Найти в Дзене
Заметки о культуре

Тамара Карсавина Жар-птица на века | Вечер с нюансами

Ждала я этого вечера долго, с июля. Купила заветный билет за 800 рублей. Как только Анжелина Воронцова опубликовала фотографии в костюме Жар-птицы, то предвкушение возросло. Однако омрачилось всё площадкой — Кремлёвский двроец. Просто отвратительная площадка для всего. Я выступала сама на этой сцене трижды и каждый раз это сущий ад. Подготовка к трёхчасовому концерту начинается за девять часов до начала. Причём большая часть времени уходит на настройку звука и в любом случае он оставляет желать лучшего. В этот вечер я тоже была очень скептически настроена и шла просто в надежде увидеть балет «Жар-птица» вживую и ощутить всю прелесть хореографии Михаила Фокина. Перед тем как зайти в Кремлёвский дворец всех ожидает гигантская очередь. Да, организаторы предупреждают, что надо приходит за 2 часа. Однако как это сделать, если балет стоит в будний день (понедельник) и возможности у студентов и работающих людей просто нет. В общем, очередь длинною в час, снятие одежды на входе, пробежка до самого дворца съездов (хорошо, что было пока не очень холодно и в свитере можно было добежать). Захожу в гардероб, сдаю пальто и удивляюсь отсутствию плечиков. "Плечики для тех, кто пришёл раньше, они закончились." — вы серьёзно? Ладно я заплатила за билет 800 рублей, но есть же люди из партера и они без плечиков остаются? Ну, странно конечно это всё. Все эти нюансы были только звоночками, настроение уже чуть испорчено, хотя место было за свои деньги очень-очень хорошим, с биноклем было нормально видно, да, и без него хорошо.

Андрис Лиепа и его вступительное слово.
Андрис Лиепа и его вступительное слово.

Вечер начался с задержкой в 30 минут где-то, чтобы у людей была возможность дойти до дворца, так как очередь была очень длинной. За 15 минут до начала балета вышел Андрис Лиепа и начал развлекать публику. Показал фотографию Тамары Карсавиной с автографом из семейной коллекции, рассказал всё либретто «Жар-птицы». Отчасти было это забавно, так как Андрис Лиепа имеет высокий тембр голоса достаточно и его рассказ либретто с эмоциями вызывал улыбку и лёгкий смех.

Программка.
Программка.

Сразу отмечу занавес. Мне очень нравится подобная стилистика с буквами и человечками. Собирательный образ персонажей на занавесе Русских сезонов прекрасен и это нельзя не отметить. После занавеса зрителя ждала красивая череда фотографий Тамары Красавиной в разных партиях. Балерина конечно она очень яркая, на фотографиях прямо видна эта энергия и яркость танцовщицы.

Тамара Карсавина в образе Жар-птицы.
Тамара Карсавина в образе Жар-птицы.

Начинается балет и сразу взгляд падает на огромные декорации. Трогательно, что сделали работу по тому, что было тогда в начале двадцатого века. Эти деревья, ворота, стена — К-Р-А-С-О-Т-А. Ощущение, что буквально на глазах оживает иллюстрация Билибина. Конечно это не Билибин, но чувство схожести не покидает. Иллюстрацию сказки не только увеличили в несколько раз, но и сделали объёмной, ведь костюмы тоже фееричны. Чего только стоят одни кафтаны и сапоги! Этот русский стиль волшебен, а перья Жар-птицы так и манят.

Иван-Царевич — Антон Осетров.
Иван-Царевич — Антон Осетров.

Крадётся Иван-Царевич в сад со своим луком и стрелами, кафтан колокольчиком, сапоги блестят. Анжелина Воронцова блистает в шикарной красной пачке. А всё это сопровождается музыкой Стравинского, хоть и в плохом качестве. Счастье видеть этот момент глазами, поскольку хореография особенно ярко ощущается. Всё же не всегда запись может передать этот настрой и эмоции. Анжелина прямо своенравна, горда в этой партии. И чудо действительно, что Антон Осетров поймал за хвост такую птицу.

