Борис Кустодиев — один из любимейших в России художников конца XIX — начала XX века. Ученик великого Репина, в итоге сформировавший свое собственное художественное направление. Фраза «Кустодиевская женщина» уже стала устоявшимся в нашей речи фразеологизмом, когда мы ее слышим, в голове возникает чёткий образ молодой и пышнотелой красавицы. Кстати, одной из любимых моделей художника Бориса Михайловича Кустодиева была его дочь Ирина.
А одну из своих самых известных работ «Купчиха за чаем» он написал с баронессы Галины Адеркас.
Но не только красавицами славится наша земля, ещё одной колыбелью вдохновения была для Кустодиева Кострома.
Впервые Борис Кустодиев попадает в Костромскую губернию в 1900 году по приглашению соученика по академии, уроженца Костромского Заволжья Константина Мазина, отец которого имел там дом. Кустодиев приехал вместе с другом Дмитрием Стеллецким. Остановились товарищи в деревне Калганово, где Борис Михайлович пишет этюды, вдохновляется окрестностями и знакомится с жизнью местных крестьян. Именно с этого момента в его работах появляется всё то, что окружает его на костромской земле.
«Павловская мельница на реке яхруст»
Здесь же, в Костромской губернии, он встретил двадцатилетнюю Юлию Прошинскую, которая стала его невестой. Однажды, он, вместе с другими художниками, нанес визит вежливости в Высоково, где и познакомился с Юлией. Молодые люди понравились друг другу, завязалась переписка. Потом они продолжили встречаться в Петербурге. К неудовольствию воспитательниц Юлия пренебрегла учёбой и выбрала в мужья «этого художника из провинции». Обвенчались молодые люди в Петербурге 8 января 1903 года
Кустодиев успешно завершил обучение в Академии художеств. Совместно с И.Е. Репиным написал полотно «Торжественное заседание Государственного Совета», участвовал в выставках. Благодаря этому с 1901 года Кустодиев стал известен и начал зарабатывать портретами, которые любил и умел писать. К 1905 году у Кустодиевых уже было двое детей (Кирилл, 1903 г.р. и Ирина, 1905 г.р.). Первая необходимость не только для семьи, но и для одного человека– крыша над головой. Дом был просто необходим.
Навещая костромских друзей, Кустодиевы познакомились с семьей Дмитрия Константиновича Поленова. Он жил немного выше Клеванцово, по соседству с маленькой деревней Маурино. Усадьба звалась «Павловское».
Поленовы приглашали Кустодиевых погостить. Эта усадьба стала излюбленным местом для семейного отдыха Кустодиевых, где Борис занимался живописью, бродил по лесам с ружьем и даже сделал роспись в доме своих друзей.
В одном из своих писем своему учителю — художнику-граверу В.В. Матэ он написал: «Два месяца мы уже живем в благословенных краях благословенной русской земли, и все, виденное там, далеко, так не походит на то, что нас окружает теперь, что иногда и не верится, был ли когда-нибудь дальше этих мужиков, берез и елей»
В 1905 году художник купил участок земли рядом с имением Поленовых и начал строить дом-мастерскую «Терем». Лето и осень семья проводила в Павловском, следя за ходом строительства. В это время Кустодиев активно творил, создавая такие работы, как автопортрет «На охоте» и «Портрет семьи Поленовых».
Семейные альбомы и воспоминания, переданные Дом-музею Б.М. Кустодиева в Астрахани, содержат в себе около 15 фотографий строительства, которые сделал сам Борис Михайлович.
Многие исследователи считают годы жизни в усадьбе «Терем» самыми счастливыми в жизни художника. Ежегодно, вплоть до 1915 года семья проводит лето в костромской глубинке. Вспоминая это время, дочь художника Ирина писала: «Весной, обычно после 2 мая. То есть дня папиных именин, мы уезжали в наш любимый «Терем«…Поездом, пароходом — розовым «Самолетом» и лошадьми 56 верст по большой дороге, обсаженной высокими березами…Эту дорогу папа изобразил в альбоме «Шестнадцать автолитографий». Дорога была красоты необыкновенной — речки, холмы, березовые рощи, деревни!..Как все радостно, хорошо! Полная свобода на все лето!»
Эти костромские дарили семье встречи с людьми, новые знакомства, время, проведенное с семьей — все рождало новые образы, воплотившиеся в значительных произведениях: «Базар в деревне» (1903), «Ярмарка» (1906, 1908, 1910), «Сирень», «На террасе» (обе — 1906), «Священник и дьякон» (1908), «Японская кукла» (1908), «Купчихи в Кинешме» (1912), «Прогулка верхом» (1915), «Жатва» (1914) «Лето. Поездка в «Терем» (1918)… Вот, например, работа «Сирень».