Найти в Дзене

Я замужем

Дождь с остервенением бил в закрытые окна, оставляя на стекле крупные капли, которые сразу скатывались вниз, превращаясь в мокрые дорожки. Стефания сидела за столом в полумраке комнаты и перебирала старые фотографии. Рядом лежало ещё несколько толстых альбомов и стопка бумаг.

Молодая писательница получила от бабушки не самое скромное наследство. Большая квартира с высоченными потолками, трёхметровыми окнами и красивой раритетной мебелью. Мария Андреевна обожала каждый сантиметр своего жилья, украшала стены картинами, собственными портретами, собирала и заботливо выращивала на подоконниках самые разнообразные цветы, скупала красивую посуду и дорогие скатерти.

Среди всего великолепия не нашлось места вещам её мужа. Все они давно выброшены, а портреты и награды разложены по коробкам. Дедушка Стефании был худруком театра, влиятельным деятелем искусств, вечно пропадающим на работе. Он умер, когда Стеше было около четырех. Девушка совершенно ничего не знала о нём, как о человеке. Не знала манер, привычек, любимых книг и прочих мелочей, которые помогли бы составить о его личности непредвзятое мнение.

Бабушка говорила о почившем супруге лишь как о режиссёре, папа и вовсе отмахивался, уверяя Стешу, что отец слишком часто бывал на работе, поэтому не оставил о себе особенных воспоминаний.

Мария Андреевна тоже была человеком искусства. Она окончила хореографическое училище, танцевала на сцене. Её первой большой ролью стала Одетта в бессмертной классике «Лебединое озеро». Спектакль ставил молодой режиссёр из столицы. Хрупкая балерина с горящими глазами сразила его, едва ступив на сцену.

Красивую историю любви дедушки и бабушки Стеша хотела превратить в роман. За этим молодая писательница перебирала документы и листала бесконечные фотоальбомы.

Стефания поднялась с места, вышла в коридор и щелкнула выключателем. Пространство наполнилось тёплым желтоватым светом. Блики от хрустальных ламп отражались на бежевых стенах, создавая незатейливый узор.

В квартире бабушки красиво, но... одиноко. Стеша провела здесь всего несколько дней, а уже ощущала гнетущее чувство пустоты внутри себя. Атмосфера располагала к печальным воспоминаниям, сопряжённым с сожалениями об утерянном времени.

Последние десять лет Мария Андреевна жила одна. К сыну ехать отказывалась. Она сносно себя чувствовала, страдая лишь от стандартных «стариковских» болячек. Серьёзных проблем со здоровьем у бывшей балерины не было.

Стеша регулярно навещала бабушку. Вместе они ходили в театр, пили чай из фарфоровых кружек, болтали о ерунде. Иногда Мария Андреевна делилась воспоминаниями о молодости, много говорила о театральных интригах, вспоминала смешные и трагические случаи.

Сейчас Стеша настойчиво искала в голове эта разговоры, хваталась за обрывки историй, вспоминала бабушкино выражение лица. Тонкие ниточки должны сложиться в большую историю, основанную на жизни самой красивой балерины и самой лучшей в мире бабушки.

Стеша немного побродила по комнатам, как бы случайно дотрагиваясь до уголков мебели и мягких занавесок. Она думала, что работа над книгой поможет уменьшить чувство потери.

Мария Андреевна была бы рада. Она бы точно оценила старания внучки. Что уж говорить, балерина обожала внимание. Комплименты заставляли её щеки розоветь и смущаться, будто она слышала подобные слова в свой адрес впервые. О нет, это просто возвращало её в юность…

Стеша вернулась к изучению фотографий. Листая альбом, она размышляла, что найдёт художника, который сделает из снимков иллюстрации. Тогда её произведение станет по-настоящему живым.

Писательница задержала взгляд на одной из фотографий. Явно случайной. Кто-то снял улыбающуюся бабушку, выходящую из театра, с охапкой букетов. Фото показалось Стеше безумно красивым. Она хотела достать снимок из альбома, чтобы отложить в папку, но он оказался приклеенным.

-2

Девушка покрутила головой, потом подергала ящики стола. В одном из них нашёлся канцелярский нож. Аккуратно поддев край фото, Стешу буквально врезала снимок. Благо клей за столько времени перестал быть крепким.

За фотографией обнаружилась записка. Пожелтевший лист, свернутый вчетверо. Стеша развернула письмо.

Каллиграфическим почерком были выведены строки: «Ты моё далёкое, непознанное счастье. Я о многом жалею, но особенно о том, что, не сумев найти, уже потерял тебя. Михаил».

Стеша улыбнулась. По рассказам бабушки, некоторые поклонники имели дурную привычку падать в ноги и кричать о безумной любви. Мария Андреевна всегда такому удивлялась. Разве можно полюбить человека вот так издали, да ещё и настолько сильно?

Стеша уже хотела убрать записку, как вдруг замерла. Если это просто записка от безумного фаната, то зачем бабушка её сохранила? К тому же ещё так тщательно спрятала?

Девушка вновь развернула пожелтевший лист. Она попыталась вспомнить, не упоминала ли бабушка когда-либо человека по имени Михаил. Наверняка упоминала, но вот про записки не рассказывала никогда.

Задумчиво повертев в руках снимок и романтичное письмо, Стеша отложила их в папку. Она просидела за столом ещё пару часов, а потом отправилась спать.

Следующий день оказался полон дел. Несколько раз девушку отвлекал редактор, звонивший уточнить правки. Пока Стефания Озерова изучала архивы родной бабушки, готовилась к выпуску её третья по счёту книга.

Лишь после обеда девушка вновь села за работу. Она перебрала все письма, документы и сохранённый газетный архив. Больше никаких тайных записок от Михаила обнаружено не было.

День постепенно переходил в вечер, а затем в ночь. Пришлось вновь включить настольную лампу. Стеша перечитала статьи о бабушке, заботливо вырезанные ею из газет и журналов, некоторые из них несли в себе зацепки для сюжета, поэтому девушка отложила их.

Резко зазвонил телефон, нарушив тишину комнаты.

-Да мам, - ответила Стеша.
-Судя по голосу, я тебя отвлекла от перечитывания макулатуры, - хихикнула родительница.
-Немного, - призналась Стеша. – Мам, я нашла много чего о бабушке, а вот дед… Ни статей, ни портретов. Из общих снимков в альбомах почти нет. Ты не знаешь, может быть где-то у папы что-то найдётся?
-У нас точно ничего нет, - отрезала мама. – Наверное, бабушка всё выбросила.
-Зачем? – удивилась девушка.
-Не знаю, -призналась собеседница. – У Марии Андреевны и Георгия Николаевича были странные отношения.
-Они друг друга не любили? – уточнила Стеша.
-Я в душу им не заглядывала. Как и твой отец, - ответила мама. – Но любить твою бабушку то ещё занятие. Честно сказать, с трудом представляю мужчину, который бы смог на протяжении всей жизни вытерпеть её вздорный характер.

Она засмеялась. Стеша хмыкнула. Возможно, мама права. Назвать Марию Андреевну ласковым цветочком язык не повернётся. Впрочем, по отношению к внучке бабушка была совсем другой.

Стеша отложила мобильный и направилась в спальню. На дне шкафа она видела пару коробок с какими-то бумагами. Быть может, там найдутся следы дедушкиной жизни. Пока же выходит, что балерина максимально стёрла из архива жизни собственного мужа. Дед умер почти двадцать лет назад. У Марии Андреевны было время подчистить фотобиографию.

-3

Девушка достала из шкафа пыльные коробки. К сожалению, внутри оказались лишь старые открытки, нитки, пуговицы и бусины в прозрачных упаковках. Стеша не стала подробно их изучать, а просто забросила обратно в коробку.

Во второй лежали два журнала о моде, а под ними два толстых конверта, набитые письмами. Стеша достала их и разложила на столе. Она сразу узнала каллиграфический почерк Михаила.

Стеша принялась читать, ожидая увидеть в них жаркие признания в любви, но… это были тёплые письма старого друга, наполненные нежностью и трепетом. Влюблённость мужчины была очевидна. Она прослеживалась в его восхищении выступлениями Марии, добрыми советами, неравнодушному отношению к её переживаниям.

Михаил заботливо интересовался состоянием её здоровья в разные периоды, уговаривал не делать аборт, спрашивал о родившемся ребёнке, поддерживал, когда Мария возвращалась на сцену. Казалось, бабушка рассказывает таинственному другу абсолютно всё.

Из писем стало понятно, как сложно иной раз приходилось молодой Маше в браке с популярным режиссёром, а после худруком. Георгий Николаевич был старше на десять лет, начальник на работе и начальник дома. Он мало обращал внимания на переживания жены. Требовал от девушки расчётливости, спокойствия и разумности. Наверное, оттого с годами Мария стала холодной и скупой на эмоции. Важно было держать лицо, а остальное… остальное приложится.

