В 1553 году в военном лагере близ Эрегли разыгралась одна из самых трагических сцен в истории Османской империи — по приказу султана Сулеймана Великолепного был казнен его старший сын. За что был казнен шехзаде Мустафа — этот вопрос до сих пор вызывает горячие споры среди историков.
За что был казнен шехзаде Мустафа
Со временем история казни шехзаде Мустафы стала символом жестокой борьбы за власть в Османской империи. Однако простой ответ на вопрос о том, за что был казнен шехзаде Мустафа, дать невозможно — слишком много противоречивых свидетельств, версий и интерпретаций. Одни видят в нем невинную жертву дворцовых интриг, другие — амбициозного претендента на престол, не пожелавшего дожидаться смерти отца.
Блестящий шехзаде
В начале своего пути к трагическому финалу шехзаде Мустафа казался идеальным наследником османского престола. Рожденный в 1515 году в Манисе, он получил блестящее образование, которое включало не только традиционные для османских принцев военные искусства и верховую езду, но и глубокое погружение в науки и искусства.
Венецианский посол Пьетро Брагадин, чьи донесения считаются одним из самых надежных источников того периода, отмечал, что Мустафа был «всей радостью» своей матери. Он проявил себя как талантливый поэт, писавший под псевдонимом Мухлиси, и искусный каллиграф, о чем свидетельствуют сохранившиеся рукописи в Венской библиотеке восточных манускриптов.
Путь к опале
Первым знаком грядущих неприятностей стал неожиданный перевод Мустафы из престижной Манисы, традиционного места пребывания наследника престола, в более отдаленную Амасью в 1541 году. Характерно, что после смерти сына Мехмеда его пост в Манисе занял не Мустафа, а другой сын Хюррем — Селим, что показывает недовольство султана старшим сыном.
Согласно исследованиям современного турецкого историка Эрхана Афьонджу, официальным поводом для перевода стали контакты шехзаде с австрийским послом, однако достоверных документальных подтверждений этому не сохранилось.
Провокационное поведение Мустафы
Ключевым свидетельством против Мустафы, если верить османскому историку Ибрагиму Печеви, стало его решение отрастить бороду — прерогатива, строго запрещенная шехзаде, поскольку борода считалась символом султанской власти. Не менее провокационным выглядело и установление собственного штандарта.
Однако самым серьезным доказательством амбиций Мустафы считается его письмо к губернатору Эрзурума Аяс-паше, датированное концом 1540-х годов. В этом документе, подлинность которого подтверждается несколькими независимыми источниками, шехзаде намекает на свое будущее правление, проводя параллели с восхождением на престол своего деда Селима I.
Интриги против наследника
Существует версия, что в борьбе против Мустафы объединились могущественные силы: Хюррем-султан, ее дочь Михримах и зять, великий визирь Рустем-паша. По свидетельству венецианского посла Бернардо Навагеро, чьи донесения отличаются особой точностью деталей, Рустем-паша организовал сложную интригу с поддельными письмами к персидскому шаху Тахмаспу.
При этом современные исследователи, такие как Лесли Пирс, отмечают, что подлинность этих писем никогда не была доказана, а сама история может быть позднейшим добавлением хронистов. Никаких реальных документов, подтверждающих действия Хюррем против Мустафы, нет.
Накануне
События описаны в нескольких источниках, которые существенно различаются в деталях. Согласно официальной версии, зафиксированной в «Сулейман-наме», шехзаде прибыл в военный лагерь близ Эрегли для встречи с отцом. Однако венецианский посол Тревизано в донесении 1554 года утверждает, что Мустафа получил от матери записку с предупреждением об опасности, но проигнорировал его.
Самым спорным моментом остается вопрос о присутствии султана Сулеймана при казни: одни источники утверждают, что он наблюдал за расправой из-за занавеса, другие — что находился в соседнем помещении шатра, третьи вообще не упоминают его присутствия.
Последствия казни
Казнь Мустафы вызвала беспрецедентную реакцию: впервые в османской истории янычары открыто выразили недовольство решением султана. По свидетельству османского историка Печеви, они отказались от обеда в знак траура и пытались расправиться с Рустемом-пашой, которого считали главным виновником трагедии.
Появление самозванца, выдававшего себя за спасшегося Мустафу, показывает, насколько сильным было неприятие народом случившегося. Вскоре после казни Мустафы был также казнен его семилетний сын Мехмед — эту казнь персидские источники назвали «повторенной несправедливостью», подчеркивая, что расправа с Мустафой была не законной.
Вопрос о том, за что был казнен шехзаде Мустафа, до сих пор не имеет однозначного ответа. Документальных доказательств его вины не сохранилось, а свидетельства современников противоречивы. Несомненно, только то, что эта казнь вызвала в Османской империи волну возмущения и породила множество легенд.