Найти в Дзене
Мама стримеров

Почему студенты игнорируют учёбу: рекомендации преподавателям как мотивировать студентов на очных занятиях

«Я может быть что-то сделаю, но это не точно», – думает студент, обречённо идя на пару. Садится за парту, достаёт свой смартфон и перестаёт реагировать на происходящее на занятии. Причина такого поведения обучающегося – скука, когда то, что изучается, кажется неактуальным и неинтересным, а за ней идёт раздражение от впустую потраченного времени. Знакомая ситуация? Здравствуйте, мои дорогие подписчики! С вами Надежда Урусова. Как методолог я разрабатываю эффективные и полезные курсы для студентов и взрослых, как преподаватель обучаю бизнес-коммуникации на английском языке. В этом блоге я обсуждаю всё, что меня заинтересовало в мире образования и обучения. Сегодня я продолжаю разбор кейсов, которые мы обсуждали на первой встрече в дискуссионном клубе Method.GSOM нового сезона. Все три кейса объединяет волнующий всех преподавателей вопрос — «почему они не учатся?» или, другими словами, «как победить студенческую лень?» Кстати, ссылка на первый кейс, где мы пытались найти ответ на вопрос «
Оглавление

«Я может быть что-то сделаю, но это не точно», – думает студент, обречённо идя на пару. Садится за парту, достаёт свой смартфон и перестаёт реагировать на происходящее на занятии.

Причина такого поведения обучающегося – скука, когда то, что изучается, кажется неактуальным и неинтересным, а за ней идёт раздражение от впустую потраченного времени. Знакомая ситуация?

Здравствуйте, мои дорогие подписчики! С вами Надежда Урусова. Как методолог я разрабатываю эффективные и полезные курсы для студентов и взрослых, как преподаватель обучаю бизнес-коммуникации на английском языке. В этом блоге я обсуждаю всё, что меня заинтересовало в мире образования и обучения.

Сегодня я продолжаю разбор кейсов, которые мы обсуждали на первой встрече в дискуссионном клубе Method.GSOM нового сезона. Все три кейса объединяет волнующий всех преподавателей вопрос — «почему они не учатся?» или, другими словами, «как победить студенческую лень?»

Кстати, ссылка на первый кейс, где мы пытались найти ответ на вопрос «почему студенты списывают» и что делать в этой ситуации – в конце статьи.

Но не только поэтому стоит дочитать статью до конца. Вы узнаете, как связана вовлечённость и социальная психология («мы с тобой одной крови»), а также вспомните универсальный закон психики, который позволяет удержать внимание не только студента, но и симпатичного мужчины. Так что, не переключайтесь 😉

Итак, сегодня у нас в фокусе 4-ый курс бакалавриата. Курс «Карьерное планирование». Приближается выпуск в свободное профессиональное плавание, и было бы неплохо представлять, что там – на рынке труда – происходит и какая карьера ждёт амбициозных и не очень выпускников.

Так думал преподаватель этого курса, готовясь отвечать на множество вопросов трепетных студентов.

В группе около 35 человек. И почти все они даже приходят на очное занятие, но...

на вопросы отвечают и хоть как-то взаимодействуют с преподавателем только 3-4 человека. Остальные тихонечко сидят в своих телефонах и ноутбуках, явно выполняя другие учебные и рабочие задачи.

Кажется, что преподаватель всё предусмотрел. Очное занятие сугубо практичное. Все вопросы и задания, которые разбираются, аналогичны тем, что будут в домашнем задании или на итоговом зачёте – прямая мотивация их делать. Задания выполняются довольно быстро и не напрягают студентов своей сложностью.

Почему же тогда группа почти в полном составе игнорирует преподавателя и его усилия?

По мнению Натальи Алимовской из «Высшей школы экономики», есть несколько моментов, с которых нужно начать преподавателю.

Во-первых, проанализировать, насколько студенты понимают значимость для себя данного курса.

Судя по их поведению, ответ на этот вопрос – отрицательный. Потому что, если бы студенты понимали, что всё, что они делают на занятиях, поможет им уже в ближайшем будущем не наломать дров, а из гранита предлагаемой науки построить крепкую карьерную лестницу, они вряд ли бы высиживали на занятии, как говорят англичане, фейс тайм – «время, когда мы видим лицо» человека, но мысленно он не с нами и только создаёт вид присутствия.

Основное, на что нужно обратить внимание преподавателю, – это сам образовательный контент.

«То, что я скажу, не будет на зачёте. Зачёт – ерунда, вы его и так сдадите. То, что я скажу, будет на собеседовании, на которое вы завтра пойдёте», – Мария, участница дискуссионного клуба.

Такая постановка вопроса заставит студентов внимательнее слушать на паре и побудит включиться в разные активности.

Студенты 4-го курса – люди уже очень занятые. Многие из них уже работают, поэтому чётко представляют ценность времени. И если в предлагаемом материале они не видят пользу для себя, они отключаются.

«Их поведение уже похоже на обучающихся в корпоративном образовании, которых насильно притащили на курсы повышения квалификации», – Наталья Алимовская.

Её коллега по дискуссионному клубу, Екатерина Соловьева, руководитель направления по развитию системы внутреннего тренерства и наставничества в Корпоративном университете «Газпром нефти» знает про подобную аудиторию не понаслышке.

«Для корпоративной среды кейс очень распространённый, – подхватила Екатерина. – Человека приглашают на обучение, но никто в этот момент не снимает с него рабочих задач, по которым стоят дедлайны и нужно писать отчёты».

Какой можно сделать промежуточный вывод?

Если в самом начале дать задания, которые помогут студентам осознать смысл и пользу этого курса для себя, то процент участвующих в занятии вырастет.

А дальше, и это во-вторых, уже можно работать с вовлечённостью через разные инструменты:

  • устные вопросы, провоцирующие обсуждение сложных тем;
  • просьба поделится своими кейсами, с которыми студенты сталкиваются на работе;
  • разные форматы заданий – и для тех, кто любит поговорить, и для тех, кто предпочитает что-то молча печатать;
  • онлайн-опросы или заполнение информации в онлайн-формах (например, Яндекс-формы)
«Раз уж они принесли телефоны и ноутбуки на занятие, что они в них сидят без пользы? Вполне могут что-то и полезное, с точки зрения преподавателя, сделать», – Наталья Алимовская.

Или погуглите ответ хотя бы, раз уж телефоны в руках 😀

Таким нехитрым способом мы «извлекаем» студентов из их реальности и «погружаем» в контекст занятия.

«Превращаем инструменты отвлечения (ноуты и смартфоны) в инструменты вовлечения», – прокомментировала этот ход Александра Дмитриева, руководитель методического отдела Центра преподавательского мастерства.

Для полноты картины не хватало только саркастического хохота преподавателя за кадром, с дьявольской ухмылкой потирающего ручки – «ага, попались!»

И третье действие преподавателя – нужно проанализировать когнитивную нагрузку.

Если всё плохо, в начале курса нужно обязательно поговорить со студентами. Обсудить, что им предстоит делать и зачем. Возможно, выстроить совместно какой-то план и даже обозначить точки, где они могут не вовлекаться и что-то пропустить.

Студенты будут благодарны за такую помощь и станут легче выходить на контакт.

Говоря про корпоративное обучение, Е. Соловьёва отметила, что если люди саботируют обучение, то для этого, как правило, есть только две причины:

1. они физически не могут в данный момент учиться

И здесь мы продолжаем разговор про когнитивную нагрузку.

«Бывает так, что человек отпахал 12-часовую ночную смену, а тут ему любящий отдел кадров предлагает компетенцию повысить и на учёбу направляет».

Как будет учиться человек, который банально хочет спать, объяснять не нужно.

2. когда ценность происходящего на обучении для него ниже, чем другие параллельные задачи

Например, когда сроки горят, для студента подготовить отчёт, который ждёт руководитель, будет важнее любых вовлекающих заданий, придуманных преподавателем или тренером.

Другими словами, альтернативная ценность учебного курса или материала должна для студента быть выше, чем текущие задачи.

Конечно, не всегда это зависит только от преподавателя...

Хотя Александра Дмитриева рассказала про интересное исследование студентов магистратуры, которое они проводили в 2023 году проводили.

Фокус-группу студентов опрашивали, готовы ли они к обучению в гибридном или онлайн-формате. Оказалось, что это миф, когда мы думаем, что если студентам магистратуры разрешить не приходить на занятия и подключаться онлайн, то никто никогда не придёт на очное занятие вообще.

Из ответов наших магистрантов:

«К преподавателю, ценность пары которого я понимаю, я с удовольствием приеду и спланирую своё рабочее расписание так, чтобы оказаться на занятии».

Есть и другие исследования, которые показывают, что студенты с гораздо бОльшим воодушевлением посещают обычные занятия и получают бОльшую удовлетворённость от очного контакта с преподавателем, чем от занятий онлайн.

Но вернёмся к той ситуации, когда студенты очно-то пришли, а вот делать ничего не делают.

Что предпринять, когда Вы столкнулись с ситуацией саботажа обучения?

1. Оцените физическое состояние студентов

Екатерина Соловьёва поделилась забавной ситуацией.

«Однажды мне поставили занятие в субботу, хотя и для меня, и для студентов это нерабочий день.
И я вижу в группе студента, которому в субботнее утро очень плохо, потому что накануне в пятницу вечером было очень хорошо.
И я понимаю, что толку от обучения ему ноль. Я ему говорю аккуратно – Друг, если ты объективно здесь сейчас не со мной, может быть, тебе стоит пойти домой и выспаться, чем сидеть и страдать?
Но нет, он принимает волевое решение остаться.
Что ж, хочешь сидеть – сиди, но мы хотя бы оба понимали, что выхлопа от такого обучения не будет».

2. Честно обсудите со студентами, что можно, а что нельзя делать во время обучения

Это нам кажется очевидным, что студенты в курсе, что во время обучения нельзя (неприлично, не принято и т.п.) пользоваться ноутбуками. А они об этом могут даже не подозревать.

Поэтому очень важно на старте обучения проговорить правила. И для разных групп ситуации могут быть разными.

Со студентами бакалавриата мы вполне можем договориться, что на время занятия мы откладываем телефоны в сторону и в ходе обучения мы с ними не взаимодействуем.

Но если мы попробуем такое сказать в группе обучающихся, чья работа завязана на телефон, например, трейдерам, то фокус не пройдёт.

«У человека на телефоне сделка на 1,5 миллиарда! Ему до вашего обучения вообще не будет никакого дела. Он весь покроется холодным потом, переживая, что пропустит важный звонок».

Из этого следует, что на обучении

  • должны быть правила;
  • правила должны не подразумеваться, а быть чётко озвученными преподавателем;
  • правила должны быть приняты группой.

Последнее происходит тогда, когда собравшиеся студенты понимают, что правила придуманы не для того, чтобы просто преподавателю было хорошо. Студенты осознают, что правила (и ограничения) работают на интересы всей группы, обеспечивая эффективность и комфорт обучения.

Проговаривая правила в начале курса, помните, что вам также следует рассказать, что делать студенту, если по какой-то причине ему нужно эти правила нарушить. Какие ситуации или причины преподаватель посчитает достаточно весомыми, чтобы отойти от предложенных правил.

«В день тренинга одна женщина ждала звонка от своей дочки, которая в любой момент могла родить ей внучку. Понятно, что в такой ситуации не стоит заставлять убирать телефон подальше.
А лучше всей группой поздравить новоиспечённую бабушку, если радостная новость придёт во время занятия.
Такая тёплая эмоциональная ситуация сплотит группу и усилит взаимодействие между участниками».

В общем, разговор про правила очень важный и долгий, поэтому, завершая его в этом пункте, хочу добавить только одну мысль:

не впадайте в крайности!

  • Не нужно жестить и закручивать гайки, требуя, чтобы всё происходило, только так, как вы сказали;
  • Не нужно стесняться и молча терпеть, даже когда ситуация мешает нормальной продуктивной работе всей группы.

3. Работайте с целеполаганием с самого начала обучения

Собравшиеся должны понимать, что их ждёт, когда, почему и какую пользу они получат от предложенного курса.

Пусть ваши занятия будут максимально ориентированы на их потребности. Помогайте студентам на своих занятиях находить ответы на вопросы, которые у них возникли на работе или практике.

4. Дайте студентам больше автономности и выбора

Предлагая различные задания, которые будут вовлекать студентов с разными учебными стратегиями и стилями общения, вы даёте возможность им повлиять на свой процесс обучения.

Когда человек чувствует, что он тоже контролирует свой образовательный путь, он больше вовлекается и меньше отвлекается.

5. Используйте групповую работу

Разделите студентов на 2-3 группы. Сразу включится соревновательный элемент, но сейчас важно даже не это.

Всегда в группе будут те, кто работают больше, и те, кто работают меньше. Это нормально.

Главное разрешите в конце работы самим студентам в группе выставить баллы за активность. Тот, кто сидел в телефоне, получит меньше. Но он хотя бы участвовал и хотя бы что-то делал.

Также этот приём работает, если нужно встряхнуть заскучавших студентов. Просто поделите их на социальные группы.

«У вас спит группа. – Поднимите руку те, кто приехал на такси. Поднимите руку те, кто живёт за городом…», – Мария, участница дискуссионного клуба.

Все сразу встрепенулись и нашли собратьев по разуму. Главное, чтобы ваша просьба поделиться была как-то связана с тем вопросом или проблемой, которую вы пытались обсуждать с «засыпающими» студентами.

Они включаются, потому что ощущают свою групповую принадлежность. Ощущают, что этот разговор – про них, и включаются в дискуссию. Это базовая социальная психология.

5. Пригласите студентов к сотрудничеству

И активно используйте гаджеты на занятии.

-2

Просите студентов самим поискать нужные данные или информацию.

Вспомните законы психики: человек больше ценит то, во что сам вложился. А уж если финансово, то и подавно.

Это правило универсально. Оно работает и в обучении, и в охмурении мужского пола.

Резюме

Студенты, даже взрослые, у которых есть много других дел, будут с удовольствием учиться, если они

  • понимают смысл происходящего
  • видят ценность того, что происходит
  • и понимают, как это к ним относится.

Продуктивное занятие – это общий результат коллективной ответственности, т.е. полученный каждым результат находится в зоне ответственности не только преподавателя, но и группы студентов.

Если моя статья вас заинтересовала, поставьте, пожалуйста лайк. А ещё можно подписаться на канал. Тогда вы всегда будете видеть уведомления о новых публикациях в своей ленте подписок.

Ваша,

Надежда Урусова

Рекомендую почитать: