Найти в Дзене

Кострома в искусстве: Борис Кустодиев

Борис Кустодиев — один из любимейших в России художников конца XIX — начала XX века. Ученик великого Репина, в итоге сформировавший свое собственное художественное направление. Фраза «Кустодиевская женщина» уже стала устоявшимся в нашей речи фразеологизмом, когда мы ее слышим, в голове возникает чёткий образ молодой и пышнотелой красавицы. Кстати, одной из любимых моделей художника Бориса Михайловича Кустодиева была его дочь Ирина.

А одну из своих самых известных работ «Купчиха за чаем» он написал с баронессы Галины Адеркас.

-2

Но не только красавицами славится наша земля, ещё одной колыбелью вдохновения была для Кустодиева Кострома.

Впервые Борис Кустодиев попадает в Костромскую губернию в 1900 году по приглашению соученика по академии, уроженца Костромского Заволжья Константина Мазина, отец которого имел там дом. Кустодиев приехал вместе с другом Дмитрием Стеллецким. Остановились товарищи в деревне Калганово, где Борис Михайлович пишет этюды, вдохновляется окрестностями и знакомится с жизнью местных крестьян. Именно с этого момента в его работах появляется всё то, что окружает его на костромской земле.

-3

«Павловская мельница на реке яхруст»

Здесь же, в Костромской губернии, он встретил двадцатилетнюю Юлию Прошинскую, которая стала его невестой. Однажды, он, вместе с другими художниками, нанес визит вежливости в Высоково, где и познакомился с Юлией. Молодые люди понравились друг другу, завязалась переписка. Потом они продолжили встречаться в Петербурге. К неудовольствию воспитательниц Юлия пренебрегла учёбой и выбрала в мужья «этого художника из провинции». Обвенчались молодые люди в Петербурге 8 января 1903 года

Кустодиев успешно завершил обучение в Академии художеств. Совместно с И.Е. Репиным написал полотно «Торжественное заседание Государственного Совета», участвовал в выставках. Благодаря этому с 1901 года Кустодиев стал известен и начал зарабатывать портретами, которые любил и умел писать. К 1905 году у Кустодиевых уже было двое детей (Кирилл, 1903 г.р. и Ирина, 1905 г.р.). Первая необходимость не только для семьи, но и для одного человека– крыша над головой. Дом был просто необходим.

Навещая костромских друзей, Кустодиевы познакомились с семьей Дмитрия Константиновича Поленова. Он жил немного выше Клеванцово, по соседству с маленькой деревней Маурино. Усадьба звалась «Павловское».

«Деревня Маурино Костромской губернии»
«Деревня Маурино Костромской губернии»

Поленовы приглашали Кустодиевых погостить. Эта усадьба стала излюбленным местом для семейного отдыха Кустодиевых, где Борис занимался живописью, бродил по лесам с ружьем и даже сделал роспись в доме своих друзей.

В одном из своих писем своему учителю — художнику-граверу В.В. Матэ он написал: «Два месяца мы уже живем в благословенных краях благословенной русской земли, и все, виденное там, далеко, так не походит на то, что нас окружает теперь, что иногда и не верится, был ли когда-нибудь дальше этих мужиков, берез и елей»

В 1905 году художник купил участок земли рядом с имением Поленовых и начал строить дом-мастерскую «Терем». Лето и осень семья проводила в Павловском, следя за ходом строительства. В это время Кустодиев активно творил, создавая такие работы, как автопортрет «На охоте» и «Портрет семьи Поленовых».

Семейные альбомы и воспоминания, переданные Дом-музею Б.М. Кустодиева в Астрахани, содержат в себе около 15 фотографий строительства, которые сделал сам Борис Михайлович.

-5

Многие исследователи считают годы жизни в усадьбе «Терем» самыми счастливыми в жизни художника. Ежегодно, вплоть до 1915 года семья проводит лето в костромской глубинке. Вспоминая это время, дочь художника Ирина писала: «Весной, обычно после 2 мая. То есть дня папиных именин, мы уезжали в наш любимый «Терем«…Поездом, пароходом — розовым «Самолетом» и лошадьми 56 верст по большой дороге, обсаженной высокими березами…Эту дорогу папа изобразил в альбоме «Шестнадцать автолитографий». Дорога была красоты необыкновенной — речки, холмы, березовые рощи, деревни!..Как все радостно, хорошо! Полная свобода на все лето!»

Эти костромские дарили семье встречи с людьми, новые знакомства, время, проведенное с семьей — все рождало новые образы, воплотившиеся в значительных произведениях: «Базар в деревне» (1903), «Ярмарка» (1906, 1908, 1910), «Сирень», «На террасе» (обе — 1906), «Священник и дьякон» (1908), «Японская кукла» (1908), «Купчихи в Кинешме» (1912), «Прогулка верхом» (1915), «Жатва» (1914) «Лето. Поездка в «Терем» (1918)… Вот, например, работа «Сирень».

-6