Рим — необычная держава: ею правили потомки врагов Рима. Хватало трех-четырех поколений, чтобы внуки и правнуки вождей, которые боролись с Городом, вдруг стали представителями древнеримского истеблишмента. Давайте поглядим, как все это происходило!
История начинается с легенд и мифов. Римляне говорили, что биография их города началась с конфликта двух известных братьев. Ромул окапывал границу Рима, Рем ему пытался помешать и был убит… парадокс в том, что в исторической перспективе одержал победу Рем, идея «город без границ».
Предполагают, с самого начала население было полиэтничным (латины и сабины), это отразилось на легенде о похищении сабинянок.
Последними царями Рима были представители третьего народа — этруски. В наши дни наука признает историчность обоих Тарквиниев.
Когда Тарквиний Гордый должен был уйти в изгнание, власть перешла к патрициям. По устаревшей теории (нам ее давали в институтах...) то были потомки римских первопоселенцев, но мировая наука от этой концепции отказалась. В Средней Италии существовало что-то вроде «аристократического» интернационала: целые знатные кланы переселялись на чужбину, оставаясь притом знатными. Последний случай — это сабинский род Клавдиев: ок. 504 г. до н. э. они переселились в Рим и были причислены к патрициям.
Но к 500 году до н. э. патриции превратились в замкнутую «касту». Это их привело к потери монополии на власть. Первый из консулов-плебеев был избран уже в 367 году до н. э. А в 322 году появился первый «понаехавший» консул — Луций Фульвий Курв, который в прошлом занимал высшую должность в соседнем города Тускул. Пикантность ситуации заключалась в том, что Тускул в то время восстал, но Фульвий выступил на стороне Рима и получил консулат.
Из Тускула потом пришло много великих римских родов. Катон Старший по происхождению был тускуланцем, жил в стране сабинов, а потом сделал карьеру в Риме.
История Республики продолжается: III, II, I века до новой эры… Среди сенаторов — все больше кампанских, этрусских, пиценских имен. Италия покрыта городами с римским гражданством, а общины, не имевшие гражданских прав, ведут борьбу за то, чтоб римлянами стать.
В 91 году до н. э. италики взбунтовались против Рима. Восстание было подавлено, и все-таки разбитым даровали римское гражданство. Редкий в истории случай: победители выполнили требование побежденных!
Среди военнопленных из восставшего Аускула оказался мальчик по имени Вентидий Басс, которого вместе с другими пленными провели по улицам Рима во время триумфа. Через полвека этот мальчик будет избран римским консулом и сам справит триумф над парфянами!
Современником Басса был Корнелий Бальб, который «понаехал» из испанского Гадеса (совр. Кадис). Это был тоже римлянин в первом поколении. Через три десятка лет после приобретения гражданства Бальб получил и консульство. Это первый обладатель высшей должности, который не имел италийского происхождения.
Через два века такие консулы составят большинство!
Раньше всего в римский сенат проникли выходцы из западных провинций — обеих Испаний и Нарбоннской Галлии. Их было довольно много уже в правление императора Тиберия. Вскоре, при Клавдии (сер. I в. н. э.) «путевку» в сенат получили северяне — знать «Косматой» Галлии. Прадеды этих сенаторов — храбрые Думнориксы и Верцингеториксы — не на жизнь, а на смерть бились против легионов Цезаря. Всего сто лет прошло от покорения страны до слияния знати Галлии и Рима.
И даже символ староримского консерватизма (великий историк Тацит) оказался по происхождению романизированным галлом. Предполагают, что он разговаривал с легким акцентом…
Понятно, еще при республике граждане вечного города ассимилировали жителей Италии, близких по уровню культуры и даже по языку. Но как так вышло с северными варварами?
Ответ нам дает Тацит, говоря о покорении Британии. Завоевав страну, римляне организовывали… школы и стали там учить детей местных владык. Мальчишки учили великий, могучий латинский язык, римских поэтов, историков, произносили речи — и усваивали римскую культуру.
Завоевал империю меч римского легионера, но укрепила и сплотила ее — розга школьного учителя.
В 98 г. н. э. появился первый император из провинции — испанец Траян. Правда, его далекие предки переселились туда из Италии.
В то время уже нарастала новая, самая мощная волна «понаехавших» элитариев — то были греки из восточной половины империи. Приехали и все заполонили. Традиционалисты типа Тацита были в унынии.
Во II в. н. э. — период высшего расцвета Империи — в римском сенате собралась элита почти всех римских провинций. Италики были уже меньшинстве, римский нобилитет времен республики почти вымер.
В 212 году знаменитый эдикт Каракаллы даровал римское гражданство практически всем жителям империи. Теперь было неважно, из какого города вы происходите. Пролог к истории «солдатских императоров» — восхождение к власти и смерть императора Петринакса (193 год), который был сыном вольноотпущенника. Траяны и Августы умерли бы от стыда...
Потом посыпались африканцы, фракийцы, арабы…
Итак, III в. н. э. В коридоры власти (при удаче) может проникнуть каждый житель империи. Куда уж дальше можно расширять круг римской элиты?
Можно! Можно расширять и дальше! Оставались… непокоренные варвары, которых приняла на службу дряхлеющая империя, чтобы защищать границы от других, недружелюбных варваров. Впрочем, сегодня племена лояльны, завтра — нет.
В какой-то момент стало непонятно, что на самом деле происходит, романизация варваров или варваризация римлян?
В V веке овладевшие римскими провинциями «союзники» отбились от рук и в конце концов избавились от императора. Это и называют падением Западной Римской империи.
Понравилась статья? Поставьте лайк, тогда ее увидят больше читателей! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить другие материалы.