Найти в Дзене
АвТОгус

Под каким мостом летал Валерий Чкалов? И почему летчики так любят летать под ними?

Альпинистов манят горы, летчиков - небо! Правда у летчиков есть еще одна особенность, еще со времен Анри Фармана, который 13 февраля 1908 года на самолете марки Voisin совершил первую фигуру высшего пилотажа. До этого самолетам было запрещено выполнять резкие крены, так как они вели к катастрофам. А вот Фарман снабдил свой аэроплан элеронами. Но сегодня речь не о другом. Я попытался собрать все случаи в мире когда самолеты, пролетали под мостами. Иногда это делалось намеренно, иногда их вынуждали обстоятельства. Итак, поехали, ну или в данном случае полетели. В июне 1911 года организаторы USA-Canadian Carnival предложили 1000 долларов первому пилоту который бы пролетел летит на самолете над Ниагарским водопадом. Смелых не нашлось, кроме одного человека. Идея так понравилась пионеру авиации Линкольну Бичи, что он решил показать свое мастерство, а заодно и подзаработать на этом. Он прибыл на место вместе со своим бипланом Curtiss D. В тот день погода была не лучшей, к брызгам водопа

Альпинистов манят горы, летчиков - небо! Правда у летчиков есть еще одна особенность, еще со времен Анри Фармана, который 13 февраля 1908 года на самолете марки Voisin совершил первую фигуру высшего пилотажа. До этого самолетам было запрещено выполнять резкие крены, так как они вели к катастрофам. А вот Фарман снабдил свой аэроплан элеронами. Но сегодня речь не о другом. Я попытался собрать все случаи в мире когда самолеты, пролетали под мостами. Иногда это делалось намеренно, иногда их вынуждали обстоятельства. Итак, поехали, ну или в данном случае полетели.

В июне 1911 года организаторы USA-Canadian Carnival предложили 1000 долларов первому пилоту который бы пролетел летит на самолете над Ниагарским водопадом. Смелых не нашлось, кроме одного человека. Идея так понравилась пионеру авиации Линкольну Бичи, что он решил показать свое мастерство, а заодно и подзаработать на этом.

Он прибыл на место вместе со своим бипланом Curtiss D. В тот день погода была не лучшей, к брызгам водопада добавились осадки в виде моросящего дождя. Тем не менее Бичи взлетел. Он прошел над Подковой(Horseshoe) эту часть называют Канадским водопадом, потом над над Американским водопадом. Казалось бы зрители, которым было не менее 150 тысяч человек все видели и "штука" баксом в кармане. Но пилот был отчаянным малым, он совершив петлю над головами зевак вновь направился к водопадам, влетел в поднимающуюся над поверхностью реки Ниагара водную пелену и показался прямо над водой. Расстояние от шасси до ее кромки было всего 6 метров. Впереди был мост Новобрачных именно под ним и пролетел смельчак.

Линкольн Бичи у Ниагарского водопада
Линкольн Бичи у Ниагарского водопада

Перенесемся в Российскую Империю, где в 1910 году некий Харитон Никанорович Славоросов(настоящая фамилия Семененко) работающий механиком в варшавском обществе "Авиата" сдал экзамен на пилота и получил диплом Всероссийского аэроклуба. После ликвидации клуба, он выкупает аэроплан и начинает принимать участие в различных международных авиационных шоу. Буквально через год после пролета под мостом Линкольна Бичи Харитон решается на невиданный трюк. Найдя подходящий мост, это было в Мокотув, южный левобережный район Варшавы, Славороссов, управляя аэропланом фирмы Blerio, пролетел под мостом через реку Висла. Правда вот его за этот подвиг оштрафовали.

Полетим в Северную Пальмиру, где морской летчик Георгий Анатольевич Фриде, который являлся испытателем многих морских самолетов, пролетел на летающей лодке М-5 конструкции Дмитрия Павловича Григоровича под Троицким(Кировским)* мостом в Петрограде. Делалось это исключительно в испытательных целях. Учитывая легкую конструкцию гидроплана серьезного урона, в случае катастрофы мосту нанесено бы не было. Учитывая же тот факт, что Нева много уже реки Ниагара, то остается только позавидовать мастерству летчика.

*я не зря использовал второе, советское название этого моста, поскольку мы к нему еще вернемся. Но немного позднее.

Георгий Анатольевич Фриде
Георгий Анатольевич Фриде

В том же 1916 году, на усовершенствованном гидроплане М-9 сослуживец Георгия Фриде Алексей Евграфович Грузинов не просто повторил пролет под Троицким мостом, но вообще проделал этот трюк под всеми мостами Петрограда. К сожалению проверить эту информацию мне не удалось, поскольку ни газетных статей, ни других сообщений попросту нет. Но есть ссылки на книгу Мирослава Дольникова "Икары русского неба" поэтому оставим вопрос открытым.

Алексей Евграфович Грузинов
Алексей Евграфович Грузинов

Есть информация о том, что французский летчик Майкон в 1919 году на двухместном учебно-тренировочном биплане Codron G.3 успешно проскочил под мостом над рекой Вар в Ницце. Но вот никаких фотографий я найти не смог.

Codron G.3
Codron G.3

22 ноября 1935 года "China Clipper", первая из трех летающих лодок Martin M-130, построенных для авиакомпании Pan American Airways, должна была стартовать из Америки и перелететь через Тихий океан в Китай. Капитан воздушного судна должен был не просто взлететь, но еще и перескочить через ванты строящегося моста Golden Gate. Когда полностью груженый самолет поднялся в воздух оказалось, что мощности двигателей попросту не хватит и ое его скорее заденет. Тогда капитан Эдвин К. Музик принимает решение опустить нос и пройти под мостом. Все к счастью обошлось и гидроплан благополучно тот рейс завершил.

Martin M-130 управляемый Эдвином К. Музиком
Martin M-130 управляемый Эдвином К. Музиком

Теперь мы вновь окажемся по другую сторону Атлантического океана, но на этот раз уже в СССР. Где в октябре 1940 года, в Ленинграде, режиссер Калатозов начал снимать свой эпический фильм под названием "Валерий Чкалов". Если помните там есть момент от которого буквально все мальчишки в Союзе, я был среди них, мечтали повторить подвиг советского аса.

фильм "Валерий Чкалов" режиссер Михаил Калатозов
фильм "Валерий Чкалов" режиссер Михаил Калатозов

Михаил Калатозов сценарием был не сильно доволен, пропадал целый кусок жизни главного героя. Дело все в том, что реальный Валерий Чкалов действительно на два года был лишен воинских званий и уволен из армии. Причем уволен по довольно банальному поводу - дебош в пьяном виде. Этого было допустить никак нельзя. И что делать? Спас киношника случай.

Однажды режиссер услышал разговор пилотов консультировавших картину. Там они, в частности вспоминали о том как под Троицким мостом еще в 1916 летали отечественные авиаторы. Сценарий дописали и придуманная, для картины, сказка начала обрастать подробностями. Ну это как с Псами рыцарями и Александром Невским или с бревном, что Ленин носил на субботнике.

Валерий Чкалов
Валерий Чкалов

Нет, справедливости ради стоит отметить, что подобный эпизод в жизни Чкалова был, но вот все происходило вовсе не в Ленинграде, а у железнодорожной станции Вялка, что в Новгородской области. При перегоне в Ленинград зимой 1930 года самолета Ш-1 пилот Чкалов и механик столкнулись с одной проблемой. Машина обледенела и что бы не упасть им пришлось максимально снизиться. В качестве ориентира были выбраны железнодорожные пути. Неожиданно перед ними возник мост по которому шел состав. Чкалов, что бы избежать столкновения, решает нырнуть по мост и совершить посадку. Она кстати не удалась, самолет развалился.

-10

А вот пилот, которому было на тот момент всего 27 и звали его Евгений Борисенко. Он и именно он пролетел под Троицким мостом, который тогда назывался Кировским не один, а целых четыре раза. Кстати в титрах его фамилии вы не найдете, как и фотографий в интернете. Во время войны этот человек совершил почти 200 вылетов, но даже звания Героя не удостоился.

Джордж Роджерс на своем Curtiss Р-40 Tomahawk(фотошоп)
Джордж Роджерс на своем Curtiss Р-40 Tomahawk(фотошоп)

В октябре 1941 года пилот Королевских ВВС Джордж Роджерс летел на своем Curtiss Р-40 Tomahawk после выполненного задания на базу Одихэм. В какой-то момент ему захотелось пролететь под Виннальским мостом в Винчестере. Увы, навстречу неожиданно выехал грузовик. Что бы избежать лобового столкновения Роджерс предпринял маневр уклонение и задел крылом опору моста. Он потерял часть крыла, но до взлетно-посадочной полосы дотянул. Правда вот нормально сесть не получилось. Машину он разбил, за что получил большой нагоняй от командования.

Конечно же это не все случаи. Я просто не хочу сильно перегружать информацией читателей. Поэтому на днях продолжим знакомство с самолетами и дерзкими пилотами. Вот ссылка на вторую часть!!!!