Найти в Дзене
Секретные Материалы 20 века

Час дьявола

Оглавление
В течение четырех столетий, с XIV по XVIII век, по всей Европе пылали костры. Сотни тысяч, а по некоторым данным — миллионы людей были обвинены в связи с дьяволом и после страшных пыток сожжены заживо. В католических странах процессы против ведьм продолжались вплоть до XIX века. Во Франции конец этому положила революция 1789 года — одержимых бесами признали больными и предписали передавать на излечение в дома для умалишенных. Последний же костер погас немногим более века назад. Это прои­зошло в Мексике. Пять женщин были обвинены в колдовстве и брошены в огонь 20 августа 1877 года.

Игры подсознания

В нечистую силу и колдовство люди верили всегда. Но именно в Средние века родилось убеждение, что дьявол есть существо во плоти. Вот как в 1595 году описал его, основываясь на показаниях допрошенных ведьм, королевский советник парламента в Бордо (Франция) Пьер де Ланкре: «Сатана имеет на голове корону из черных рогов. Кроме того, у него два рога на шее и один на лбу. Волосы всклокочены; глаза круглые, огненные и отвратительные; борода, как у козла. Туловище безобразного сложения — частью человече­ское, частью козлиное. Руки и ноги, как у человека, только все пальцы одинаковой длины, с когтями. Хвост, как у осла. Голос ужасный. Вид надменный, с выражением скуки и пресыщения».

Верили, что дьявол мог являться везде, где пожелает, — в лесу и на многолюдной площади, в богатом замке и убогой хижине. При этом принимал любой угодный ему образ — кавалера с благородными манерами, благочестивого монаха, молодой соблазнительной женщины. Сатана выслеживал свои жертвы и совращал их — любовью, деньгами, властью.

Слуги нужны были дьяволу, чтобы погубить род человеческий. Наученные своим хозяином, ведьмы с помощью колдовства сеяли вражду и ссоры между людьми, наводили болезни на скот, вызывали грозы и ветры, уничтожали урожай, убивали некрещеных младенцев и из их жира варили волшебную мазь. Каждую неделю, превратившись в какое-либо животное или верхом на метле, ведьмы слетались на шабаш. Здесь они плясали, поедали отвратительные блюда из жаб и трупов, служили черную обедню и предавались блуду с дьяволом...

В средневековой Европе считалось, что легче и охотнее в связь с сатаной вступают женщины. Ремигиус — известный в конце XV века судья из Лотарингии (Франция), отличавшийся особой жестокостью и сжегший более 900 ведьм, — объяснял склонность женщин к колдовству их «животной похотливостью, любопытством и глупостью». Однако, по мнению некоторых современных исследователей, причиной массового террора против ведьм на Западе могло стать противоестественное половое воздержание священников, поскольку среди католического духовенства был принят целибат — обет безбрачия. Воздержание перерастало в женоненавистничество, которое, согласно Фрейду, есть искаженное половое влечение, вытесненное в подсознание...

Фантазии святых отцов

Начиная с XIV века, вера в колдовство, как эпидемия, расползалась по всей Европе. Борьба с сатаною была признана делом государственной важности, и охота на ведьм приняла невероятные масштабы.

Предполагалось, что ведьмы существуют повсюду. Их нужно было распознать, уличить и арестовать. Этим занимался особый церковный суд по делам о еретиках — инквизиция.

Для обвинения в колдовстве достаточно было одного подозрения, а подозрительным могло стать любое обстоятельство. Если человек богат — значит, «дьявол через трубу бросает ему червонцы мерками». Если женщина благочестива и ходит в церковь — ясно, что притворяется и хочет отвести от себя подозрения. Если поздно встает по утрам — значит, утомилась ночью на шабаше. Так, в одном австрийском городе двух женщин сожгли только за то, что «они летом много бродили по лесам, ища кореньев».

Никаких объективных доказательств обвинению не требовалось, а задача суда заключалась единственно в том, чтобы вырвать у подсудимой признание.

Для допросов святые отцы разрабатывали специальные перечни, содержавшие до нескольких сотен вопросов. Подобный перечень 1588 года сохранился в Баден-Бадене (Германия). Инквизитор спрашивал у ведьмы: имел ли дьявол с нею плотские сношения? сколько детей она съела на шабаше? может ли она сделаться оборотнем? как она отнимает у коров молоко и превращает его в кровь?..

Главным способом получить ответы на эти вопросы была пытка. Орудия мучений, созданные фантазией святых отцов, оказались столь совершенны, что во все последующие века человечество уже не смогло придумать ничего более изощренного. Именно Средневековье произвело на свет «испанский сапожок», дыбу, «деревянную кобылу», «ожерелье», розги, плети с кусками олова на концах. Тогда же были изобретены пытки бессонницей и жаждой.