За что я люблю этот балет, так это за хореографию. Необычные руки, которые правда напоминают крылья. Кажется вот-вот и с них слеят перья. По направлению взгляда Анжелины было даже ощущение, что вот это птичий взгляд из разных мультфильмов или вообще с картин. Жар-птица попала во все музыкальные акценты и выглядела настоящей звездой балета. И вот тут начинается главный минус вечера — музыка, точнее звук. Это всё — запись. Даже на маленьких фрагментах хочется живого звука, хочется ощутить эту прозрачность трелей духовых. Звук записан и его мало, чтобы заполнить зал. Ну, не создана эта площадка для этого! Не будет тут летящего звука и вообще нормально посмотреть что-то очень сложно, только если вы не сидите в первых рядах партера. В остальном лёгкое разочарование всегда будет висеть над вами.

Краса-Ненаглядная — Варвара Серова. Кащей Бессмертный — Дмитрий Круглов.
Краса-Ненаглядная — Варвара Серова. Кащей Бессмертный — Дмитрий Круглов.

Затем выход царевен. Изначально дожен быть босоногим, такая была задумка Фокина, но, по-моему, девушки были на пуантах. Однако это не главный минус. Проблема в том, что тут есть хороводы. Те самые хороводы, которые больше ста лет назад пленили французскую публику. Я всё ждала, что эта хороводность меня покорит, ведь подобную плавность я люблю и всегда восхищаюсь народниками за умение так плавно двигаться с особой статью. Увы, хоровод вообще пролетел мимо. Были неровные круги, большие проблемы с расстоянием и без русской души. Даже игра с золотыми яблочками была плоской и неинтересной, где девичье озорство? Неужели мелодии "Как по садику, садику" не получается поддаться? Она же сама несёт в нужное русло.

Кащеево царство.
Кащеево царство.

А вот выход слуг Кащея был хорош. Много знакомых для меня движений из народного танца (хлопушки, крокодилы и т.д.) и эффектное появление самого злодея. Опять же костюмы с масками-черепами прекрасны и отлично передают дух нечести. Тут была чёткость в дивжениях, опускание на колени волной перед Кащеем — прекрасно. А сам Кащей в исполнении Дмитрия Круглова получился хорошим. Хромающий, скрюченный и озлобленный в каждом резком движении. Во все аккорды музыки попадает акцентными движениями, классно дёргается и потом даже на поклонах будет держать этот образ. В общем, тут крутыеслайды у танцовщиков, "прыжковые" элементы потрясающие и всё казалось бы хорошо, но мы вновь возвращаемся к музыке. Поганый пляс Кащеева царства. Это же мощь по музыке, ритм бешеный, острота звука и вот эта экспрессивность Стравинского, его резкость и взлёт. А тут этого нет. Запись просто не наполняет зал и в результате даже Энджел Вонг на своём концерте один за роялем звучал намного мощнее, чем оркестровая запись. Проблема Кремлёвского дворца в том, что хочется, чтобы музыка тебя захлестнула в определённые моменты, а этого не получается, всё разбивается вдребезги о возможности зала с отвратительной акустикой.

Не получается из-за этого нюанса конечно полностью насладиться балетом, но исполнение главных партий всё же пробуждает положительные эмоции. Очень говорящая спина у Анжелины и действительно есть ассоциация с крыльями. Смотрела бы на неё вечно. И на финал тоже смотрела бы. Какие чудесные кафтаны у юношей, а какой прекрасный задник-град потом поднимается, ну, красота же! Наверное, можно закрыть глаза на музыку и зал, если наслаждаться этой величественностью русской сказки. Очень хотелось бы посмотреть этот балет в хорошем театре с акустикой. Если вы знаете постановки именно Фокина где-то, то посоветуйте, пожалуйста! Очень хочется получить вживую опыт просмотра «Жар-птицы» от и до.

Второе действие вечера было дивертисментом из разных па-де-де. Их было много, что-то было очень даже неплохое, а что-то так себе. Однако здесь звук и музыка были самыми ужасными за весь вечер. Фонограму включали с милисекундной задержкой и это очень чувствовалось. В результате, очень странное ощущение от каждого дуэта, даже если танцовщики были хороши в своих дивжениях. Перед па-де-де Илзе Лиепа читала фрагменты из мемуаров Тамары Карсавиной. Изначально немного странно и утрировано, но потом как-то проникаешься к голосу Изле Лиепы и даже этот гиперболизм эмоций не воспринимается плохо. Наверное, втягиваешься в это, а, может, Илзе Лиепа просто своей харизмой определённой как-то склоняет на свою сторону.

Па-де-де из балета «Щелкунчик». Анастасия Лименько и Иван Михалёв

Фон подобрали неплохой — ёлку из советского мультика, да, и в общем па-де-де вышло хорошим. Анастасия очень легко заходила в поддержки, шаги у неё все были маленькими и очень аккуратными, действительно маленькая "фея". Иван Михалёв был элегантным с хорошим прыжком и удержанием точки в самом конце, что меня очень порадовало. "Каменное" приземление после каждого элемента. Мне понравилось, поскольку в этом была вот эта юность Мари и принца, очень милое взаимодействие. Надо будет в Стасик сходить и посмотреть на них.

«Седьмой вальс» из балета «Шопениана». Марианна Рыжкина и Клим Ефимов

В моей записной книжке просто написано: "красиво, но холодно". Сейчас, спустя пару недель я даже как-то воспроизвести в голове не могу это па-де-де, если многие дуэты у меня запомнились, то этот просто прошёл мимо. Да, красиво с лёгкостью, но так холодно, что даже у меня не возникло никаких эмоций от просмотра.

Адажио из балета «Шехеразада». Анастасия Заклинская и Серик Накыспеков

В моменты просмотра хореографии Михаила Фокина понимаю, что хочу больше видеть эти балеты в Москве. Движения всё же он поставил шикарные и характерные. Вот смотришь на Шехеразаду и видишь в кадом жесте пленительность, поволоку. Однако артисты чуть не дотянули. Серику Накыспекову недоставало жёсткости в движениях. Летал он здорово, но на точках его шатало и стержня внутреннего не было. А вот у Анастасии не было поволоки в движениях, хотелось увидеть восточную красавицу, что своими сказками укротила тирана, но получилась просто скромница с чёткими движениями. Наверное, я много очень прошу и хочу видеть, но раньше же можно было видеть актёрство и и наполненность в каждом жесте (именно жесте)! Почему сейчас на сцене не так часто мы видим задор и огонь в глазах танцовщиков, почему многие уходят либо в скромность и оттарабанивание движений, либо в самолюбование на сцене, выталкивая образ персонажа куда-то? Ладно, это мои проблемы и размышления. Подводя итог, мне хотелось здесь больше чувств и осмысленности, а так нормально, наверное, сойдёт.

Анастасия Заклинская и Серик Накыспеков.
Анастасия Заклинская и Серик Накыспеков.

Па-де-де из былета «Жизель». Мей Нагахиса и Владимир Шкляров

Вот тут я поразилась красоте Мей Нагахиса, тонкая-тонкая, звонка, словно фарфоровая кукла. Для партии Жизели очень подходит, прозрачная-прозрачная. Длиные руки, ноги — очень подходит для балета фактура. Чуть дёрганные прыжки у неё были, но в остальном всё ровно. Хотелось бы конечно чуть больше переживательности, но это же уже призрак, поэтому, наверное, всё грамотно в этом случае. На Владимира Шклярова я особо не смотрела, так как Мей была для меня центром.

Па-де-де из балета «Спящая красавица». Нина Капцова и Семён Чудин

Тут небольшое отсутпление к мемуарам, так как тут прочитали фрагмент про Русские сезоны. Как же это красиво было в то время, наверное. Я прямо представила ревущий зал, который чуть не сносит артистов, эти восторги от балета, что был привезён. Хотелось бы перенестись в то время и ощутить на себе эти эмоции. Мне кажется, что это было что-то невероятное, а для артистов это была лучшая награда, что только можно дать. Возвращаясь к па-де-де, можно сказать "не зря восстанавливали ха-ха-ха". Опять-таки, вроде бы, хорошо, но тут то точки быстро финальные убирали, почти не держали, то как-то запаздывали, то тяжеловато это всё выглядело. Средненько и сказать что-то особенное по этому дуэту не могу, грустно, что он был таким после слов-воспоминаний о великих Русских сезонах.

Нина Капцова и Семён Чудин.
Нина Капцова и Семён Чудин.

Па-де-де из балета «Баядерка». Мария Ильюшкина и Эван Капитен

Тут мне очень понравился Эван Капитен за свои высочайшие прыжки на грани полёта, причём они были очень лёгкими. Линии рук и ног были очень красивыми и плавными. Марию Ильюшкину как-то не запомнила. Помню её красивое взаимодействие с тканью, но большее не осталось в памяти, как и в записной книжке.

Мария Ильюшкина и Эван Капитен.
Мария Ильюшкина и Эван Капитен.

Па-де-де из балета «Дон Кихот». Анжелина Воронцова и Иван Васильев

Думаю, многие шли ради этого, ради Ивана Васильева и его Дон Кихота, но тут нас всех ждало разочарование. Накануне можно было увидеть их дуэт с Анжелиной в Михайловском, а тут, словно что-то произошло. Нога была не очень удачной у него. К Анжелине нет вопросов, она очень своенравная и бойкая, прямо настоящая Китри. Ей очень идёт эта партия и я очень скучаю по её взаимодействию с Денисом Родькиным. Не знаю, вот их дуэт мне очень нравится. Летом видела фрагменты с гала в Михайловском, как же вместе они красиво смотрятся! Иван Васильев тоже шикарен в этой партии, но видно, что ему уже тяжело прыгать? (От капельдинера Михайловского театра, с которой я случайно стояла рядом на Дочери Фараона спустя пару дней, я узнала, что очень многие отмечают то, как Ивану Васильеву тяжело местами исполнять партии. Не знаю, с чем это может быть связано: возраст, проблемы со здоровьем?) На фоне Анжелины он показался таким маленьким и совсем не похожим на Дон Кихота. Во время его соло приземления оставляли желать лучшего к концу, а ещё хуже всю картину делали паузы гигантские прямо между соло. Он просто стоял на месте, а музыку, видимо, не включали. Из-за этого образовались дыры, которые испортили всё. Да, и сама запись была медленной для Анжелины. Видно, что ей хочется быстрее, что фуэте она может сделать ярче и более искристым стоит только добавить темпа. В общем, я разочарована была немного. Не сложился образ из-за внешних обстоятельств.

Анжелина Воронцова и Иван Васильев.
Анжелина Воронцова и Иван Васильев.

Вердикт вечера. Местами было интересно (в конце был красивый жест от Андриса Лиепы, который положил букет цветов к заднику с выведенной фотографией Тамары Карсавиной), местами было хорошо, однако красная цена всему действу не такая уж и большая. Жар-птица мне в целом понравилась, я правда рада, что увидела её вживую, но нюансы сцены дают о себе знать. Думаю, что даже танцовщикам было не особо комфортно выступать, поэтому результат можно улучшать и улучшать. Вот такая заметка получилась, совсем скоро будет ещё парочка. Надеюсь, что в ближайшее время успею всё написать. До встречи!