В тени османского гарема Сулеймана Великолепного скрывается фигура, чья судьба до сих пор вызывает острые дискуссии историков. Ее история соткана из противоречий, легенд и загадок. И главная загадка Гюльфем в султанском гареме состоит в том, что даже спустя пять веков мы не можем с уверенностью сказать, кем она была и как закончила свой путь.
Загадка Гюльфем в султанском гареме
Великолепный век Османской империи хранит немало тайн, но, пожалуй, самая интригующая из них — судьба Гюльфем, женщины из гарема Сулеймана Великолепного. В отличие от знаменитой Хюррем или гордой Махидевран, эта фигура словно растворяется в тумане противоречивых свидетельств, оставляя историкам лишь загадку Гюльфем в султанском гареме, которую они безуспешно пытаются разгадать уже пять столетий.
В отличие от других обитательниц султанского гарема, о ней сохранилось так мало достоверных сведений, что порой кажется, будто она была призраком, легендой, созданной народной молвой. Однако материальные свидетельства ее существования — мечеть в Ускюдаре и архивные документы — говорят об обратном. Эта женщина не только существовала, но и играла значительную роль при дворе одного из величайших султанов Османской империи.
Тайна происхождения
Первая загадка начинается с рождения Гюльфем. По одной версии, изначально ее звали Розалина, и была она знатной итальянкой с солнечной Сицилии. Другие источники указывают на ее польское происхождение, что неудивительно — в османских гаремах часто оказывались девушки из славянских земель. Существует также предположение о ее черногорских корнях. Еще одна версия утверждает, что она была дочерью албанского бея и носила имя Айше.
Турецкий историк Недждет Сакаоглу предлагает совершенно иную версию, основанную на обнаруженном им фирмане Сулеймана I о проведении воды в деревню Карахисар в Енишехире. В этом документе упоминается имя Гюльфем, что позволяет предположить ее анатолийское происхождение. Более того, Сакаоглу выдвигает интересную гипотезу о том, что имя "Гюльбахар", традиционно приписываемое Махидевран, могло быть одним из вариантов имени Гюльфем.
Жизнь во дворце
Достоверно известно, что Гюльфем появилась в окружении Сулеймана еще до его восшествия на престол. Йылмаз Озтуна указывает точную дату — 1511 год, когда будущий султан был в Манисе. После того как Сулейман занял трон в 1520 году, Гюльфем переехала в Старый дворец Константинополя, где заняла высокое положение, о чем свидетельствует ее ежедневное содержание в 150 акче.
Особый интерес представляют ее отношения с Хюррем Султан. В отличие от Махидевран, которая находилась в открытом конфликте с главной фавориткой султана, Гюльфем, судя по сохранившимся письмам, поддерживала с Хюррем дружеские отношения. Известно как минимум четыре письма, где Хюррем упоминает Гюльфем как равную себе, что необычно для строгой иерархии гарема.
В одном из таких писем сохранилась любопытная история о том, как султан прислал Гюльфем деньги и коробку сладостей с легким дурманящим веществом. Гюльфем, не зная об этом, съела все сладости и проспала почти весь день, несмотря на попытки ее разбудить. В письме она шутливо упрекает султана за то, что он сделал ее посмешищем.
Последняя тайна
Обстоятельства смерти Гюльфем тоже стали предметом самых ожесточенных споров среди историков. Турецкий историк Ахмет Рефик Алтынай в своей книге "Женский султанат" приводит драматическую версию событий. По его сведениям, Гюльфем, стремясь собрать средства на завершение строительства мечети в Ускюдаре, начала продавать право провести ночи с султаном другим наложницам. Узнав об этом, разгневанный Сулейман приказал задушить ее.
Однако Чагатай Улучай, тщательно изучивший архивные документы, не находит подтверждений этой версии. Более того, он обнаруживает записи о крупном пожертвовании, сделанном для мечети Гюльфем в 1561 году, а также документы об организации вакфа (благотворительного фонда) для поддержания мечети, школы и тюрбе при ней.
Существует также версия об удушении Гюльфем. Сторонники этой теории указывают на надпись "şehide" (мученица) на ее могиле. Однако Сакаоглу отмечает, что такие эпитафии были обычным явлением на могилах благотворителей и людей, умерших от эпидемий или несчастных случаев.
В архивных документах сохранились сведения о том, что первоначально Гюльфем была похоронена во дворе своей мечети, и лишь позже над ее могилой возвели мавзолей. После того как мавзолей был разрушен при пожаре, исчезло и первоначальное надгробие. Новое надгробие установили рядом с платаном, который, по преданию, посадила сама Гюльфем.
Память о Гюльфем продолжает жить в камне и легендах. Построенная ею мечеть в Ускюдаре, хотя и серьезно перестроенная после пожара 1850 года, по-прежнему принимает верующих. Примечательно, что изначально мечеть предназначалась исключительно для женщин и лишь в недавно открыла двери для мужчин.
Загадка Гюльфем в султанском гареме продолжает волновать не только историков, но и деятелей искусства. Но главное наследие Гюльфем — это сама тайна ее судьбы, напоминающая нам о том, как много неизвестного скрывают даже самые изученные страницы истории.