Лишь однажды она поступила так, как хотелось ей. Георгий Иванович был против рождения сына. Он считал, что ребёнок уничтожит жене карьеру, но Маша не сдалась. Кирилл - отец Стеши всё-таки появился на свет.

Девушка отложила письма. В груди всё сжалось. Какая странная, пластилиновая жизнь вышла у Марии Андреевны.

На письмах старые даты. Последний раз Михаил писал Марии тридцать четыре года назад.

Стеша открыла второй конверт. На нём не было ни адреса отправления, ни адреса получателя. Внутри вновь исписанные листы, но почерк совсем не Михаила.

Буквы слегка поплыли перед глазами. Прочитав немного, Стеша поняла, что автор строк Мария Андреевна. Она писала Михаилу, что любит его, что хочет всё бросить, забрать сына и уехать навсегда. Она просила помощи, просила встретить её. Это было похоже на отчаянный крик в пустоту.

«Прости мою слабость, но я никогда не отправлю тебе это письмо», - было написано в конце каждого исписанного листа.

Стеша посмотрела в потолок. Вместо истории любви перед ней была история тотального одиночества. История птицы в золотой клетке.

-4

Строки из записки Михаила, найденное за фотографией, звенели в ушах. Громкий эпиграф к так и не дописанной повести.

-Он ведь так и не узнал о её чувствах, - зачем-то вслух проговорила Стеша. – Да и жив ли этот Михаил вообще?

Стеша вновь взяла в руки конверт с письмами мужчины. На нём значился адрес отправителя. Далеко. Как далеко.

***

Выбежав из такси, Стефания бросилась к домофону и набрала номер квартиры. Вызов не прошёл. Похоже, владельцы не оплатили услугу.

-Не работает? – спросила старушка, сидящая на лавочке.
-Нет, - подтвердила Стеша. – Вы мне не откроете?
-Не открою! – заявила пожилая женщина. – Опять к этому охламону Витьке толпа собирается! Горланить будете до утра, а мы не выспимся. Не пущу и вообще участкового вызову.
-Я не к Витьке, - ответила Стеша. – Мне нужен Михаил Ольшанский. Он здесь больше не живёт?

Лицо старушки вмиг обмякло. С него пропало возмущение, а глазах вместо решительности мелькнула тень сожаления.

-Он умер? – спросила Стефания.

Молодая писательница взглянула на соседку с надеждой.

-Он болен, - ответила пожилая женщина. – А в квартире какой-то его племянник живёт. Ох и шалопай! Не то, что Михаил Борисович! Интеллигентный был человек!
- Впустите пожалуйста, я поговорю с Виктором, - попросила Стеша.

На этот раз старушка согласилась. Она поднялась со своего места, подошла к двери и приложила магнитный ключ.

-5

Стеша быстро зашагала вверх по лестнице. Свет уходящего солнца струился сквозь лестничные проёмы, отчего старенький подъезд оживал и больше не выглядел мрачным.

Девушка остановилась у двери с номером «сорок четыре» и нажала на звонок. Тревога слегка сковала движения. Стеша усомнилась, а стоило ли ей ехать сюда. Вполне возможно, что для Михаила Ольшанского балерина Мария Озерова навсегда осталась в прошлом, которое он совсем не хочет вспоминать.

-Тебе чего? – хмуро спросил мужской голос.
-Вы Виктор? – уточнила Стеша у появившегося на пороге молодого мужчины.
-Допустим.

Мужчина скрестил руки на груди.

-Я хотела бы поговорить с вашим родственником. Он ранее здесь жил. Михаил Борисович Ольшанский, - объяснила Стефания.
-Зачем он тебе? – удивился Виктор.
-Я же сказала, что хочу поговорить. Я внучка его старой подруги, - раздражённо ответила девушка.
-Его здесь нет, - сказал Виктор. – И никакие старые подруги и их внучки нас не интересуют. Я его единственный наследник!
-Причём здесь наследство? Я просто хочу поговорить. Соседка сказала, Михаил Борисович болен. Он в больнице? – не сдавалась Стефания.

Виктор почесал затылок. Было заметно, что он отчаянно пытается понять, чего может хотеть от его престарелого родственника симпатичная незнакомка.

-Ага, старик в больничке отдыхает, - подтвердил Виктор.
-В какой?
-В этой.

Виктор покрутил пальцем у виска.

-У него с головой ту-ту, - добавил мужчина для убедительности. – Фляга свистит, короче.

Стеша сглотнула. Она зачем-то уставилась на Виктора, будто ожидала, что он признается, что просто пошутил. Вместо этого молодой человек захлопнул перед неё дверь.

