Найти в Дзене
Московская беседка

Театр в эпоху цифры

Об экспериментальном проекте "Виртуальный театр" Театр — самое неугомонное из искусств. Он никогда не стоит на месте, все время движется, развивается, все время в поиске новых форм и кратчайшего расстояния на пути к зрителю. Театр не умеет существовать для себя самого. Как говорил Григорий Горин, театру нужен зритель, и не будущий, а современник. Проект «Виртуальный театр» как раз создан для выхода на зрителя-современника. Да и странно было бы не воспользоваться цифровыми технологиями в эпоху интернета! Перед нами не совсем обычный жанр удаленного спектакля. Вернее, совсем необычный: не читка, не телеверсия традиционного театрального действия, а некая виртуальная мега-читка, где актеры исполняют свои роли в режиме реального времени. Декорации, реквизит, необходимые спецэффекты, звуковые и визуальные, выполнены в цифровом формате, для которого, как известно, не существует технических ограничений. В цифровом театре есть свои плюсы и свои минусы. Несомненные плюсы в том, что создателям сп

Об экспериментальном проекте "Виртуальный театр"

Театр — самое неугомонное из искусств. Он никогда не стоит на месте, все время движется, развивается, все время в поиске новых форм и кратчайшего расстояния на пути к зрителю. Театр не умеет существовать для себя самого. Как говорил Григорий Горин, театру нужен зритель, и не будущий, а современник.

Проект «Виртуальный театр» как раз создан для выхода на зрителя-современника. Да и странно было бы не воспользоваться цифровыми технологиями в эпоху интернета! Перед нами не совсем обычный жанр удаленного спектакля. Вернее, совсем необычный: не читка, не телеверсия традиционного театрального действия, а некая виртуальная мега-читка, где актеры исполняют свои роли в режиме реального времени. Декорации, реквизит, необходимые спецэффекты, звуковые и визуальные, выполнены в цифровом формате, для которого, как известно, не существует технических ограничений.

В цифровом театре есть свои плюсы и свои минусы. Несомненные плюсы в том, что создателям спектакля предоставлено все могущество компьютерных технологий, для которых, как известно, невозможного мало. Элементы цифровых декораций уже можно видеть в некоторых театрах, и это отличная возможность сделать недорогой качественный задник. Такой вариант мобильных декораций подходит для временных проектов и разовых читок, которые, в отличие от классического репертуарного театра, не нуждаются в долговечной материальной базе. Или не имеют на нее денег. Отличный пример виртуальных декораций — спектакль «Мамочка», показанном на фестивале театрализованных читок в рамках проекта «Цех драматургов" в 2022 году, о котором писала беседка. Элементы цифровой декорации встречаются во многих негосударственных театральных проектах, передвижках,активно используются исполнителями монопьес.

Сцена из моноспектакля Эрвина Гааза "Праздничные сны". Фотография автора
Сцена из моноспектакля Эрвина Гааза "Праздничные сны". Фотография автора

Помимо цифровой декорации, достоинство проекта в том, что зритель получает доступ к современной драматургии, которую не очень охотно ставят театры. «Виртуальный театр» доступен любому зрителю, независимо от его места жительства и толщины кошелька. Цифровой театр успешно решает проблему соотнесения времени и пространства. Такой театр максимально доступен каждому.

Вот что говорят создатели проекта драматурги Ольга Михайлова и Елена Исаева о своем детище:

Это никак не традиционный спектакль, снятый на видео, не кино и не телеспектакль. Задача виртуального театра – донести современную пьесу в оригинальном режиссерском решении и наиболее полном и осмысленном звучании через игру артистов. Здесь не будет традиционных мизансцен, декораций и реквизита. Только артист, свет и отдельные необходимые для каждой истории детали. Такие спектакли не потребуют долгих репетиций, ведь каждую реплику можно будет несколько раз переписать, добиваясь ее оптимального звучания.

Визуально это может быть на грани с видеоартом, а может быть игровой вариант, когда артисты существуют, например, в нарисованной художником среде. Виртуальный театр дает большое пространство для свободной, ничем не ограниченной фантазии режиссера и художника. Артисты же, выстраивая роль, смогут зафиксировать наилучший вариант каждого движения и каждой реплики.

Сгенерировано нейросетью
Сгенерировано нейросетью

Однако стоит заметить, что цифровой формат спектакля в режиме реального времени, при всей своей мобильности и свободе доступа, нуждается в такой же длительной постановочной работе, как обычный спектакль. В этом залог качества театрального продукта, предлагаемого виртуальным театром и его долгой, счастливой судьбы.

Первый эпизод проекта уже состоялся: на суд виртуальной публики был представлен спектакль по пьесе Сергея Решетнева «Лошади в космосе» в постановке Алексея Чернобая и актеров Александровского театра драмы. Виртуальных зрителей ждет еще пять подобных спектаклей в жанре видео-арта, и мы с огромным любопытством будем наблюдать за этим не совсем обычным и таким прогнозируемым экспериментом.

Александровский театр драмы. Фотография предоставлена пресс-службой проекта
Александровский театр драмы. Фотография предоставлена пресс-службой проекта

Репертуар «Виртуального театра» состоит из трех частей: «История прошлого» (исторические пьесы), «История настоящего» (герои нашего времени) и «Истории будущего» (пьесы-прогнозы, пьесы-предсказания, пьесы-утопии). В виртуальном театре будут и детские пьесы, а современный театр в них очень нуждается! Ведь именно дети больше всего страдают от устаревшего, во многом непонятного им репертуара, и острее всех нуждаются в театре, который говорил бы с ними на их языке.

Проект создан при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и ГИТИСа, и мы очень надеемся, что блестящая и такая актуальная идея получит достойное художественное наполнение и самую широкую публику.