12 ноября исполнилось бы 89 лет народной актрисе СССР Людмиле Гурченко. «Бедность пробуждает фантазию» - любила говорить она. И фонтанировала!
Еще при жизни ее называли иконой стиля, чему она старалась соответствовать. В ущерб здоровью и своей личной жизни.
- Я кроила все свои платья поперек, не по правилам, чтобы быть ни на кого не похожей, - говорила Людмила Марковна. Она так и жила – не по правилам, вопреки. Безрассудная к своей профессии, оставляя за собой сожженные мосты, но не изменяя себе. Как говорил про нее режиссер Никита Михалков, «за хорошую роль она могла поджечь свой дом». Главное было для нее: добраться до идеала, который ей мерещился где-то в тумане.
- Когда она сидела в компании за столом, то была настоящей королевой. Много говорила, умеренно выпивала, - вспоминает в разговоре со мной актер Михаил Боярский. - Чем сильнее индивидуальность, тем сложней характер. Не было бы характера - не было бы Гурченко.
Можно ли Людмилу Гурченко и Михаила Борского назвать квадроберами? Читайте об этом в статье канала «Пераново перо»:
Она была одинаково требовательна к себе и к другим. Могла запросто во время съемок фильма встать и уйти с площадки, если что-то не готово. На первых местах у Людмилы Марковны была работа, а уже потом – семья. «Я своей свободой дорожу, брак – это добровольное рабство», - говорила ее героиня Раиса Захаровна в фильме «Любовь и голуби». И это можно отнести к самой Гурченко, хотя всю жизнь она искала единственного. Второго папу, которого очень любила.
О съемках фильма «Любовь и голуби» с участием Людмилы Гурченко рассказывает актриса Янина Лисовская в статье канала «Пераново перо»:
Про себя говорила: «У меня было семь мужей и шесть разводов». И как будто оправдывалась: «Чувство страха, что сзади будет нож. Я это чувствую всегда».
И это не только о личной жизни. В двадцать один год, снявшись в фильме Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь», она в одну минуту стала популярной. Под талию Гурченко худели, шили платья, в моду вошли муфточки, с которой выступала на сцене ее героиня Лена Крылова. Людмила Марковна всю жизнь ненавидела эту песню «Пять минут», но каждый раз в конце концерта ее просили спеть: «Я вам песенку спою про пять минут! Эту песенку мою пускай поют!»
- Два часа пела, рассказывала и все насмарку, вспоминают только «Пять минут», - раздражалась она. Но пела. Потому что зритель для нее был главным.
А после этой кинокартины – тишина. Следующий фильм «Девушка с гитарой» не стал таким популярным, образно говоря, он провалился. Мало того, Гурченко обвинили в том, что стала зарабатывать с концертами «левые деньги». А что ей оставалось делать?! Телефон замолчал, ее никуда не приглашали. Про нее перешептывались: «Певичка - два притопа, три прихлопа». На тот момент очередным супругом актрисы стал уже популярный Иосиф Кобзон.
Воспоминания вдовы Кобзона читайте в статье канала «Пераново перо»:
Но Кобзон занимался своей карьерой, не стал помогать, а через три года брака они разошлись. Людмила Марковна не смогла простить ему измены. Она вообще не умела прощать людей. Если ссорилась, то это было навсегда.
- Никогда не нашлось человека, которого больше интересовала бы Я, чем все то, что со мной связано – успех, фамилия. Может быть, в этом моя драма?! - вздыхала она. В то время ее поддерживал отец, который говорил ей: «Все хорошее еще впереди». И она верила. Снималась в эпизодах и ждала больших, хороших ролей.
Гурченко завидовали, и она это знала. Ее каждый раз пытались унизить, но актриса шла вперед, подняв гордо голову, пытаясь экспериментировать. Например, начала писать музыку. В 1965 году ее песню «Праздник Победы» исполнила Маргарита Суворова, которая выступила на музыкальном конкурсе. Тогда известный композитор, член жюри Оскар Фельцман, узнав, что автор – Людмила Гурченко, сказал: «Самодеятельность!» И это был приговор, - награду песня не получила, а Суворовой запретили ее исполнять дальше.
- Я стеснялся Людмилу Марковну, когда мы работали вместе на съемках фильма «Вокзал для двоих», - рассказывает народный артист СССР Олег Басилашвили. – Снимали эпизод в вагоне, такая сцена сложная, когда мы как бы объясняемся в любви друг другу. И я не могу. Вроде и текст сценария хороший, но чувствую – что-то не то. Ну, слишком литературный текст. И тогда ничего не получилось. Через день меня вызывают на съемку. Прихожу, и Гурченко дает мне текст, который она сама переписала. Читаю, и понимаю: то, что нужно. Она поняла, что меня смущало, и помогла мне.
В конце 1990-х Людмила Гурченко решила выпустить мюзикл «Бюро счастья». Сама стала продюсером, автором многих песен, и даже сорежиссером.
- Я помню день премьеры, Людмила Марковна пришла в плохом состоянии, - рассказывала мне актриса Наталья Смирнова. – Она была в такой прострации. Оказывается, в тот день она, узнав о смерти своего любимого внука Марка, выпила слишком много успокоительных таблеток. Мы предлагали ей отменить спектакль, но она не согласилась – билеты проданы, зрительный зал полон. И она сыграла! За кулисами мы ее буквально держали на руках, но на сцену выходила и играла блестяще! На следующие спектакли она приносила нам какие-то блюда, которые готовила дома сама. Кормила нас, всячески поддерживала. Она жила нашим спектаклем.
- Однажды мы сидели у нее дома, вдруг входят какие-то люди и начинают уносить ее мебель из карельской березы, - вспоминает друг актрисы, драматург, сценарист, режиссер, журналист Валерий Туголуков. – Все знают, что Людмила Марковна любила антиквариат. И вот такое! Оказывается, она продала эту мебель, чтобы расплатиться за этот мюзикл. Там же было задействовано столько людей – одних музыкантов человек шестьдесят, а еще – артисты, технический персонал! И в свой последний фильм «Пестрые сумерки» она вкладывала свои деньги. Когда я спросил: «Неужели у вас нет богатых друзей, которые могли бы помочь с финансами?!» На что она ответила: «А почему мне кто-то что-то должен дать?! Не надо!»
Воспоминания автора канала «Пераново перо» Олега Перанова о Людмиле Гурченко читайте в статье:
Гурченко не скрывала, что борется с возрастом с помощью пластических операций. Она не хотела выглядеть старой. Даже в магазин или на прогулку с собакой всегда выходила в макияже. На вопрос о возрасте часто отвечала: «Мне 29 лет и много-много месяцев». Удивительно, но никогда не сидела на диетах, ночью могла есть свои любимые вареники с картошкой и не поправлялась. Размер талии Леночки Крыловой из «Карнавальной ночи» оставался прежним у Гурченко всю жизнь.
Мало кто знает, но старуху она все-таки однажды сыграла – в фильме Никиты Михалкова «Несколько дней из жизни И.И.Обломова». Если помните эпизод, где старушка в чепчике засыпает у окна. Это получилось случайно. Дело в том, что тогда у съемочной группы этого фильма был простой в три месяца, ждали зимнюю натуру. Чтобы члены коллектива не разбежались, Михалков задумал снять в этот период еще не утвержденную у начальства кинокартину «Пять вечеров». Вызвали Гурченко. Но, чтобы оплатить ее проезд и проживание, то записали, как актрису фильма «Обломов». Пришлось снять секундный эпизод с ней, дабы финансово оправдать пребывание актрисы на съемочной площадке.
В 1995 году Людмила Марковна выступала в Риге на творческих вечерах Раймонда Паулса. Ей стало плохо. Подумала, что выпила много снотворного, без которого она не могла заснуть. Но с каждым днем ей становилось хуже. Отвезли в больницу. Диагноз – подозрение на рак крови, лейкемия. Самолетом отправили в Москву, сделали переливание крови. Потом Гурченко смеялась:
- Представляете, увидела табличку на своей кровати «Анализы сдавать Пугачевой».
Потом оказалось, что это фамилия медсестры.
Тридцать уколов стоимостью по 1000 долларов каждый. Оплачивала Гурченко сама, ни у кого не просила. Тогда онкология не подтвердилась.
Людмила Марковна ушла из жизни 30 марта 2011 года от сердечной недостаточности. Ей было 75 лет.
О съемках фильма «Старые клячи» с участием Людмилы Гурченко читайте в статье канала «Пераново перо»:
Подписывайтесь на канал "Пераново перо", ставьте лайки и оставляйте комментарии, потому что любое мнение интересно для нас.
Олег Перанов