ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА: Фраза "ПОЕХАЛИ" принадлежит В.П.Чкалову.
СПРАВОЧНО:
".....15 декабря 1938 года — за шесть дней до дня рождения Сталина — был страшный мороз. Уже сидя в кабине, Чкалов проверил акт о готовности самолета «И-180» (см. фото). .......И сказал: «Поехали». Он всегда говорил так перед вылетом (много позже эту привычку переймет Юрий Гагарин)".
ИСТОЧНИК: "Мемориальный музей В. П. Чкалова. Первое посещение 02.06.2024 г." 27 октября с.г. https://dzen.ru/a/Zx6H5-8OFF2I6JQA
.........................
ЦИТАТА:
"....Вылетел Чкалов в районе нынешней станции метро «Полежаевская». По дороге встретил самолет своего приятеля Коккинаки — покачал крыльями в знак приветствия. Покружил над дачей Сталина в Кунцево и полетел к аэропорту на Ходынском поле. До посадки оставалось метров 400, когда жалюзи моторного отсека заклинило в открытом положении, мотор, переохладившись, заглох, и самолет стал падать. Все обошлось бы, не окажись перед ним деревянный барак, возле которого в цветастом пальто стоял ребенок. Если бы Чкалов врезался в этот барак, стропила самортизировали бы удар, и все могло кончиться иначе. Но летчик направил самолет в последний вираж и врезался в столб. Удар головой о металлическую арматуру не оставляет шансов даже заговоренным".
Валерий Чкалов за летную карьеру освоил более 30 типов самолетов, но последним для него стал одномоторный истребитель-моноплан И-180. Первый полет этой машины 15 декабря 1938-го завершился катастрофой. Рекомендуемый источник на Дзене: https://dzen.ru/a/ZoCtebq8Eka9HTXp
ЦИТАТА: ".....подобный эпизод в жизни Чкалова был, но вот все происходило вовсе не в Ленинграде, а у железнодорожной станции Вялка, что в Новгородской области. При перегоне в Ленинград зимой 1930 года самолета Ш-1 пилот Чкалов и механик столкнулись с одной проблемой. Машина обледенела и что бы не упасть им пришлось максимально снизиться. В качестве ориентира были выбраны железнодорожные пути. Неожиданно перед ними возник мост по которому шел состав. Чкалов, что бы избежать столкновения, решает нырнуть по мост и совершить посадку. Она кстати не удалась, самолет развалился".
Валерий Чкалов многое заимствовал у своих более опытных предшественников (т.е. и "летные приемы" с нарушением безопасности полетов и выражения типа "ПОЕХАЛИ").
Летчик Валентин Привалов на реактивном МиГ-17 повторил это "круче", чем термин "ПОЕХАЛИ",
Осенью 1940 года ленинградские газеты написали о летчике-асе, который в ходе съемок фильме «Валерий Чкалов» смог повторить пролет под Троицким мостом, да не один раз – а два раза пролетел в первый день и потом еще два раза во второй. Этим летчиком был Евгений Борисенко, летавший на самолете-амфибии Ш-2. (первые два пролета он совершил 22 октября 1940 года).
Всего Валерий Чкалов испытал свыше 70 типов самолётов (И-180, ВИТ-2, НВ-1).
Есть такое мнение (НИК-Лунная программа):
"......Чкалова не стало в 1938. Вряд ли Гагарин (и другие космонавты) стали бы перенимать его фразы. Известно, что "Поехали!" было словом Марка Галлая, летчика испытателя, учителя космонавтов. И вообще тот-же Галлай пишет (а он много книг написал), что это стало распространенным словом среди летчиков. Кстати, в первых выпусках газет писали, что Гагарин произнес не "Поехали", а "Ну, поехали!". Но грубо звучащее "ну" убрали. Осталось то, что осталось.
ЗАДАЮТ ВОПРОС ЧИТАТЕЛИ:
".....Интересно, как эту фразу Гагарин мог перенять у Чкалова, если они никогда не встречались и не пересекались во времени и пространстве ? ..."
МНОГИЕ ЧИТАТЕЛИ ЗНАЛИ: "....На самом деле слово "поехали" Ю.А. множество раз слышал у другого летчика ,тоже весьма известного и наверное даже более заслуженного как летчик-испытатель чем Чкалов,а именно у Марка Лазаревича Галлая. Дело в том,что Галлай был летчиком-инструктором в первом отряде космонавтов.Как он сам писал в своих мемуарах,положенная по регламенту формула "Экипаж,взлетаю" стала вызывать у него раздражение после того ,как он ее услышал от одного летчика,который ее применил ...на одноместном самолете ! )) Так что с тех пор он всегда говорил очень просто -"Поехали !". И самое главное,это слово нравилось всем,кто с ним летал в экипажах,в том числе и будущим космонавтам".
