Найти в Дзене
Заметки о культуре

Энджел Вонг | Концерт 19.10 Малый зал консерватории

Энджела Вонга слушать просто одно удовольствие. Звук, манера игры, ощущение музыки и отношение к мелодии всегда будут на высшем уровне. На его концертах можно встретить совершенно разную публику и от этого его вечера особенно ценны. Это и пожилые люди, и студенты консерватории (не обязательно даже пианисты), и пары среднего возраста, и конечно же дети. Да, дети всегда слушают его с особым удовольствием, что я вижу даже на примере моих сестёр младших. Своей энергетикой Энджел всегда притягивает и приковывает к себе, оторваться невозможно. Если вам хочется приобщить младшее поколение к классической музыке, то выбирайте концерты Энджела, особенно сольные. Программа на этих концертах не прямо сложная для восприятия, поэтому будет интересно.

Афиша концерта.
Афиша концерта.

Итак, осенний вечер, малый зал консерватории и потрясающая программа до мурашек. Кстати, впервые вижу, чтобы Энджел Вон выступал в пиджаке. Обычно его сценические образы всегда состоят из интересно расшитых чёрных рубашек, а тут стиль несколько поменялся. Есть даже ощущение, что само исполнение в этом образе стало более взрослым, если сравнивать с другими концертами. Что же было исполнено и как?

Л. ван Бетховен. Фантазия, соч. 77

Не была знакома с этой фантазией, но она меня зацепила. С удовольствием буду слушать её и уже добавила в плейлист. При первых нотах создаётся ощущение, что в начале это размышления композитора. Что-то получается, что-то нет, резкие остановки, подбор аккордов. Всё развивается постепенно и напоминает творческий порыв. Для меня было ощущение, что это индивидуальная композиция. В том смысле, что это произведение о мыслях одного человека. Исполнение Энджела получилось личным. Не видела, сочиняет ли он что-то, как, например, Валентин Малинин. Однако если он и сочиняет, то выглядел бы он именно так, как мне кажется. Такое ощущение было создано не только музыкой и исполнением, но и моим местом в зрительном зале. Четвёртый ряд партера и непосредственная близость к музыканту. Слышен каждый вздох, видна каждая эмоция. Действительно волшебный момент, когда можно услышать дыхание, увидеть то, как колышутся волосы от движения головы. К этому стоит добавить, что и звук намного быстрее накрывает и глубже проходит в душу.

Исполнение.
Исполнение.

К. Дебюсси. Вторая тетрадь прелюдий. Композиции 7 и 8.

В афише изначально значился Ф. Шопен, но что-то пошло не так и в результате был сыгран К.Дебюсси. Данные два произведения из второй тетради прелюдий я уже слышала в прошлом сезоне. Это был концерт в рамках Рихтеровскских встреч в зале в зале И.К. Архиповой. Тогда это было что-то совсем прозрачное и явно нарисованное акварельными красками. В музыке было много света и перелива разных тонов. В этот же вечер музыка стала более реалистичной. Был более объёмный звук, более осязаемый. Уже не акварельные пейзажи представились зрителю, а настоящая природа. Не было, к сожалению, той прозрачности К. Дебюсси, но было больше образов. Интересно наблюдать за тем, как исполнение меняется от концерта к концерту. Можно увидеть и изменения музыканта, и изменения себя. Спустя год совершенно иначе воспринимаешь музыку.

С. Барбер. Ноктюрн, соч. 33

Тут мне особо сказать нечего. Это было объёмно и красиво. Я не скажу, что поняла это произведение. К сожалению, лично я не нашла в нём изюминку или что-то цепляющее меня. Да, это очень красивый звук, мелодия, но глубже мне не удалось копнуть. Хотя я обожаю его адажио для струнного квартета, слушала это произведение вживую и покрывалась мурашками, но фортепианная музыка этого композитора мне не даётся. Наверное, надо будет чуть больше изучить эту сторону его творчества.

Поклоны.
Поклоны.

И. Стравинский — Г. Агости. Сюита из балета «Жар-птица»

«Поганый пляс», «Колыбельная» и «Финал». С первых нот это мощь звука и взрыв энергии. Это острота Стравинского, именно его резкость, которая удивительно подошла Энджелу. Стравинского в его исполнении я помню на конкурсе Чайковского, тогда это был балет «Петрушка». Однако чего-то тогда мне не хватило по ощущению. Сегодня же всё было очень гармонично! Вот даже чувствуется Кощей и его дребезжание костей в плясе. А как эффектно это было исполнено! Перед началом Энджел Вонг широко так замахнулся, поднял достаточно высоко и обрушился в звуке на слушателя. Именно в звуке, а не в громыхании, что бывает у некоторых пианистов. К эффектности добавляется также глиссандо с рукой, что прямо взлетает над клавишами. В звуке есть Жар-птица, её трепетание перьев и огонь, что она приносит за собой.

Удивительное совпадение обстоятельств: через день (21.10) я смотрела балет «Жар-птица» и мне есть много что сказать по этому поводу. Статья должна быть на этой неделе и о музыке хочется многое сказать. Точно упомяну одно: от Энджела были мурашки по коже, а от балета — нет. Удивительно?

Финал сюиты разорвал всё. Бурные аплодисменты зрителя и шёпот "потрясающе" подтверждают то, насколько это было виртуозно сыграно. Когда музыкант выкладывается на максимум, когда вкладывает всю свою энергию, то это чувствуется. А когда он ещё и благодарит зрителей за реакцию, то тогда музыкант точно превращается в ангела.

М.П. Мусоргский. «Картинки с выставки»

Вторая часть концерта была посвящена «Картинкам с выставки». Очень энергозатратное произведение, на котором можно оставить всего себя в прямом смысле слова. У меня есть небольшая деформация, так как эту музыку я не могу воспринимать в отрыве от Кандинского. В своё время он нарисовал иллюстрации достаточно яркие и необычные к этому произведению. Более того, он ставил на сцене это. Условно: «жёлтый круг появляется и постепенно увеличивается, перемещаясь в такой-то край». Как и Скрябин (и многие другие композиторы), он интересовался взаимосвязью цвета и музыки, только уже со стороны художника. Его работы к этому произведению М.П. Мусоргского очень занимательны. Обязательно найдите их, там есть что рассмотреть.

Вернёмся к Энджелу. В самом начале мне показалось немного громко и торопливо. Тут конечно два варианта: либо я, либо он ещё не отошли от Стравинского и восприятие музыки чуть-чуть перекосилось. Однако на «Старом замке» я уже начала чувствовать что-то медитативное и постепенно прониклась именно к этой манере исполнения. В итоге, я втянулась и ждала каждую новую часть. Как всегда я в восторге от чего-то птичьего, всегда такая мелодия звучит виртуозно и приятно для меня. «Балет невылупившихся птенцов» — одна из любимых частей, сразу связь в голове с моим любимым «Птичником» Сен-Санса. Нельзя не отметить «Ягу», которая вышла очень эмоциональной. А концовка, «Богатырские ворота», прошибла всю меня. Было видно, что Энджел отдаёт музыке уже все свои силы и как и физически, так и эмоционально он уже на пределе. Знаете, это совершенно особенное чувство, когда ты видишь вот это напряжение у музыканта. Когда ты осознаёшь, что кроме музыки для исполнителя в этот момент ничего не существует, он настолько в ней растворяется, что совершенно волшебно видеть эту грань. Наверное, в этот момент видно не столько человека, сколько сгусток энергии.

Исполнение ещё.
Исполнение ещё.

Зал не отпускал Энджела. На поклонах его чуть-чуть шатало, было видно, что он просто не отошёл ещё от исполнения. Однако он сыграл бис. Долго думал, что же сыграть и выбрал вновь К. Дебюсси. «Вальс более чем медленный». Как забавно, что это был другой Дебюсси. Представляете, он сильно отличался от того Дебюсси, который был тогда в первой части концерта. В этом вальсе вернулась лёгкость и акварельность музыки. Наверное, он думал много о Стравинском и Мусоргском в начале, поэтому прелюдии звучали иначе. Во время биса он был свободен от этого. Получился такой лёгкий и невесомый вальс с идеальным, чистым аккордом в завершении. Чистым и светлым, подводящим черту под всем концертом и оставляющим слушателя в прекрасной неге звука на весь оставшийся вечер.

У автора идёт «Осенний марафон вечеров». Сколько я уже посетила за эту неделю и сколько я ещё увижу до конца ноября! Надеюсь, что сейчас после небольшой разгрузки в учёбе освободится время для всех статей и вы сможете прочитать новые заметки об удивительных мероприятиях.