-2

Признания, вырванные у женщин страшными мучениями, заносили в протокол как реальные факты, даже если они были очевидно ложными. Так, в 1664 году в деревне Линдгейм (Германия) пятерых ведьм обвинили в том, что они вырыли из могилы недавно умершего ребенка и употребили его тело для приготовления волшебной мази. После пыток несчастные сознались в преступлении. Муж одной из женщин, уверенный в ее невиновности, добился официального осмотра могилы. После вскрытия там обнаружили гроб с нетронутым трупом ребенка. Однако судьи объяснили это дьявольским наваждением, и обвиняемых сожгли заживо.

Жизнь страшнее смерти

Следствие могло длиться годами, и все это время подозревае­мые в колдовстве содержались в тюрьмах. Испытание не менее страшное, чем самые жестокие пытки. Собственно, тюрьмы в нынешнем понимании слова появились только в конце XVI века, а до этого заключенных содержали в укрепленных башнях и подвалах замков и крепостей. Для ведьм делали особые приспособления, чтобы причинить возможно более жестокие мучения: тесные клетки, где трудно было даже пошевелиться; каменные ямы глубиной до 60 метров, куда несчастных опускали на веревках; вмурованные в стены цепи и кандалы. Один из современников той эпохи писал: «В некоторых тюрьмах установлены железные или деревянные кресты, к которым крепко привязывают головы, руки и ноги заключенных, так что они должны постоянно или лежать, или стоять, или висеть — смотря по положению креста... Так как узники не могут шевелить членами, их страшно кусают и мучают вши, мыши, крысы. К этому присоединяются еще ругань, злые шутки и угрозы тюремщиков и палачей...»

В короткое время холод, сырость, мрак, голод, инфекционные болезни ломали человече­скую психику и превращали узников в калек. Неудивительно, что практически все женщины раньше или позже, но подтверждали возводимые на них обвинения.

За признанием следовала казнь. Осужденную привязывали лицом вниз к лошадиному хвосту и волокли по улицам. Следом шли духовенство и толпы любопытных. На городской площади разжигали костер. Если перед смертью ведьма раскаялась, ей могли оказать снисхождение и «смягчить» наказание — обезглавить или удушить перед тем, как бросить в огонь. Тем же, кто упорствовал, палач отрубал руки, рвал тело раскаленными щипцами. Некоторые имели нравственную силу умирать молча. Другие оглашали воздух дикими криками. Чтобы заглушить их, палач затыкал несчастным рот. Толпа слышала только гудение огня, треск поленьев и монотонное пение церковного хора.

Оправдательных приговоров были единицы. Но на свободе несчастных ждала жизнь еще более страшная, чем смерть. Над ними, уже искалеченными пытками и тюрьмой, каждую минуту висела угроза повторного обвинения и ареста. Бывшим ведьмам запрещалось ходить в церковь. Их отталкивала семья. Они были обречены жить в нищете, скитаться и просить милостыню. Поэтому многие из оправданных женщин шли на самоубийство...

Всего же в течение четырех столетий было осуждено за колдовство, по одним данным, более миллиона человек, по другим — до девяти миллионов.

Пылающая Европа

С особой силой инквизиция свирепствовала в XVI — XVII столетиях. Массовые казни происходили по всей Европе. Вот лишь несколько цифр, дошедших до нас из Средних веков. Франция одной из первых открыла охоту на еретиков. В царствование короля Франциска I (первая половина XVI века) здесь было отправлено на костер более 100 тысяч человек. Между 1504-м и 1523-м эпидемия демономании распространилась в Ломбардии (Италия). Искоренить ее было поручено ордену доминиканцев. Монахи действовали энергично и сжигали каждый год по тысяче ведьм. Это заставило крестьян взять в руки оружие.

-3

В 1542-м в Женеве (Швейцария) было сожжено около 500 ведьм. Казни следовали в таком количестве, что палач был вынужден заявить городскому совету: для исполнения лежащих на нем обязанностей сил одного человека недостаточно. А тюремный смотритель доносил: все тюрьмы переполнены, и он не может более принимать заключенных.

В Англии особой жестоко­стью прославился генеральный следователь Матиас Хопкинс. Он разъезжал по стране, всюду разыскивая ведьм, и в конце концов так настроил против себя народ, что в одном из селений был разорван толпой.

Позже, чем в других странах, начались процессы в Германии. Но именно здесь они были самыми массовыми и жестокими. Так, в Триерском епископстве выжигались целые деревни — в 1585 году в одном из селений после процесса осталась в живых единственная женщина. В Бамберг­ском епископстве в 1659 году были казнены за раз более 1200 ведьм и колдунов. Чтобы ускорить процедуру, инквизиторы допрашивали по несколько человек одновременно, а для краткости называли их не по именам, а по номерам. На смерть несчастных также отправляли группами — по 8 — 10 человек на один костер. Вместе со взрослыми тогда были сожжены 22 девочки в возрасте от 7 до 10 лет.

