести к успеху, даже если общество или семья ставят преграды. Их истории — это напоминание о том, что настоящий талант к предпринимательству не зависит от пола или социального положения.

А как вы считаете, насколько важна роль мужей в успехе женщин-предпринимательниц? Поделитесь своим мнением в комментариях!

Благодарю за прочтение. Ставьте лайки и подписывайтесь. До новых встреч. Татьяна.

Истории успешного предпринимательства: