Людям свойственно постоянное стремление к чему-то новому. Автолюбители не исключение. Многие пробуют разные варианты машин, разные двигатели, разные кузова, разные марки в стремлении найти оптимальный или экстремальный для себя вариант. Возможно человек хочет быть в тренде, быть современным и прогрессивным. Хочет купить электромобиль!
Электромобиль имеет ряд неоспоримых преимуществ перед своими собратьями с ДВС. Более высокая стоимость достаточно быстро окупается низкими эксплуатационными расходами. На бензин тратиться не надо, стоимость зарядки электричеством дешевле заправки бензином, тем более что можно оборудовать «домашнюю» зарядку во дворе или на работе и заряжаться в то время, когда машина не используется. Электромобиль не требует сложного обслуживания и периодического ремонта, в нем нет агрегатов, подверженных механическому и термическому износу. Сплошная экономия. Ходовые качества электромобиля превосходные, ничего не вибрирует, не шумит, дискомфорта никакого нет, тяга с самых низов, динамика отличная. Например, разгон до 100 км/ч у Tesla Model S Plaid всего 2 секунды! А, кроме того, нулевой выброс в атмосферу, повод для гордости. В общем одни плюсы.
Покатались три-четыре года, порадовались, хочется уже новую машину, обязательно снова электрическую. Старый авто придется продавать. Раз новый автомобиль стоил дороже бензиновых одноклассников, значит и подержанный тоже будет дороже. И вот тут начинается суровая проза жизни. Как говорил один персонаж из советского фильма: «Стоить-то он, может быть, и стоит, да только его никто не покупает». Вторичный рынок крайне неохотно принимает подержанные электромобили. Они с каждым годом сильно теряют в цене, это снижение не сопоставимо с традиционными автомобилями с ДВС. Причин в основном три: сама конструкция машины, стремительное развитие данной области автостроения и предвзятое отношение российских автолюбителей к электромобилям.
Многие российские автолюбители не решаются на покупку электромобиля потому, что потом будет трудно или невыгодно его продать. По оценкам многих экспертов, электромобиль за три-четыре года эксплуатации теряют половину своей изначальной стоимости. Все дело в основном модуле электромобиля – аккумуляторной батарее. Считается, что в российских условиях батарея живет гораздо меньше заявляемых производителями 10-15 лет. Скажем, срок жизни в условиях Крайнего Севера – не более двух лет. А стоимость новой аккумуляторной батареи – от 20 до 50% стоимости всей машины в зависимости от модели. Получается, если покупатель решил купить 3-4-летний электромобиль за половину стоимости нового, ему надо будет готовить еще примерно такую же сумму за новую батарею, иначе далеко на такой машине не уедешь. Тогда какой в этом смысл? Лучше за те же деньги приобрести новый электромобиль. Подержанная машина с новой батареей и новая машина – это не одно и то же.
За более чем столетнюю историю обычные бензиновые и дизельные автомобили становились все более динамичными, экономичными, комфортными и экологичными. Но уже сейчас что-то принципиально новое изобрести и внедрить трудно, все уже внедрено. Без преувеличения можно сказать, что автомобили с ДВС достигли пика своего развития и дальнейшее улучшение характеристик сопряжено с неоправданным усложнением конструкции, а, следовательно, с неоправданным удорожанием. Электромобили, хоть исторически появились раньше ДВС, но развиваться интенсивно стали лишь сравнительно недавно. Поэтому им предстоит еще пройти свой путь постоянных усовершенствований, и этот прогресс идет гораздо быстрее. Основные проблемы электрокаров: малый запас хода, долгая зарядка и быстрая потеря емкости батареи уже сейчас решаются быстрыми темпами. Например, сейчас большинство электромобилей еще имеют батарею, сделанную по устаревшей литий-ионной технологии. Более современные электрокары изготавливаются уже с литий-железо-фосфатными аккумуляторными батареями, которые не подвержены деградации в течение многих лет.
Так какие перспективы электромобилей на вторичном рынке? Стоит ли покупать подержанный электрокар? На наш взгляд не стоит бояться этого. Но, речь может идти о 2-3-летних машинах, то есть о машинах последних поколений. Прогресс в этой области подошел к такому уровню, что немного подержанный электромобиль сейчас мало отличается от подержанного автомобиля с ДВС. При должном обращении прослужит еще долго.
Есть одно «Но». Все-таки, как ни крути, электромобиль пока еще не для России. Точнее не для всей России. Сеть зарядных станций более или менее развита только в Москве, в остальных регионах это дело неопределенного будущего. Поэтому теоретический хозяин такого гаджета на колесах должен жить в своем доме, где можно оборудовать собственную электрическую «заправку», чтобы ни от кого не зависеть. У нас же большинство людей живет в многоквартирных домах, и построить зарядку во дворе будет сопряжено с гигантскими трудностями всевозможных разрешений, согласований и дальнейшей эксплуатации. Электромобиль будет оптимален как второй-третий автомобиль в семье, на котором не нужно будет отъезжать далеко от заветного кабеля с разъемом. В таком случае экономия будет налицо. Для дальних путешествий все же лучше стандартная машина с ДВС. Для нее везде есть заправки, на худой конец можно взять с собой пару канистр с топливом. А электричество не зальешь в канистру.
Так что, хотите подержанный электромобиль, заранее продумайте все тонкости его дальнейшей эксплуатации и берите более новые модели. Вроде все просто. Счастливого пути.
Читайте также в нашем блоге:
Автомобиль после такси: брать или не брать
Негласные ПДД: сигналы и жесты