Руководила действиями святых отцов не одна только святая вера. Инквизиции отходило имущество осужденных и их семей, а кроме того, судьи не считали зазорным подумать и о собственном кармане. Таким образом судья Балтасар Нусс, который в 1603 — 1605 годах ведал в княжестве Фульда (Германия) делами ереси, насобирал 5,5 тысячи гульденов. Он сжег 700 ведьм. При этом богатые люди могли откупить своих жен и дочерей, а тех, кто победней, Нусс заставлял оплачивать все расходы по делу: жалованье палачу, вино и еду судьям, дрова и солому для костра.

Дело колдуна Грандье

В XVII веке Западную Европу охватила эпидемия одержимости. Очагами массовой истерии становились в большинстве случаев женские монастыри с их уединенным образом жизни и религиозной экзальтацией. Стоило одной из сестер вообразить себя одержимой, как от нее заражались остальные, и в скором времени дьявол становился полновластным хозяином монастыря. Женщины бились в конвульсиях, выли, богохульствовали и при этом выкрикивали имена завладевших ими бесов или околдовавших их людей. Нередко жертвами монахинь становились священники.

Подобная драма, известная как дело колдуна Грандье, произошла в 1631 году в монастыре урсулинок в Лудене (Франция). Аббат Урбан Грандье не имел к монастырю никакого отношения. Однако своим красноречием, умом и красивой внешностью вызывал среди урсулинок много толков. Настолько, что однажды настоятельница заявила, что одержима бесом, который является к ней по ночам в виде Урбана Грандье. Вскоре подобные видения стали преследовать и остальных сестер.

-4

Поскольку община урсулинок состояла из представительниц самых аристократических фамилий, делом занялся лично кардинал Ришелье. Он отправил в Луден специального комиссара, который сразу же приказал арестовать аббата. Началось следствие.

Желая доказать свою невиновность, Грандье попросил разрешения провести обряд изгнания бесов. Однако когда одержимые урсулинки увидели его, то пришли в страшное возбуждение — они прыгали, катались по земле, кричали, мяукали, лаяли. Окружив бедного священника, монахини набросились на него, повалили на пол, стали рвать, кусать. При виде этого зрелища толпа, набившаяся в церковь, пришла в ужас. Инквизиторы с большим трудом сумели вырвать Грандье и отвести в тюрьму.

Опального аббата подвергли самым жестоким истязаниям, однако он так и не признался в связи с дьяволом. Суд приговорил его к сожжению заживо. Так как после пыток ноги Грандье были совершенно раздроблены, к месту казни его привезли на повозке, а затем волоком перетащили на костер. Площадь была забита людьми, съехавшимися со всех окрестностей, чтобы посмотреть на смерть колдуна. Грандье хотел обратиться к народу с речью, но окружившие костер монахи стали бить его палками. Один из них схватил факел и запалил костер...

Шутка вполне в духе дьявола: инквизиция сожгла священника по обвинению монахинь.

Адвокаты ведьм

И все же рано или поздно это безумие должно было закончиться. Даже в самые мрачные времена Средневековья со стороны юристов, врачей, священников раздавались протесты против преследования ведьм. Не отрицая самого существования дьявола, они выступали против бесчеловечной жестокости, с которой проводились процессы. За что сами нередко подвергались обвинениям в колдовстве и были вынуждены бежать и скрываться. После смерти они лишались права погребения по христианскому обычаю, что в те времена считалось даже худшим, чем погребение заживо.

Окончательный удар по средневековым представлениям о дьяволе и колдовстве нанес немецкий юрист Кристиан Томазий. В своих трудах он опроверг учение о дьяволе как о реальном существе и доказал, что ведьм не существует и что они появляются только там, где их ищут. По мнению Томазия, европейские монархи должны были запретить расследования относительно колдовства и тем самым прекратить процессы. Прусский король Фридрих II сказал, что «благодаря Томазию женщины получили возможность в безопасности состариться и спокойно умереть».

Именно Гогенцоллерны первыми запретили пытки и костры. Но человеколюбие здесь было ни при чем. В XVIII столетии Пруссия проводила крайне агрессивную политику и постоянно испытывала недостаток в людях. Чтобы увеличить население, страна принимала эмигрантов и даже переманивала подданных других государств, освобождая их от налогов и выплачивая субсидии.

Так или иначе, но с середины XVIII века костры в Европе вспыхивали все реже — ведьм либо оправдывали, либо присуждали к легким наказаниям. Конечно же, самое время сказать о прогрессе — хотя дело здесь не столько в смягчении нравов, сколько в текстильных и прочих мануфактурах, для которых требовались тысячи и тысячи работниц. А в аристо­кратических кругах фаворитки и метрессы во главе с мадам Помпадур прибирали к рукам королей и власть.

Ольга Энтина