«Галлай Марк Лазаревич.
Родился в Петербурге 16 апреля 1914 г. Образование высшее техническое (Ленинградский политехнический институт) и летное (Школа пилотов ленинградского аэроклуба).
С 1937 по 1958 г. работал летчиком-испытателем конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов авиационной промышленности. Летал на самолетах 124 типов и назначений.
В 1941, 1942, 1943 гг. участвовал в Великой Отечественной войне в качестве летчика, командира звена, заместителя командира эскадрильи. Вышел в отставку в звании полковника.
Испытательную работу совмещал с научно-исследовательской. Опубликовал около 30 научных работ. Доктор технических наук, профессор, академик Академии транспорта Российской Федерации.
Участвовал в подготовке первой группы советских космонавтов ("гагаринской шестерки"). После завершения летной деятельности с 1958 по 1975 г. работал старшим научным сотрудником в Летно-исследо-вательском институте (ЛИИ) Министерства авиационной промышленности. С 1975 г. занимался только литературным трудом. Первую книгу "Через невидимые барьеры" опубликовал в 1960 г.
http://new.cmvvs.ru/images/news/2023-04-16/gallay_01.jpg
ВЕРСИЯ: ....Марк Лазаревич Галлай мог сам придумать (мог и у других услышать).
ПРИМЕР № 1. В фильме "Торпедоносцы" есть аналог фразы ".....типа ПОЕХАЛИ"! перед взлетом говорит гвардии старший лейтенант Белобров — один из лётчиков полка.
ДОСЛОВНО:
"- Штурман, в порядке?
- В порядке!
- Стрелок, в порядке?
- В порядке!
- Тогда поезд отправляется. Третий звонок!...."
«Торпедоно́сцы» — советский полнометражный цветной художественный фильм-драма, поставленный на Киностудии «Ленфильм» в 1983 году режиссёром Семёном Арановичем по мотивам неоконченной повести Юрия Германа «Здравствуйте, Мария Николаевна», законченной Алексеем Германом и Светланой Кармалитой. Фильм посвящается лётчикам Краснознамённого Северного флота, в нём показана повседневная жизнь в военном гарнизоне и героические эпизоды Обороны Заполярья: боевая работа торпедоносцев и трагизм войны.
Премьера фильма в СССР состоялась в августе 1983 года.
ВЫВОД: Одна профессия "летать", одна судьба "риск гибели при выполнении полетного задания", одни общие "термины" к началу полета.
Центральный музей Военно-Воздушных Сил - Мекка ценителей отечественной авиационной истории.
Наименования экспозиций:
• «Зарождение и развитие воздухоплавания и авиации в России» (зал №1);
• «ВВС в годы мирного строительства 1922-1941 гг.» (зал №2);
• «Самолёты Великой Отечественной войны. Истребители и штурмовики» (ангар №6А);
• «Самолёты Великой Отечественной войны. Бомбардировщики и самолеты ленд-лиза» (ангар №6Б);
• «Воздушные винты» галерея №2;
• «Форма одежды и снаряжение. От пилота-авиатора до космонавта (из фондов ЦМ ВВС)» (зал №5);
• Мемориальная комната маршала авиации Е.И.Шапошникова (зал № 5);
• Летательные аппараты малого класса (ангар №7);
• Реактивные двигатели (ангар №7);
• Уникальные летательные аппараты (ангар №8);
• Боевая техника и вооружение ВВС. Самолеты Аэрофлота (открытая площадка).
http://new.cmvvs.ru/images/static/heroes.jpg
Краткий словарь военно-авиационных терминов (для служебного пользования, из части не выносить!)
КОРОТКАЯ ВЫПИСКА для справки:
Забить полёты - отмена полётов
"Змей Горыныч"- специальная машина для просушки ВПП.
Кости за борт – катапультироваться.
Кувалдометр, кувалдоскоп – кувалда.
Лапти - колодки под колёса шасси.
Лапы, лапки, ноги, мослы – шасси.
Махать крыльями - лететь с недостаточным запасом топлива или совершать посадку с неисправными двигателями.
Радикулитка - демисезонная куртка.
Раскорячиться - неспособность летчика после посадки быстро освободить ВПП.
Слить отстой - сходить в туалет «по-маленькому».
Одна эстафета традиций: "В.Чкалов-М.Галлай-Ю.Гагарин".
Вторая "Н.Каманин -Ю.Гагарин".
Николай Петрович Каманин - Командир смешанного отряда самолётов, направленного на спасение челюскинцев. За девять рейсов на двухместном самолёте он спас 34 человека, разместив под крыльями парашютные ящики, а в них людей.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ!