Возможно, многие зрители при просмотре сериала “Княжна милосердия” и сами догадались, что смотрят выдуманный фильмо-роман из области альтернативной истории. Сюжет в этом кино столь же привлекателен, сколь и фантастичен. В нем есть искренние, трогающие моменты и есть откровенный фарс с исторической точки зрения. Очень много психологически и художественно хорошего, но иронизируя по второму поводу, скажу так про сценарий в его документально-исторической части -“Остапа несло”. И как бы там ни было, мне лично было интересно, как и куда вынесет режиссера в этой приключенческой, по сути, мелодраме. Мы разобрали уже тему прототипов главных героев сериала, теперь же рассмотрим сюжеты альтернативной истории, раскручиваемые сценаристами. Речь пойдет о "сопутствующих" прекрасному роману мелочах - исторических деталях.
Предыдущий очерк - см. Прототипы главных героев сериала “Княжна милосердия”. Мотивы и обстоятельства русско-турецкой войны на экране
Сюжет первый. Россия не выиграла в той войне 1877-78гг. с Османской империей. Да, да, вы не ослышались. Где-то каким-то боком сценаристы слышали, что западные державы на Берлинском конгрессе летом 1878г. уценили значение победы России на поле боя и умерили аппетиты Российской империи. И вот на экране начинается своеобразный сиквел "Спасти рядового Райана", то есть рассказывается о вызволении из турецкого плена сначала Алексея Раевского, а затем фельдфебеля Свечкина; последний же вдруг чудесным образом оказывается внебрачным сыном родного брата царя Александра II. Раевского хотя бы нашим (Ильину) удается освободить без выкупа, а за свободу Свечкина приходится уплатить. Причем на сбор денег злым турком даётся всего один месяц, иначе...
Иначе что? Мир, наконец, заключат и русского придется туркам возвращать на родину бесплатно? Обратите внимание, что за этот месяц Раевский успевает вернуться в Россию, попасть под арест, пройти следствие, военный суд и отправиться на каторгу. И все равно время для выкупа Свечкина еще остаётся. Но о каторге поговорим позже. Вопрос в чем! - Причем здесь выкуп?! Разве речь идёт о кавказском пленнике, попавшем на цепь к горцам в аул? Или сценаристам всё равно, кто перед ними - вольный чеченец-горец или турок в Османской империи? Уцелевшие на поле боя военнопленные у турок в XIX веке попадали в государственное заключение в том числе с целью изолировать русских от враждебного поведения местного населения.
На экране мы видим, что даже с момента заключения русско-турецкого перемирия 19/31 января 1878г. в отношении военнопленных у османов сохраняется беспредел. И российская сторона не может на это как-то повлиять. Какой-то подданный султана мнит, что он может запросить выкуп за освобождения якобы своего раба, которого султан обязался вернуть на родину бесплатно! Напомню, прелиминарный мир в Сан-Стефано, включающий пункт об освобождении пленных, Россия и Турция подписали 19 февраля 1878. 6 марта 1878 в Петербурге произошла взаимная ратификация Сан-Стефанского мира.
Это был мир победителя и побежденного. Сложность для турок в вопросе о пленных вызывало требование России о выплате компенсации за содержание десяток тысяч турецких пленных в России (70648 на 1 июля 1878г.). Турция не имела на это денег, поэтому стороны договорились о рассрочке платежей на 6 лет. Да был бы убит солдат Свечкин тогда в плену, сумма российских требований возросла бы неимоверно. Заметим, что русских пленных было, наоборот, немного, примерно 600 чел. в Константинополе. Впрочем, бесплатной свободы пришлось все-таки подождать. Западные державы взялись ратифицировать условия мира на Берлинском конгрессе летом 1878г. А до этого времени вопрос о выплате компенсаций ( по сути, как бы выкупа) за пленных оказался как бы подвешенным. Россия задержала начало реальной отправки турок на родину до августа 1878г., соответственно, и некоторым русским пленным, возможно, и пришлось бы посидеть в Константинополе в ожидании исхода Берлинского конгресса. В этой ситуацию это турки, (а не русские туркам) должны были платить Свечкину за использование его рабочей силы. Впрочем, султан приказал освободить всх пленных уже в марте 1878г.
2.Еще один ключевой сюжет. Осуждение русского офицера Раевского за измену и сотрудничество с турками. Если бы такой процесс случился в действительности, то это разорвало бы русское общество. Какой мотив мог быть у "преступника" князя, если бы он пошел на союз с турками, об этом в кино, кстати, не говорится. У обвинителей есть только косвенные улики, которые выкладывают негодяи - майор Казанцев, которому самому быть в пору английским агентом, и генерал-майор Апостолов. А сам процесс будто взят из архива судилищ по делам, инспирированным НКВД или, ближе по времени, из дела по обвинению в шпионаже Дрейфуса 1894г. во Франции.
Но это, согласитесь, совсем другая историческая реальность. НКВД нужны были жертвы как часть системы подавления инакомыслия в СССР, еврей Дрейфус стал жертвой антисемитизма, а здесь то какая -то пара мерзавцев ворочает судом, как хочет. И суд идёт у них на поводу, хотя никакие козлы отпущения при выигранной войне с турками Царю-освободителю не нужны. Человек из высшего общества, князь! в спешном порядке отправляется на каторгу, как будто прошедшего немецкий лагерь красноармейца обвинили в пособничестве гитлеровцам. Пусть так иногда и бывало в период ВОВ, но причем здесь 1878 год? Был бы закон, а князь для неё (каторжной статьи) найдётся, так что ли?
Скажу так, - не все придумки в кино следует относить безоговорочно к альтернативной истории. Например, обстрел турками подводы с С.Раевской и мадам Пюти после заключения перемирия в Андрианополе 19/31 января 1878, (но ещё до вступления его в действие)– это выдумка.
В литературе не упоминается ни одна русская сестра милосердия, погибшая на этой войне от пуль или снарядов турок. Однако это не значит, что пункты Красного Креста не попадали под обстрел. Зафиксированы убийства сербских работников Красного Креста по причине того, что Крест это символ христианства. Однако же русских женщин, фельдшеров и сестер, в Болгарии косил тиф. Первый исследователь темы женщин на этой войне Илинский по горячим следам насчитал более 40 сестер Красного креста, умерших от болезней на Балканском фронте, причем эти сведения не полные, все случаи и имена не учтены.
3. Безусловно неправильным (и фальшивым) выбросом в сериале является сюжет о лагере военнопленных в Болгарии, в которых Казанцев производит казни турок под видом подавления бунта и эпидемии холеры.
Сюжет этот придуман под влиянием обширной лагерной практики 20-21 веков, ну и наверно поэмы “Мертвые души” Гоголя. В прошлом очерке я уже говорил о том, что всех военнопленных турок отправляли в Россию во избежание эксцессов с ними на месте в Болгарии, то есть никакого такого лагеря в “гарнизоне генерала Апостолова” на самом деле не было. Конечно, эксцессы с пленными в 1877-78гг. случались. Как это обычно бывает на войнах, наибольшему риску пленные подвергались сразу после сдачи в плен и вскоре после сдачи - в горячке боев. Также художник Верещагин вспоминает, что генерал Скобелев не сразу отдал приказ выделить сухари изголодавшимся пленным туркам после сдачи Плевны. И смертность среди плененных в Плевне была большая. Скобелев, очевидно, мстил за расправы с русскими военнопленными, о которых стало известно. А, может быть, и лишних сухарей в армии не было. Возможно, именно этот эпизод и лег в основу сюжета сериала о генерале Ильине, который за счет своих средств готов кормить пленных.
Однако дальше в сериале начинается альтернативная история, начиная с того момента, что никаких генералов “взбунтовавшиеся “турки не ранили, даже если имели силы выразить какое-то недовольство. Ранение Ильина - это только маленький цветочек, дальше следует развертывание сюжета о том, как майор Казанцев в корыстных и иных целях устраняет “лишних” едоков в лагере.
Может быть, это выглядит для киношников и злободневно, однако для того времени это полный нонсенс, чепуха. Кем бы ни был Казанцев - подлецом, английским шпионом, вурдалаком, - события, обрисованные в лагере, бросают несмываемое пятно на всю Российскую империю. И это в условиях, когда она ведет широкие переговоры со странами Запада по судьбе Балкан. Причем зрители принимают эту фальшивку за чистую монету, такой бесконтрольный беспредел, получается, был возможен и тогда!! Ну а военный министр Милютин выглядит полным идиотом, как в деле князя Раевского, так и по пленным.
Возможно, дотошный зритель обратил внимание, что о заключении перемирия с турками 19 января/31 января 1878г. говорится в 6 серии, а освобождение фельдфебеля Свечкина из плена в 14 серии происходит все ещё в период, когда в Болгарии в горах лежит повсюду снег. Таким образом, все события в сериале – перемещения героев из Петербурга в Константинополь и Болгарию и обратно, отправка князя Раевского из Петербурга на каторгу в Усть-Каменогорск носят “молниеносный” характер.
Сценаристам катастрофически не хватает времени для реализации своих замыслов. Для своих вольных сюжетных ходов у них есть всего месяц. Ведь Сан-Стефанский мир (вблизи Константинополя) был заключен 19 февраля/3 марта 1878. А дальше в отчете канцлеру Горчакову о мирных переговорах граф Игнатьев пишет: “Касательно русских пленных, находящихся ныне в Константинополе, сераскир обещал, что все они, без всякого исключения, будут отправлены на первых турецких пароходах, посланных в Одессу и Севастополь за турецкими пленными, нами возвращаемых.”
Итак, для того, чтобы придать своему замечательному приключенческому творению характер правдоподобия, сценаристам приходиться буквально останавливать время, иначе они бы не уложились и в полгода. К сожалению, из-за давления западных держав, собравших Берлинских конгресс кому-то из пленных, возможно, и пришлось бы задержаться в Турции до лета-осени 1878г. Однако в реальных рассказах дата возвращения пленных в Россию и к своим (в Дунайскую армию) март-апрель 1878г. Хотя... это совсем другая - неальтернативная история..
Очерк включен в подборку Исторические сериалы блога Друг Истории. Продолжение темы турецкого плена в балканскую войну смотрите здесь
Признателен за лайки и подписку) Душин Олег ©, Друг Истории №301, следите за анонсами публикаций - и на Tелеграмм канал Друг Истории