Этот роман - яркий пример современной американской детской литературы. Мистический, загадочный и потусторонний.
Американский писатель Ренсом Риггз стал всемирно известным в 2016 году, в свои 37 лет, когда его роман экранизировал известнейший режиссер Тим Бёртон. Хотя первую часть этой истории Риггз написал еще в 2011-м (история о странных детях – трилогия), бестселлером роман стал несколько позже. Канун Хэллоуина - одного из известнейших американских праздников - лучший повод разобраться с героями, темами и скрытыми смыслами романа.
В 2014 году Риггз написал продолжение — «Город Пустых», в 2015 году «Библиотека душ».
От хобби к бестселлеру
Популярность романа "Дом странных детей" не отменяет того факта, что дебют писателя не обладает особенной литературной ценностью. Объясняется это весьма просто – текст писался к иллюстрациям, а не наоборот.
Хобби автора – коллекционирование фотографий, на которых изображены странные люди. С детства эта коллекция ждала своего часа, пока Риггз не решил выпустить альбом таких фото. Но редактор посоветовал дополнить альбом хорошей художественной историей и тем самым связать между собой разные снимки. Так Риггз придумал сюжет и книга получила жизнь.
Роман, вышедший в 2011 году, стал бестселлером, успешны были и его продолжения. Однако иллюстрации превалируют над текстом. Именно поэтому роман отличается простым сюжетом и непритязательным стилем повествования. В общем, всеми теми качествами, которые приводят как аргументы в пользу своей позиции сторонники «изгнания» литературы для детей из серьезных исследовательских сфер.
Тем не менее, именно благодаря тому, что Риггз использует в своей книге не много выразительных средств, пишет диалоги подростков и старших героев современным языком, максимально приближенным к речевой реальности, это произведение становится очень ценным материалом для исследований в области лингвистической культуры. Кроме того, ценной книга является и для тех, кто изучает особенности воспитания детей в американской и английской культуре.
Главные герои романа "Дом странных детей" и их особенности
Подростку Джейкобу Портману дедушка рассказывал старнные истории о детях со сверхспособностями и чудовищах. После смерти деда мальчику начинают сниться кошмары, но это только начало. Среди веще умершего деда Джекоб находит странные фотографии.Т Теперь ему во что бы то ни стало хочется узнать – что из рассказов было правдой, а что вымыслом. Путь к правде лежит через психотерапевта и путешествие на небольшой «зловещий и унылый» британский остров – в заброшенный дом. В этом доме и живут тем самые дети с необыкновенными способностями. От нашего мира их отделяет временной барьер – дом бесконечно «проживает» один и тот же день, 3 сентября 1940 года, потому что находится в так называемой «петле времени». Вдруг оказывается, что Джейкоб тоже обладает сверхспособностью и теперь только от него зависит спасение всех обителей дома мисс Перегрин.
Итак, основные герои романа – весьма необычные дети (фото - образы из фильма Тима Бёртона, оригинальным фотографиям и второстепенным героям посвящена отдельная статья):
Джейкоб Портман — главный герой, мальчик, который может видеть пусто́ты. Пустоты охотятся на странных детей и представляют реальную опасность.
Бронвин Брантли — девушка, которая обладает необыкновенной физической силой. Также приходится сестрой Виктору Брантли.
Оливия Аброхолос Элефанта — невесомая девочка, она легче воздуха и поэтому обладает способностью левитации.
Енох О’Коннор — подросток, обладающий одной из самых необычных способностей – ненадолго он может оживлять мертвых.
Гораций Сомнассон — мальчик-пророк, он видит вещие сны.
Фиона Фрауэнфельд — девушка, умеющая заставить растения расти почти до бесконечности.
Хью Апистон — мальчик с роем пчел в животе. Он умеет с ними общаться.
Миллард Наллингс — невидимый мальчик.
Эмма Блум — девушка, умеющая творить огонь своими руками.
Виктор Брантли — мальчик, который обладает огромной силой. Брат Бронвин Брантли.
Клэр Дэнсмор — девочка с ртом на затылке.
Эпизоды, в которых дети оказываются в необычных жизненных ситуациях, становятся наиболее яркими и показательными в романе. К таким ситуациям относится потеря близких людей, стресс, война, угроза для жизни. Дело в том, что в этих случаях могут максимально явно проявиться глубинные личностные характеристики человека.
Единственной взрослой героиней среди странных детей является мисс Перегрин. Она относится к имбринам – тому особенному виду странных людей, который может при желании превращаться в птицу. Именно имбрины поддерживают петлю времени. Они всегда женского пола. Это определяется особой функцией, которую они выполняют – забота, защита детей, спасение. При этом под защиту попадают и взрослые, и даже животные. Мисс Перегрин является директором приюта, где живут все эти необычные дети. Это деликатная женщина, которая постоянно курит трубку, очень трепетно относится к поддержанию порядка. Резкая, но добрая, заботливая, мудрая. Её особенность – умение превращаться в Сапсана.
Образ мисс Перегрин отражается и в ее учениках. Так, Эмма Блум – образец английской невоспитанности – ей открытость в проявлении эмоций, как положительных, так и отрицательных, возмутительна для англичанина. В этом противопоставлении можно увидеть основные моменты воспитания двух культур.
«Emma crouched on the other side, her face red and streaked with tears» -
«Эмма присела на другую сторону, ее лицо было красным и залитым слезами».
Кроме того, а эпизодах, которые посвящены ученикам, можно отметить любопытный факт. Дети послушны и нарочито прилежны в повседневных делах и незначительных, с точки зрения жизненной ценности, действиях. Так, они боятся наследить в чистом коридоре:
«His shoes are caked with filth,” he said. “Can’t have him tracking in mud. The Bird’ll have an attack.” So, as my captors waited, I removed my shoes and socks, also stained with mud» -
«Его ботинки в грязи,” -сказал он. -“Нельзя, чтобы его выследили по грязным следам. У Птицы случится приступ.”
Итак, пока мои похитители ждали, я снял ботинки и носки, также испачканные грязью». Зато в переломные моменты, требующие важных жизненных решений, ученики самостоятельны и решительны, они с легкостью полагаются на свои суждения, несут ответственность за действия:
«“I am tremendously disappointed in you, Miss Bloom. Tremendously. And of all the nights to sneak away...” – “I’m sorry, Miss. But how was I to know something bad would happen?”» -
«“Я чрезвычайно разочарована в вас, мисс Блум. Ужасно. И из всех ночей, чтобы улизнуть...” Простите, Мисс. Но откуда мне было знать, что случится что-то плохое?”».
Вероятнее всего именно этот важный аспект воспитания – самостоятельность и ответственность за действия и поступки – становится для Ренсома Риггза основной объединяющей нитью двух культур с разным подходом к воспитанию. Только тогда подросток становится полноценной личностью, когда может не только действовать, но и сам принимать решения, за которые сам же несет ответственность. Однако в остальных аспектах воспитания, включающих понятия свободы, дисциплинированности и сдержанности в проявлении эмоций, американская и английская культуры воспитания разнятся.
О воспитании и других темах романа "Дом странных детей" читайте на канале во второй части разбора:
Читайте также на канале: