Найти в Дзене

Романтический балет в эстетике fin de siècle, Belle Époque и Серебряного века

#ДеньБалета В 1995 году в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко состоялась премьера балета Дмитрия Брянцева «Призрачный бал». Эта постановка выросла из другого балета Брянцева, который был в то время художественным руководителем труппы МАМТ, – «Романтического дуэта», поставленного в 1987 году на Галину Крапивину и Владимира Петрунина. Номер впоследствии стал первым из 5 дуэтов «Призрачного бала», созданного в Санкт-Петербургском театре камерного балета в феврале 1995 года и моментально перенесенного в Музыкальный театр. При создании балета хореограф вдохновлялся музыкой Фридерика Шопена, композитора эпохи романтизма. Шопен писал музыку для фортепиано, более камерную и интимную. Хореография Брянцева безупречно резонирует с кантиленностью и лирическими настроениями ноктюрнов, мазурки и второй части Первого концерта для фортепиано с оркестром. В импрессионистическом «Призрачном бале» нет сюжета, он стоит особняком среди других произведений Брянцева. «Хореограф, любив

#ДеньБалета В 1995 году в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко состоялась премьера балета Дмитрия Брянцева «Призрачный бал». Эта постановка выросла из другого балета Брянцева, который был в то время художественным руководителем труппы МАМТ, – «Романтического дуэта», поставленного в 1987 году на Галину Крапивину и Владимира Петрунина. Номер впоследствии стал первым из 5 дуэтов «Призрачного бала», созданного в Санкт-Петербургском театре камерного балета в феврале 1995 года и моментально перенесенного в Музыкальный театр.

Оксана Кардаш и Иван Михалев, фото: Карина Житкова
Оксана Кардаш и Иван Михалев, фото: Карина Житкова

При создании балета хореограф вдохновлялся музыкой Фридерика Шопена, композитора эпохи романтизма. Шопен писал музыку для фортепиано, более камерную и интимную. Хореография Брянцева безупречно резонирует с кантиленностью и лирическими настроениями ноктюрнов, мазурки и второй части Первого концерта для фортепиано с оркестром.

В импрессионистическом «Призрачном бале» нет сюжета, он стоит особняком среди других произведений Брянцева. «Хореограф, любивший конкретику в отношениях героев и потому выбиравший для спектаклей литературную основу, сочинил бессюжетный балет, в котором легко считываются и любование романтическим балетом, и салонный декаданс Серебряного века», – пишет балетный критик Елена Федоренко.

Балет имел небывалый успех, восторженные рецензии и отзывы зрителей. В 1996 году Брянцев получил первую в истории балета «Золотую маску» как лучший балетмейстер. Тогда же спектакль назвали лучшим балетом, поставленным «в Москве за последние 25 лет». Успех повторялся и после того, как «Призрачный бал» несколько раз возобновлялся в репертуаре после длительного перерыва.

Ксения Шевцова и Георги Смилевски, фото: Карина Житкова
Ксения Шевцова и Георги Смилевски, фото: Карина Житкова
Майя Крылова: «Ни до, ни после «Призрачного бала» Брянцев не создал ничего похожего: сплав полумрака и любовных клятв, мечтательной музыки Шопена и акробатических поддержек, пластического отторжения и страстного слияния, любовных миражей и плотских влечений».
Эрика Микиртичева и Денис Дмитриев, фото: Карина Житкова
Эрика Микиртичева и Денис Дмитриев, фото: Карина Житкова
Наталия Звенигородская: «Призрачный бал» Дмитрия Брянцева с полным правом можно отнести к числу шедевров столетия. В 1995 году премьера в Музыкальном театре стала потрясением…»
«Призрачный бал», фото: Карина Житкова
«Призрачный бал», фото: Карина Житкова
Александр Фирер: «В этом брянцевском шедевре пять пар солистов растворяются в романтическом флере музыки, в извечном поиске своей половины, в призрачном медитировании по жизни не с тем, о ком ведали мечты. Адажио разделены и одновременно соединены променадами. Движения последующих дуэтов рождаются из первого. Кавалеры изысканно подают балерин-дам, пластически вокализирующих кантиленное туше на пуантах. Меланхоличные хрупкость и излом линий танцовщиц полифонично контрапунктируют с хореографически изощренной вязью поддержек, в сочинении которых Брянцеву не было равных в отечественном балете. «Призрачный бал» – не только жемчужина, но и визитная карточка Музыкального театра».
Ксения Шевцова и Георги Смилевски, фото: Карина Житкова
Ксения Шевцова и Георги Смилевски, фото: Карина Житкова

Сценографию для балета придумал главный художник Музыкального театра Владимир Арефьев. Свечи, горящие высоко над сценой, декорации из тюля, развевающегося словно на ветру, и такие же воздушные бальные платья девушек и рубашки юношей усиливают ощущение призрачности, невесомости и эфира. Для каждого дуэта подобран свой цвет в пастельной гамме: голубой, розовый, зеленый, желтый и сиреневый. В танцах бала телесное и чувственное начало тесно переплетается с мотивом возвышенного, запредельного и призрачно-иллюзорного, будто перенося нас в эстетику то ли Петербурга начала XX века, то ли салонного декаданса fin de siècle. Сегодня лучший балет Дмитрия Брянцева по-прежнему в репертуаре театра.