В подъезде мгновенно стало мрачно. Откуда-то потянуло хлоркой и осенним холодом. Солнечный свет уже не струился сквозь лестничные пролёты. Лишь изредка небольшие блики пробивались сквозь тучи и мелькали в окнах.

Вечерело. Стеша вышла на улицу и устало выдохнула. Пора ехать в гостиницу. Её странное путешествие, как и отношения Марии с Михаилом, закончилось буквально ничем.

В такси было душно. Стеша с грустью смотрела на небольшой городок в гористой местности. Так далеко от столицы…

-6

Стеша планировала улететь на следующий день, но, проснувшись, передумала. Она загрузила на телефон карту городка и нашла единственную психиатрическую больницу.

После завтра Стеша вызвала такси и отправилась туда. Она больше ни на что не надеялась. Подозревала, что её вовсе не пустят к Ольшанскому. Ведь они друг другу совсем никто.

-Я внучка его старой подруги, - почесывая от неуверенности руку, говорила Стефания. – Хотела узнать, как поживает близкий для моей бабушки человек. Понимаю, что я не родственница, но мне важно знать, в каком состоянии Михаил Борисович?
-Не родственница, - задумчиво произнесла медсестра. – Родственники к нему не особо часто заходят. А если правду сказать, то вообще никогда.

Вряд ли у неё получилось провернуть подобное в крупных населённых пунктах. Здесь же, медсестра, посетовав, что именно этому пациенту не хватает поддержки родных, провела её в общую комнату.

Тихо работал телевизор. Несколько человек с увлечением смотрели на мелькающие на экране картинки. Пожилой мужчина у окна в одиночестве склонился над шахматной доской.

-Михаил Борисович, доброе утро! – поприветствовала его медсестра. – К вам гости! Внучка вашей старой подруги приехала навестить!

Пожилой пациент поднял глаза на ту, что посмела нарушить его уединение. Его пустой взгляд застыл на лице девушки. Стефания моргнула несколько раз, будто в глаза ей попала мелкая пыль.

-Хотите поиграем в шахматы? – спросила она и присела на стул напротив. – Михаил Борисович, как у вас дела?

Медсестра вышла в коридор. Там она разговаривала с другой работницей учреждения, изредка поглядывая на беседующих.

-Я привезла вам письма, - она протянула Ольшанскому конверт. – Вы должны были получить их много лет назад, но так вышло…

Стеша осеклась. Пожилой мужчина не реагировал на её слова.

-Может быть вы что-то вспомните, - без всякой надежды добавила она.

Поднявшись с места, Стеша ещё раз посмотрела на Ольшанского. Внезапно Михаил взял конверт и принялся рассматривать его содержимое. Девушка наблюдала за его движениями, понимая, что все её действия бессмысленны.

Она направилась к выходу.

-Маша, - раздалось за спиной.

Стеша замерла на месте. Кровь зашумела в ушах. Перед глазами поплыли цветные круги.

Он узнал свою Машу по почерку.

***

Они познакомились в отпуске. Мария Озерова - восходящая звезда столичного балета. Михаил Ольшанский - преподаватель физики из небольшого городка. Когда муж.чина с.ж.им.ал её в об.ъят.и.ях, молодая женщина вдруг призналась, что замужем.

-Прости, что не сказала.

Маша кусала губы и смущённо прикрывалась одеялом. Михаил чувствовал, что не хочет её отпускать.

-7

На прощание незадачливые л.юб.овники обменялись адресами. Много лет они писали друг другу длинные тексты, не вспоминая о том, что случилось между ними. Просто друзья.

Несколько раз Михаил прилетал в столицу. Они встречались, но о чувствах не говорили. Просто друзья.

Однажды Георгий нашёл письмо от тайного друга. В тексте он не увидел никакого намёка на любовную связь, но всё равно разозлился. Худрук кричал, что выбросит на улицу и лишит сына, если жена не прервёт общение с другом по переписке.

Больше Маша не писала Михаилу, не отвечала на его письма и телеграммы. Всё закончилось…

Стеша убрала руки от клавиатуры. Подумав несколько минут, писательница стёрла последнюю строку. У героев её новой книги всё будет иначе. Маша всё-таки отправит Михаилу те письма, что писала в минуты отчаяния. Он приедет и заберёт её в маленький городок, где они будут счастливы.

КОНЕЦ

Спасибо за внимание! Лайки очень нужны! За комментарии - отдельная благодарность каждому!

Другие рассказы: