Этот фильм вышел на экраны 88 лет назад и стал классикой советского кинематографа. После премьеры актриса Любовь Орлова проснулась настоящей кинозвездой. Мы собрали самые интересные факты о том, как снимали самое любимое россиянами кино про цирк, котрых вы наверняка не знали.
Пьесу «Под куполом цирка», по которой снят фильм «Цирк», написали три известных советских писателя — Илья Ильф, Евгений Петров и Валентин Катаев. Одноименная постановка с успехом шла в Московском мюзик-холле. Увидев спектакль, режиссер Григорий Александров тут же связался с авторами, после чего все вместе приняли решение его экранизировать. Ильф и Петров написали сценарий, а потом на несколько месяцев уехали в турне по Америке. Но по их возвращении выяснилось, что Александров внёс в него значительные коррективы.
Авторитет Александрова (после его успешной комедии «Весёлые ребята») был настолько велик, что ему разрешили начать работу над фильмом ещё до окончательного утверждения сценария, сметы и графика работ. Он действовал по собственному плану, согласно которому должен был представить зрителю «сатирическую комедию патриотической направленности». Однако при этом в «Цирке» чётко прослеживается голливудский прононс – Александров три года работал на американской «фабрике грёз», поэтому главную героиню он назвал Мэрион Диксон, что созвучно с именем Марлен Дитрих, горячим поклонником которой он был.
В итоге Ильф и Петров предъявили режиссеру ультиматум: или он возвращает всё, как было написано изначально, или они убирают свои имена из титров. Разгоревшийся конфликт удалось решить только после вмешательства автора идеи «советского Голливуда» Бориса Шумяцкого — по его совету между Ильфом, Петровым и режиссером было заключено соглашение, по которому только Александров становился сценаристом «Цирка». Затем диалоги и шутки в сценарий дописывал Исаак Бабель.
Съёмки проходили на «Мосфильме». Главную роль сыграла супруга и муза режиссера – блистательная Любовь Орлова. Главную мужскую роль –известный актер Сергей Столяров.
Орлова была на 10 лет старше 24-летнего Столярова, и на экране это было очень заметно. Спас ситуацию оператор Владимир Нильсен — он при помощи мягкого объектива переснял на «заднике» все крупные планы актрисы и сгладил разницу в возрасте.
Цирковая тематика была отлично знакома Григорию Александрову, поэтому постановкой всех номеров в фильме занимался сам. Мало кто знает, но в молодости он работал акробатом. Кроме того, в комедии «На всякого мудреца довольно простоты» Сергея Эйзенштейна, где он сыграл роль Глумова, будущий большой режиссёр без страховки ходил по проволоке и работал на трапеции. В «Цирке» же Александров также исполнил вокальную партию за Сергея Столярова, который не умел петь.
Аттракцион с пушкой «Полёт на Луну» Александров увидел в московском парке «Сокольники». Это был номер, в котором три молодых харьковских изобретателя запускали из шестиметровой пушки на 20-метровую высоту «человеческую торпеду» — спортсменку Веру Буслаеву. Именно она и акробатка Александра Воронцова выполняли все сложные трюки в фильме за Любовь Орлову.
Орловой на съёмках пришлось непросто. В одном из эпизодов актриса должна была станцевать на пушке и спеть песню. Металл нагрелся из-за софитов, и кинозвезда спрыгнула на горячую поверхность. Чтобы не портить кадр, Орлова продолжила улыбаться и петь, не подавая вида, а после окончания съёмки просто заплакала от боли. От жара одежда прилипла к коже, пришлось вызывать бригаду медиков. У неё диагностировали ожоги третьей степени.
Роль сына главной героини сыграл двухлетний Джеймс Паттерсон – сын диктора радио Ллойда Паттерсона, который работал вместе с Левитаном и вел передачи для зарубежных радиослушателей, и его жены-художницы Веры Араловой. Это была его первая и последняя роль в кино - Джеймс окончил Нахимовское училище, стал офицером-подводником. Затем связал свою жизнь с литературой и выпустил сборник стихов. В 1995 году уехал в США, ведет тихую жизнь в Вашингтоне. Сейчас ему 91 год.
Во время съемок фильма Любовь Орлова настолько привязалась к мальчику, что всю жизнь относилась к нему, как к родному сыну. Она часто навещала его в Риге, где он учился. А когда Джеймс приезжал в Москву, часто гостил у актрисы на даче во Внуково. Ему Орлова отдавала свою нереализованную материнскую нежность, сказав однажды: «Почему это у меня нет детей? У меня есть мой киносын – Джим».
Следуя примеру Чарли Чаплина в его «Цирке», Александров в целях экономии заменил большую часть цирковых зрителей манекенами. А чтобы не подвергать опасности артиста, в сцене со львами использовали не только новаторские для того времени операторские приёмы, но и специально сшили плюшевых дублёров этих хищников.
«Цирк» произвел фурор. Для премьеры, которая состоялась 25 мая 1936 года, был спешно достроен Зеленый театр в парке Горького, а в США закупили новейшую аппаратуру для кинопоказа. По всей Москве висели афиши фильма — с Орловой и Столяровым, которые после выхода фильма стали настоящими кинозвездами.
В день премьеры это кино посмотрели 20 тысяч человек. И вскоре вся страна распевала песню «Широка страна моя родная» композитора Исаака Дунаевского на стихи Лебедева-Кумача. В конце 1930-х гг. она даже обсуждалась в числе вариантов гимна СССР. В результате стала неофициальным гимном – ее вступительные аккорды использовались в качестве позывных Всесоюзного радио, она звучала на всех торжественных мероприятиях и парадах.
Ещё одну композицию, написанную специально для "Цирка", забраковали, и она позже вошла в другой фильм – «Дети капитана Гранта». Эта та самая «А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер».
Картина удостоилась Сталинской премии I степени, и получила Гран-при на Международной выставке в Париже. Ещё она стала настоящим кинодокументом своей эпохи. В нём впервые в советском кино показали съемки метрополитена и уникальные панорамы Москвы. В том числе можно разглядеть царских орлов на кремлевских башнях, которые совсем скоро заменят на рубиновые звезды, трамваи на Красной площади, ещё целый собор Казанской иконы Божией Матери на углу Красной площади и Никольской улицы, а также старую жилую застройку у храма Василия Блаженного.
Фильм "Цирк" находился в производстве 19 месяцев, и его бюджет был превышен на 760 000 рублей – немыслимые по тем временам деньги.
Также оператор Нильсен, прошедший стажировку в Голливуде, потребовал в письме к Союзинторгкино сверхчувствительную панхроматическую пленку «Kodak», которая позволяла снимать при слабом освещении.
Что касается гонораров, то Любови Орловой назначили 2200 рублей за 9 дней съемок в месяц и 50% этой суммы за подготовительный и репетиционный периоды. Такая же зарплата была и у звезды советской оперетты Владимира Володина, сыгравшего директора цирка. Для сравнения – в 1936 году зарплата рабочего составляла максимум 90 рублей в месяц, высококвалифицированного специалиста – 180 рублей в месяц.
Подписывайтесь на канал Дзен Росгосцирка – у нас очень много интересных историй про цирковых артистов и зверей, которые вы наверняка не знаете!