Найти в Дзене
Аутизм и школа

Про Гришину речь, поток сознания.

Ничего умного не будет. Просто запись дневниковая и размышления про речь аутичного подростка пятнадцати лет с речевой задержкой. Я не один раз упоминала этот момент освоения Гришей лексики. Ну вот опять. Напомню, Гриша словно не видит слов, пока не поймёт смысл. Это так просто звучит, на первый взгляд. Но это совершенно не просто. К примеру: он как-то узнал, что значит "обидеться". Узнал, конечно, из мультика. И ВДРУГ его осенило, что то, что он испытывает, то, что я с ним делаю, это про обиду. А до этого словно не слышал этого слова, не понимал. И когда я у него спрашивала "ты обиделся?" он говорил "нет". Но он вообще не понимал этого слова и на всё было НЕТ. А как только понял, то понеслось. ТЫ МЕНЯ ОБИЖАЕШЬ!!!! Я ОБИДЕЛСЯ!!! Со временем утихло. Но, как я понимаю, это было такое определение слова-смысла в контексте. И так у него постоянно с каким-то словом. На днях было КСТАТИ))) Все поняли, как это смешно звучит в его исполнении. Гриша: - Кстати, у меня обед. Кстати, я пойду спать)
Ничего умного не будет. Просто запись дневниковая и размышления про речь аутичного подростка пятнадцати лет с речевой задержкой.

Я не один раз упоминала этот момент освоения Гришей лексики. Ну вот опять.

Напомню, Гриша словно не видит слов, пока не поймёт смысл.

Это так просто звучит, на первый взгляд. Но это совершенно не просто.

К примеру: он как-то узнал, что значит "обидеться". Узнал, конечно, из мультика. И ВДРУГ его осенило, что то, что он испытывает, то, что я с ним делаю, это про обиду.

А до этого словно не слышал этого слова, не понимал. И когда я у него спрашивала "ты обиделся?" он говорил "нет". Но он вообще не понимал этого слова и на всё было НЕТ.

А как только понял, то понеслось.

ТЫ МЕНЯ ОБИЖАЕШЬ!!!!

Я ОБИДЕЛСЯ!!!

Со временем утихло.

Но, как я понимаю, это было такое определение слова-смысла в контексте.

И так у него постоянно с каким-то словом.

На днях было КСТАТИ)))

Все поняли, как это смешно звучит в его исполнении.

Гриша: - Кстати, у меня обед. Кстати, я пойду спать))

Или вот "может быть" ему запало в душу и он всюду его пихал с восторгом.

Может быть, ты устала? Может быть, я буду есть десерт?

---

А недавно он рассказал мне про слово ЖАЛОВАТЬСЯ. Точнее, спросил, что это.

Я объяснила, привела пример.

И говорю: - Пожалуйся, Гриша.

Гриша начал радостно рассказывать, как он смотрел вчера с бабушкой мультик.

Я говорю, не, это... ты не жалуешься, это ты, наверное, хвастаешься.

Привела пример, как хвастаются)))

Предложила пожаловаться. Гриша не смог.

Но сегодня он первый раз об этом спросил, думаю, тема получит развитие.

А знаете, как он об этом слове узнал?

А из описания закрывающей заставки Диснея к мультику "Геркулес". Там в описании написано, что на фоне замка слышен голос Аида, он жалуется, что с ним никто не разговаривает.

И вот, значит, Гриша думал, думал, что значит это слово. Спросил.

Теперь, наверное, будет внедрять.

---

А я в очередной раз поняла, как же сложно ему жить... Я вот говорю: РАССКАЖИ, что ты делал у бабушки.

А понимает ли он меня?

Речь он понимает. Но, кажется, он может не понимать... что? Я не знаю что. Смыслы? Нюансы? ЧТО?

Однозначно то, что Гриша научился так маскироваться, что иногда жутко.

Мы сейчас проходим падежи и я окончательно поняла, что Гриша СПЕЦИАЛЬНО съедает окончания слов. Он не знает, как надо сказать, и просто проглатывает. СПЕЦИАЛЬНО. И ввёл это в систему. Что естественно, делает его речь неразборчивой. Но чтобы специально человек так делал, это что-то...

Или ещё вот, совсем уж что-то невероятное. Гриша: - Мама, мама, водяной говорит "У меня щупальца выросли, а не у меня выросли щупальца".

Я: -... Можно менять слова (вообще-то).

Гриша (да ты что?) - ДА??????

---

Он что, не понимал, что можно не сохранять последовательность слов? КАК ЭТО ВОЗМОЖНО???????

В такие моменты хочется спросить, а как ты выжил, мальчик?

---

А ещё хочется в голос РЖАТЬ над его "аутичной" речью и над тем, что он "не говорит, потому что не хочет". АГАГАГАГГАГАГА.

Чем больше я узнаю о специфики того, как именно он постигает речь, тем больше я не понимаю, а как он вообще говорит... чудом?

---

Думаю, понятно, что, пока не открывается очередная грань его непонимания, догадаться, что он не понимает невозможно. Ибо что? Правильно. Он максимально маскируется, отказывается вообще говорить, саботирует, молчит, в конце концов. И понять, ПОЧЕМУ он молчит, нереально. А молчит, получается, чаще всего, потому что или не понимает, что спрашивает, или не знает, как сформулировать. Даже не "что ответить", а "как это сказать".

И да, совет пойти к логопеду, богатый, конечно. Вот только повторяю: ЧЕЛОВЕК МОЛЧИТ.

Это сложно представить, но человек просто молчит.

Гриша, почему ты молчишь?

Тишина.

Ты будешь отвечать?

Тишина.

До свидания.

Гриша: - До свидания)))

---

Конец потока сознания о Гришиной речи.

П.С. Когда я задаю вопрос "зачем такому ребёнку логопед" - это риторический вопрос. Ни в коем случае не совет к логопеду не ходить.

Просто точно так же я могу воскликнуть ЗАЧЕМ такому ребёнку вообще были занятия по речи????????? Они же НИЧЕГО не давали, в сравнении с тем, как речь развивается сейчас.... и как это просто и органично, и само.

П.С. 2. Естественно, я понимаю, что ничего никуда бы не развивалась, если бы не было занятий до. Но... это чудовищная разница по усилиям и отдаче.