Найти в Дзене
Познающий

Эксперимент с куклой Бобо. О чём вы должны помнить, воспитывая своих детей?

Оглавление

В 60-х годах профессор Альберт Бандура из Стэнфордского университета провёл исследование, которое сегодня известно как «эксперимент с куклой Бобо» (Bobo doll experiment).

Бандура был основателем и ярым сторонником социальной теории обучения (social learning theory). Он считал, что мы учимся новому не только через непосредственный опыт, но и с помощью наблюдения за окружающей средой.

Эксперимент с куклой Бобо

В 1961 году Альберт Бандура занимался анализом, имеющихся на тот момент, методов лечения чрезмерно агрессивных детей. Он пытался найти источник их гнева, но пришёл к выводу, что имеющихся данных недостаточно и необходимы дополнительные исследования. Так и появилась идея эксперимента с куклой Бобо.

В эксперименте приняли участие 36 девочек и 36 мальчиков в возрасте от трёх до пяти лет. Бандура разделил их на три группы. 24 ребёнка наблюдали за агрессивным сценарием, 24 за не агрессивным, остальные дети были контрольной группой. Бандура также позаботился о том, чтобы половина детей наблюдала за действиями схожих по полу взрослых, а другая наблюдала за актёром с противоположным полом.

Ход эксперимента

Объектом наблюдения ребёнка был взрослый, который вел себя определённым образом по отношению к надувной кукле Бобо.

  • Агрессивный сценарий начинался с минуты стандартной игры с куклой, после чего взрослый начинал бить её кулаками или игрушкой в форме молотка.
  • В неагрессивном сценарии не было никаких изменений в поведении взрослого, он просто играл с куклой, не прибегая к насилию.

После наблюдения за взрослым дети входили в комнату по одному, и получали возможность провести какое-то время наедине с куклой.

Дальше произошло то, что удивило исследователя.

Дети, которые наблюдали агрессивный сценарий, гораздо чаще проявляли агрессию по отношению к кукле особенно те дети, которые наблюдали за взрослыми того же пола, что и они сами.

Исследователи отметили ещё одну интересную закономерность. Мальчики чаще девочек прибегали к насилию в отношении куклы. Сегодня исследователи связывают этот результат с влиянием культуры, в которой сила и агрессия чаще всего свойственны мужчинам.

Повторный эксперимент с куклой Бобо

Эксперимент Бандуры был повторен в 1965 году. Исследователи хотели узнать о влиянии вознаграждения и наказания на поведение детей.

В результате было выяснено, что, если взрослые были вознаграждены за агрессивное поведение, вероятность того, что дети повторят их поведение, увеличивалась. А, если взрослые получали выговор (наказание), дети больше не стремились проявлять агрессию.

Выводы

Проведённый эксперимент показал, что, определённое агрессивное поведение может быть смоделировано путем подражания. Сегодня такие выводы кажутся очевидными, однако в 60-х годах считалось, что обучение новому поведению в основном осуществляется посредством непосредственного участия и системы наказаний и вознаграждений. Более того, считалось, что наблюдение за насилием снимает напряжение.