Найти в Дзене
Мама стримеров

Почему студенты списывают: советы преподавателю как преодолеть сопротивление обучению

Оглавление

Вы ведёте у первокурсников очень важный предмет, который закладывает базу для их будущей профессии. А базовые навыки формируются только выполнением скучных порой, но нужных практических заданий. И вдруг вы обнаруживаете, что ваши студенты просто переписывают решения друг у друга, даже не пытаясь освоить навык самостоятельно.

Что делать в ситуации, когда первокурсники прокачивают навык списывания и саботируют качественное выполнение практических заданий?

Здравствуйте, мои дорогие подписчики! С вами Надежда Урусова. Как методолог я разрабатываю эффективные и полезные курсы для студентов и взрослых, как преподаватель обучаю бизнес-коммуникации на английском языке. В этом блоге я обсуждаю всё, что меня заинтересовало в мире образования и обучения.

и вы узнаете, какие факторы влияют на желание студентов выполнять предложенные задания и что делать, если студенты не хотят их делать.

Однако сначала немного вводных.

Это базовый курс для всего потока первокурсников, потому что каждая группа должна получить одинаковую порцию знаний и освоить базовые понятия. Как вы догадываетесь, этот фундамент поменять нельзя, но преподаватели каждый год меняют сами задания.

Студенты получают определённое количество заданий на семестр и прописанные дедлайны (срок, к которому нужно сдать работу).

Первые две-три недели, когда первокурсники ещё друг друга не очень знают и только присматриваются к своему новому окружению, они выполняют задания сами.

Как только процесс социализации завершился, начитается просто «борьба за дедлайны»:

«Нужно успеть вовремя сдать. Я сдал – галочку поставили. Всё!»

И все студенты в группе приносят задания, сделанные по одному шаблону.

Дальше больше. Ребята знакомятся с соратниками по курсу, т.е. со студентами из других групп. А это 12 групп по 30 человек примерно! Естественно, по расписанию одна из групп получает задания раньше остальных. Они их выполняют и делятся со всем потоком. Т.е. другие группы уже имеют выполненные задания до ТОГО, КАК получили их официально!

Преподаватели стараются как-то помешать такой масштабной «взаимовыручке»:

  • запрещают присылать ответы онлайн;
  • проверяют задания только на очном занятии;
  • обязательно задают несколько уточняющих вопросов.

Но эти меры не помогают. Пул вопросов быстро становится известен всем. И все группы отвечают как по шаблону.

Как видим, коммуникативные умения, без которых в наше время успеха не добиться, у студентов-программистов развиваются очень быстро, а вот навыки программирования страдают.

Почему так происходит?

Проблема в том, что первокурсники не осознают свою долгосрочную цель – стать хорошим специалистом.

«Вряд ли первокурсники – злобные буратино и целенаправленно делают что-то себе во вред», – Екатерина Соловьёва.

Они просто не понимают, что если сейчас не заложить этот фундамент в своё профессиональное развитие, то потом им же будет хуже.

Екатерина Соловьева.  Скриншот веб-дискуссии
Екатерина Соловьева. Скриншот веб-дискуссии

Наталья Алимовская поддержала эту идею:

«Цель стать первоклассным специалистом для них слишком далёкая. Навыки целеполагания и самоорганизации ещё не закрепились».

У студентов доминирует краткосрочная цель – уложиться в дедлайн. И, как следствие, возможно, такие цели как получить стипендию, не вылететь с курса и т.п.

Краткосрочная цель становится приоритетной, и студенты начинают работать на неё.

Что делать?

Наши эксперты, Екатерина Соловьёва и Наталья Алимовская поделились несколькими приёмами, которые помогут студентам осознать, зачем им нужно делать практические задания.

«Узаконить диверсию»

В данном случае мы видим, что запланированная нами индивидуальная работа не работает. Есть смысл легитимизировать групповое выполнение заданий и дополнить его этапом оценки вклада каждого участника в совместную работу.

Промежуточные точки контроля

На пути к дедлайну запланировать дополнительные точки касания, когда преподаватель выходит на связь и помогает справиться с возникшими трудностями, а также разбирает непонятные моменты и сложные кейсы.

Взаимная оценка

На этапе презентации решения участники группы имеют возможность оценить вклад друг друга.

Каждому участнику нужно набрать определённый «проходной балл» – члены команды должны сказать, что от него было больше пользы, чем вреда.

Итоговая оценка складывается из двух компонентов: оценка командной работы + индивидуальный вклад.

Однако, со взаимной оценкой нужно быть осторожным. Этот инструмент работает только тогда, когда студенты осознанные и имеют представление о корректном оценивании друг друга.

Наталья Алимовская. Скриншот веб-дискуссии
Наталья Алимовская. Скриншот веб-дискуссии

Проектный подход

Все задания выстраиваются в определённую цепочку, которая приводит к большому результату. Особенно этот подход хорошо сработает, если подключить коллег по смежным предметам, на которых в качестве итогового задания студенты должны подготовить свой проект. Пусть они работают над этим проектом и в рамках вашего курса.

Например, есть предмет «Проектная деятельность». Если задания курса «Основы программирования» будут помогать студентам готовить свой проект, у ребят будет меньше желания списывать друг у друга.

Им станут ближе задачи курса по программированию, потому что они будут знать, что им точно ещё что-то сдавать на его основе.

Вариативность по уровню

Задания создаются на трёх уровнях сложности выполнения:

  • простой
  • средний
  • продвинутый.

И студентам предлагается возможность выбирать, какой уровень сложности они хотят освоить и выполнить. Такое участие в процессе конструирования своей учебной траектории хорошо вовлекает студентов в выполнение практических заданий.

Прозрачность

Важно объяснить студентам с самого начала, зачем им эти сложности.

Сразу сказать:

«Мы понимаем, что предмет не супер интересный. НО вы вложите Х усилий сейчас, которые сэкономят вам 10Х усилий в будущем. Всё будет зависеть от того, что вы освоили», – Наталья Алимовская.

И самый жёсткий метод:

Рейтинг в связке с бюджетными местами

Итоговые оценки по каждому предмету влияют на место студента в рейтинге. А оно влияет на размер скидки или возможность учиться на бюджете. И тогда все студенты озабочены выполнением своих заданий, чтобы занять место в рейтинге повыше.

Этот способ озвучила преподаватель из РАНХигС. У них рейтинги появились относительно недавно, и она в полном восторге.

А я – нет. В «Высшей школе экономике» рейтинговая система существовала всегда. И вместо битвы за знания у нас была постоянная битва за оценку. И на пути к заветной скидке были все средства хороши. А слёзы – просто святое. Уж сколько слёзных мольб я наслушалась, после того как все дедлайны прошли и оценки выставлены. Нет, я не разделяю рейтинговый подход.

Резюме

Студенты не учатся не потому, что они ненавидят преподавателя или дисциплину и хотят всем испортить жизнь. Они действуют из экономии ресурса как нормальные живые люди и своего понимания оценки рисков.

«Обучение – это в целом не весело. Оно требует от нас ресурсов, времени, преодоления эмоционального дискомфорта», – Александра Дмитриева.

Поэтому преподавателю нужно

  • работать с мотивацией – студенты понимают, зачем им вообще этот курс нужен и как этот курс связан с их профессиональной карьерой;
  • работать со сложностью – разные студенты с разным уровнем подготовки и способностей выполняют разные по сложности задания;
  • работать с результатом – командная работа над проектом поможет студентам увидеть прикладную пользу заданий.

Если моя статья вас заинтересовала, поставьте, пожалуйста лайк. А ещё можно подписаться на канал. Тогда вы всегда будете видеть уведомления о новых публикациях в своей ленте подписок.

Ваша,

Надежда Урусова

Почитать по теме: