Найти в Дзене
Без музыки совсем не то

Гастроли на 125 миллионов долларов дохода чистыми. Как Сева Новгородцев в 1995 году побывал на концерте The Rollig Stones в Лондоне

В 1995 году известный всем советским меломанам лондонский радио-музыкальный шоумен Сева Новгородцев в первый раз в жизни побывал на концерте группы «Роллинг Стоунз». И он так этим концертом восхитился, что даже черкнул отчет об этом посещении и тиснул его в тогдашнем российском рок-музыкальном журнале «O! Magazine» за ноябрь того же, 1995 года. И этот отчет я публикую тут без каких-либо редакторских правок и купюр.

"Роллинги" ближе к нашим дням. Бас-гитарист Билл Уаймен выбыл из состава группы еще в 1993 году, поэтому с тех пор группа фактически превратилась квартет
"Роллинги" ближе к нашим дням. Бас-гитарист Билл Уаймен выбыл из состава группы еще в 1993 году, поэтому с тех пор группа фактически превратилась квартет

К ВНИМАНИЮ МОИХ ЧИТАТЕЛЕЙ! У КОГО НЕ ОТКРЫВАЕТСЯ ЮТУБ ДЛЯ ПРОСМОТРА РОЛИКОВ - ЗАХОДИТЕ НА НЕГО ЧЕРЕЗ VPN. БЕСПЛАТНЫЙ VPN ВСТРОЕН В БРАУЗЕРЕ ОПЕРА. ВКЛЮЧАЕТСЯ В «НАСТРОЙКАХ» ОДНОЙ КНОПКОЙ.

Я никогда не жаловал «Роллингов», но был период, когда я их слушал запоем. Но не всё, конечно. Как-то в конце 80-х один мой кореш подарил мне три советских пластинки фирмы «Мелодия» из серии «Архив Популярной Музыки». Ну, прослушал я первые две – кроме пары песен ничего не понравилось. А вот третий диск – «Все вместе», где были песни с двух альбомов 1967 года – тот оказался шикарным весь, вот им я и заслушался.

На видео: концерт группы Rolling Stones 15 июля 1995 года в Лондоне, скорее всего его и посетил Сева Новгородцев

Короче, раздобыл я эти два альбома – «Between the Buttons» и «Their Satanic Majesties Request» - и записал их на пленку (тогда у меня на CD не было еще денег). А потом начал «Роллингами» интересоваться, но, к сожалению, они моих ожиданий не оправдали. Я переслушал их все, но кроме этих двух дисков и нескольких хитов ничего годного в их музыке не обнаружилось. Ну хоть тресни – не нашел я больше у этой супер-пупер-группы ни одного альбома, который меня хоть как-то вдохновил бы.

Роллинг Стоунз "Игра С Огнем", №4, серия "Архив Популярной Музыки", фирма "Мелодия", 1988 год
Роллинг Стоунз "Игра С Огнем", №4, серия "Архив Популярной Музыки", фирма "Мелодия", 1988 год

Вот и до сих пор в моей виниловой коллекции есть только шесть их альбомов – три советских из «Архива популярной музыки», и три российских, которые лейбл «АнТроп» выпустил в 1992-1993 гг. – «Let It Bleed» (1969 г.), «Sticky Fingers» (1971 г.) и «It's Only Rock'n Roll» (1974 г.). Эти альбомы мне тоже не нравятся до сих пор, а прикупил я их потому, что собираю вообще все диски на российской пластмассе – и нравящиеся, и не нравящиеся.

Роллинг Стоунз "Леди Джейн", №5, серия "Архив Популярной Музыки", фирма "Мелодия", 1988 год
Роллинг Стоунз "Леди Джейн", №5, серия "Архив Популярной Музыки", фирма "Мелодия", 1988 год

И я даже не стал приобретать в виниловую коллекцию те два понравившихся мне альбома 1967 года, потому что на барахолках они мне за последние треть века не попадались, а платить за них по 50 долларов мне что-то не хочется. Взамен них я только прикупил по три копейки еще два сборника – болгарский «Made In The Shade» (1975 г.) и немецкий «20 Super Hits By The Rolling Stones» (1978 г.), а также сольник Мика Джаггера «Wandering Spirit» (1993 г.) на российской пластмассе, но неизвестно чьего выпуска. Этим мое собрание сочинений «Роллингов» и ограничилось.

Роллинг Стоунз "Все вместе", №12, серия "Архив Популярной Музыки", фирма "Мелодия", 1989 год
Роллинг Стоунз "Все вместе", №12, серия "Архив Популярной Музыки", фирма "Мелодия", 1989 год

Правда, реально у «Роллингов» позже обнаружился еще один прекрасный альбом – «Voodoo Lounge» (1994 г.), но виниловый вариант стоит вообще уж запредельно, а сидюки я не собираю принципиально – для прослушивания у меня есть Ютуб, где качество звучания не хуже.

Вот такая вот фиговая история у меня вышла с «Роллингами», наверное, я просто до их музыки так и не дорос. Ну а что я могу поделать? По крайней мере, я признаю, что у них все же есть как минимум три шикарных альбома и штук десять совершенно убойных хитов. За эти творения, пожалуй, я поставил бы «Роллингам» памятник, возможно, даже из мрамора, если бы денег хватило.

Российский выпуск альбома Rolling Stones "Let It Bleed", 1969 г., лейбл АнТроп, 1992 г.
Российский выпуск альбома Rolling Stones "Let It Bleed", 1969 г., лейбл АнТроп, 1992 г.

Ну ладно. Мы собрались тут с вами не для того, чтобы критиковать или восхвалять Rolling Stones, а для того, чтобы послушать восторги Севы Новгородцева по поводу концерта этой группы, на котором он побывал в 1995 году. Концерт этот состоялся 15 июня того года на стадионе Уэмбли в Лондоне, и, по слухам, собрал не менее 100 тысяч зрителей.

Российский выпуск альбома Rolling Stones "Sticky Fingers", 1971 г., лейбл АнТроп, 1992 г.
Российский выпуск альбома Rolling Stones "Sticky Fingers", 1971 г., лейбл АнТроп, 1992 г.

Я думаю, что многие знают Севу Новгородцева – тоже очень знаменитый чел, правда, только на просторах нашего Отечества, и то в советское время. А сегодня его знают только те, кто когда-то, в 70-х и 80-х, слушал по радио Би-Би-Си его зажигательные музыкальные обзоры.

Российский выпуск альбома Rolling Stones "It's Only Rock'n Roll", 1974 г., лейбл АнТроп, 1993 г.
Российский выпуск альбома Rolling Stones "It's Only Rock'n Roll", 1974 г., лейбл АнТроп, 1993 г.

А вот сегодня он давно стал никому не нужен. Тогда он был «окном в Европу» и очень сильно скрашивал жизнь нашим советским меломанам, лишенным музыкальной информации, а сегодня что и кому он будет скрашивать? Даже в том же 1995-м, когда он посетил концерт «Роллингов», Сева уже был не востребован, потому что в любом киоске можно было по демократическим ценам закупиться пачками журналов с самой подробной информацией по любой западной рок-группе, причем даже не на английском, а на русском языке. И во много таких журналов он в 90-х понаписывал огромную кучу материалов, и вот – один из них и содержал отчет о концерте «Роллингов» в Лондоне.

Сольный альбом Мика Джаггера «Wandering Spirit» (1993 г.) на российской пластмассе, но неизвестно, что за лейбл. Кроме того, на диск не влезло несколько песен
Сольный альбом Мика Джаггера «Wandering Spirit» (1993 г.) на российской пластмассе, но неизвестно, что за лейбл. Кроме того, на диск не влезло несколько песен

Я этот журнал разыскал в своем бездонном журнальном архиве – ведь в 90-х, когда еще не было Интернета, я понакупал этих журналов целый сундук. И в одном из них и отыскался этот обзор Севы Новгородцева, и, что самое примечательное – этого обзора я в Интернете так и не обнаружил.

Ну, а раз я его в Интернете не обнаружил, то просто не имею права скрывать эту информацию от своих читателей, особенно от тех, кому в суровые советские годы Сева Новгородцев согревал души своими просто жизненно необходимыми музыкальными новостями.

Концерт группы Rolling Stones
Концерт группы Rolling Stones

Журнал «O! Magazine», ноябрь 1995 года

«РОЛЛИНГ СТОУНЗ» - ПОСЛЕДНИЕ ГАСТРОЛИ?

Автор: Сева Новгородцев

Ну, братцы и сестрицы! Побывал я давеча на концерте группы «Роллинг Стоунз». Да что я говорю! Какая тем, к черту, группа! Это же не группа, это целая отрасль легкой, а заодно и тяжелой промышленности! И не концерт, а многотысячное действо, равно которому трудно сегодня отыскать во Вселенной, одно из чудес света, о котором потомки наши будут читать в видеокнижках. Перо мое совершенно не в силах описать пережитое, но, растекшись мыслею, попробую рассказать своими словами…

…На билете с голографической, неподдельно сверкающей картинкой стадиона Уэмбли было написано: двери открываются в пол-пятого дня. Взглянул я на него только часов в шесть. Взглянул и ужаснулся – опоздали! Стал названивать Арчибальдовне по всем ее мобильным номерам, ну, в общем, к пол-восьмому удалось выехать из дому.

…Еще версты за полторы чувствуешь масштаб предприятия – специальные регулировщики в желтых светящихся жилетах привычно ручкой машут – туда, мол, давай, не задерживай! Поток машин вжался в две полосы, прямо на стоянку, а там у ворот молодцы с разбухшими от денег сумками – пожалте 8 фунтов! Это по вашему 13 долларов. Да еще билет за тридцатку, или 45 зеленых. Вот и складывайте, вот и умножайте.

На что умножать? Да на что хотите – на поголовье зрителей, на продолжительность гастролей. Уже досужие подсчитали, что гастроли эти принесут 125 миллионов чистого доходу. А вот эту же сумму в рубли я вам переводить не рекомендую – «каркулятор» сломается!

В светлых предзакатных сумерках увидел я на стадионе море голов – тысяч под сто. Заполнены были все трибуны, на поле стояли плечо к плечу, бедро к бедру – в зависимости от пола. И развлечение было – на толпу наброшены были два полотнища метров по двадцать на тридцать, на одном знаменитый красный высунутый язык, на другой символика с пластинки «Vodoo Lounge» - «Гостиная Вуду». И толпа, как тысячелапковое существо, цеплялось за края каждого полотна и тянуло его дальше, под ним оказывалось сотни две-три людей, которые выпучивались из-под полотнищ как огурцы из кошелки, а в то самое время остальные кидали на них испитую пластмассовую тару. Из-под воды – спиртное на концертах запрещено.

На западных трибунах было сооружено нечто, шириною метров сто, расходящееся по бокам в капитанские мостики из ажурного железа под серебро.

В кадре - Мик Джаггер и Кит Ричардс
В кадре - Мик Джаггер и Кит Ричардс

Далее – два ракетообразных столба, возносящиеся ввысь метров на 30 – лампочки, лазеры, трубки, обычный в таких случаях огромный киноэкран и нависающая над всем этим конструкция в виде настольной лампы высотой с шестиэтажный дом. Эта лампа выплюнула из себя столб пурпурного пламени, толпа завыла, и на сцену тихо, без всяких объявлений, выскочила крохотная вертлявая фигурка. По одному только вздернутому жесту плечами все поняли – перед нами Ми-и-ик Джа-а-аггер!!! Видеокамеры выхватили его крупным планом, вывели на 20 метровый экран, а за ним – ба! – знакомые все лица! Гитарист Кейт Ричардс, глубоко изборожденный рок-н-роллом, барабанщик Чарли Уотс, второй гитарист Рон Вуд и другие музыканты. Этих-то четырех все узнали, а с остальными пришлось знакомиться.

Публика знает – чего ломится на такие концерты. Старый конь борозды не портит, фирма веников не вяжет. Другими словами, «Роллинг Стоунз», уходящие вглубь времен своим 30-летним гастрольным опытом и беспрестанно в этом усовершенствуясь, достигали высшей отметки во всем. Тут и звук, и видеоклипы с трюками, и лазерная световая партитура, и дым, и искры и победные салюты, и – что произвело на меня неизгладимое впечатление – огромные надувные фигуры, появлявшиеся как бы ниоткуда. 20-метровый Элвис с гитарой наперевес, Богородица с младенцем, танцующая шестирукая Шива и два персонажа из чародейского культа «Вуду» - наследия африканских колдунов.

Эти фигуры в одной из песен вдруг ожили, неожиданно задвигали конечностями, закачали головами, и в этой фантасмагории на секунду поверилось – есть на свете волшебство Вуду! «Небось, ребята, это только иллюзия!» - как бы намекнули нам творцы представления.

После песни, под громкое музыкальное «БАЦ!» фигуры вдруг обмякли, сдулись и исчезли в невидимые чехлы.

«Роллинг Стоунз» трудно по достоинству оценить, никогда их не видевши. Я сам почти четверть века безуспешно пытался полюбить их на пластинках, и вот только сходив, кое-что понял. «Роллинги» - в принципе, это выросшие из блюза крепкие музыканты из местной пивной. Под такую музыку народ отдыхает душой после пары больших кружек. Но в эту незатейливую художественную форсу им удалось вложить сознание эпохи, ощущение поколения, которое теперь, собравшись в стотысячную компанию, самозабвенно распевало наизусть знакомые слова.

Становилось понятно, что успех «Роллинг Стоунз» - не какое-то везение, удача, а результат долгого избирательного процесса, при котором за кормою остались десятки, сотни, тысячи музыкантов, быть может более голосистых, изобретательных, утонченных, но – не сумевших, как «Роллинги», запасть в народную душу. Чувствовалась молчаливая договоренность – музыканты остаются верными себе, несмотря ни на что, а публика их за это и любит.

Другими словами, как говорили раньше в Отечестве – народ и «роллинги» едины! Они вобрали в себя энергию трех десятилетий и излучают ее со сцены, вызывая вибрации души. Точь в точь, как в былое время. А душ таких на концертах побывает – 72 миллиона.

Ну и с пустыми руками домой тоже ведь не пойдешь: специальные палатки и ларьки – от кожаной роллингстоновской куртки до кепки или значка, от памятной роскошной брошюры в лакированном пакете до плаката с шершавым языком – всяк выбирал себе на вкус.

Я не случайно назвал «Роллинг Стоунз» отраслью промышленности – чтобы раскрутить дело, при котором с концерта на концерт оборудование перевозят двести тяжелогрузных прицепов – нужно по крайней мере тридцать лет беспрерывного успеха, выдумки и денег.

Все в жизни имеет конец, будет конец и у наших героев, только я не уверен, что в светлом будущем кому-нибудь удастся разрастись до таких размеров, достигнуть такого качества. «Роллинги» - это памятник уходящего времени.

"Роллинги" в натуре
"Роллинги" в натуре

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:

Какими будут Deep Purple после смерти или ухода на пенсию всех ключевых музыкантов группы?

Шесть хитов The Beatles, спетых Дэйвидом Байроном и вышедших в 1969-1971 годах на виниловых сборниках каверов

Самый зажигательный и самый вышибающий панк-глэм-рок 2000-х: Игги Поп «Кольцо с черепом», 2003 год

Внезапная гибель группы Lucifer’s Friend с внезапной гибелью Джона Лаутона, и ее успехи, достигнутые перед этим

Раритетный альбом AC/DC «'74 Jailbreak» через 17 лет после выпуска взял в США свою первую «платину»