В 1920-х годах в молодой Советской республике легковых автомобилей было немного, свои немногочисленные автозаводы производили более нужные для народного хозяйства грузовики, а легковушки, в основном поступавшие из-за границы, распределялись для перевозки зарождающейся советской элиты. В то время автомобили не продавались в частное владение, и владельцев личных машин было в стране буквально считанное количество, вроде Адама Козлевича с его старым «Лорен-Дитрихом» из романа «Золотой теленок». Чтобы стать автовладельцем, нужно было иметь немалые заслуги перед советским государством. Такие люди, безусловно, были, но в подавляющем большинстве все были мужчинами. Это сейчас добрая половина водителей в потоке машин – женщины. А тогда увидеть за рулем женщину было практически нереально. Но они были, и со временем все больше представительниц прекрасного пола становились автолюбительницами. Сегодня мы расскажем о некоторых известных женщинах Советского Союза, которые, пойдя вразрез общественному мнению, сели за руль, нарушив монополию мужчин.
Первой известной советской автомобилисткой стала Лиля Брик, «муза русского авангарда», хозяйка одного из самых известных литературно-художественных салонов, прозаик и переводчик, муза и гражданская жена Владимира Маяковского. 15 лет, вплоть до смерти поэта, она была его возлюбленной. Ей посвящено множество его проникновенных произведений: поэмы «Про это», «Флейта-позвоночник», стихотворения «Ко всему», «Лиличка!» и ряд других.
В 1928 году Маяковский по просьбе Лили выхлопотал у властей разрешение на покупку личного автомобиля, лучшему пролетарскому поэту не смогли отказать. И из своей командировки в Париж он привез компактный и недорогой 4-местный Renault NN. По всей видимости, это была первая иномарка, ввезенная в СССР для частного пользования. Сам Маяковский за руль никогда не садился, его возили нанятые водители Афанасьев и Гамазин, но, в основном этот Рено водила Лиля. Она буквально сутками не вылезала из-за руля, причем водила превосходно, даже любила полихачить. Сама Брик писала в мемуарах, что в то время была, скорее всего, единственной советской гражданкой, водившей личный автомобиль: «Кроме меня автомобиль водила только жена французского посла».
Рено был довольно крепким автомобилем, неплохо приспособленным для работы в тогдашнем СССР. Недаром для работы в московском такси в 1925 году были закуплены машины именно этой марки. Но состояние дорог в Москве, не говоря уж обо всей остальной стране, мягко говоря, оставляло желать лучшего. Поэтому машина Маяковского часто ломалась, и Афанасьеву с Гамазиным приходилось долго чинить ее после Лилиной езды.
Следующая знаменитость – ярчайшая звезда экрана 1930-40-х годов, «советская Марлен Дитрих», Любовь Орлова. Фильмы режиссера Александрова с ее участием «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Весна» и другие зрители смотрели в кинотеатрах десятки раз. Народная артистка СССР научилась водить автомобиль для съемок фильма "Светлый путь" 1939 года. Ее героиня Таня Морозова по сценарию должна была самостоятельно проехать по павильонам Всесоюзной сельскохозяйственной выставки на автомобиле ГАЗ-11-40. К этому времени у звездной четы Орлова-Александров имелся во владении автомобиль Бьюик, который был куплен в Москве у американца по фамилии Браун. Легенда приписывает им еще владение автомобилем Mercedes-Benz 170V Cabriolet 1936 года, привезенный из Германии еще до войны, но эта версия требует документального подтверждения. Тем не менее есть ряд свидетельств, что кинодиву частенько видели за рулем этого самого Мерседеса как до, так и после войны. Она ездила, никогда не опуская откидной верх, чтобы избегать встреч с назойливыми поклонниками. В 1973 году на съемках своего последнего фильма «Скворец и Лира» Любовь Орлова вновь появилась за рулем автомобиля Мерседес.
Другая кинозвезда, Валентина Серова, жена поэта Константина Симонова, научилась водить автомобиль в ходе съемок фильма «Сердца четырех». И затем, уже после войны, у семьи появился эффектный трофейный родстер Opel Super 6, на котором не менее эффектная Серова ездила по Москве и на дачу. А вскоре Симонов еще привез из США немного подержанный Cadillac, фаэтон с третьим пассажирским местом. Украшением шикарного “Кадиллака” стала обаятельная Валентина Серова за рулем.
Прима-балерина Большого театра Ольга Лепешинская, фаворитка Сталина, в 1940-х годах ездила по Москве на кабриолете Ford V8. Эффектная машина и не менее эффектная девушка привлекали внимание прохожих и постовых. Вообще в СССР той поры балерины считались кем-то вроде богинь. Многочисленные высокопоставленные и просто богатые поклонники щедро одаривали их царскими презентами.
Великая русская балерина Галина Уланова во время гастролей Большого театра в США купила большой белый Mercury Monterey 1958 года выпуска с мощным мотором. Этот сухопутный линкор был единственным таким автомобилем в нашей стране, на нем она проездила 10 лет. Затем в ее автопарке появилась «богиня» - Citroen DS ID19 1967 года выпуска. По слухам, он стал подарком известного модельера Пьера Кардена.
Еще одна известная автолюбительница – Белла Ахмадулина, одна из крупнейших советских и российских лирических поэтесс второй половины XX века, ярчайшая представительница поколения «шестидесятников», «поэтесса с хрустальным голосом». Плюс к этому еще и киноактриса, правда, играла в основном саму себя. Долго ездила на 21-й Волге. По свидетельству очевидцев ездила совершенно “безбашенно”, на предельной скорости, нисколько не испытывая страха. Однако никаких аварий за ней не было замечено.
Замечательная русская актриса Людмила Гурченко прекрасно водила автомобили. По воспоминаниям супруга, в жизни она могла быть импульсивной и эмоциональной, а за рулем всегда была спокойной и уравновешенной. Примечательно, что у нее были права, выданные в 1978 году, и она их никогда не меняла. Начинала, как водится, с продукции советского автопрома, затем любимой маркой стала Ауди.
И закончим сегодняшний обзор замечательной артисткой Раисой Рязановой, заядлой автолюбительницей. В ее багаже роли в многочисленных фильмах и спектаклях, но главная роль – это, пожалуй, Тося в оскароносном «Москва слезам не верит». Водительский стаж ее насчитывает уже 50 лет. Она даже выигрывала кубок на автомобильных гонках, получив звание «Автоледи-2003». Молва даже приписывает ей занятие частным извозом, но это не более чем «утка».
Так что, милые дамы, смело вливайтесь в ряды автомобилистов и счастливого вам пути!
Читайте также в нашем блоге:
Электромобили на вторичном рынке
Негласные ПДД: сигналы и жесты