Вы ведёте у первокурсников очень важный предмет, который закладывает базу для их будущей профессии. А базовые навыки формируются только выполнением скучных порой, но нужных практических заданий. И вдруг вы обнаруживаете, что ваши студенты просто переписывают решения друг у друга, даже не пытаясь освоить навык самостоятельно.
Что делать в ситуации, когда первокурсники прокачивают навык списывания и саботируют качественное выполнение практических заданий?
Здравствуйте, мои дорогие подписчики! С вами Надежда Урусова. Как методолог я разрабатываю эффективные и полезные курсы для студентов и взрослых, как преподаватель обучаю бизнес-коммуникации на английском языке. В этом блоге я обсуждаю всё, что меня заинтересовало в мире образования и обучения.
и вы узнаете, какие факторы влияют на желание студентов выполнять предложенные задания и что делать, если студенты не хотят их делать.
Однако сначала немного вводных.
Это базовый курс для всего потока первокурсников, потому что каждая группа должна получить одинаковую порцию знаний и освоить базовые понятия. Как вы догадываетесь, этот фундамент поменять нельзя, но преподаватели каждый год меняют сами задания.
Студенты получают определённое количество заданий на семестр и прописанные дедлайны (срок, к которому нужно сдать работу).
Первые две-три недели, когда первокурсники ещё друг друга не очень знают и только присматриваются к своему новому окружению, они выполняют задания сами.
Как только процесс социализации завершился, начитается просто «борьба за дедлайны»:
«Нужно успеть вовремя сдать. Я сдал – галочку поставили. Всё!»
И все студенты в группе приносят задания, сделанные по одному шаблону.
Дальше больше. Ребята знакомятся с соратниками по курсу, т.е. со студентами из других групп. А это 12 групп по 30 человек примерно! Естественно, по расписанию одна из групп получает задания раньше остальных. Они их выполняют и делятся со всем потоком. Т.е. другие группы уже имеют выполненные задания до ТОГО, КАК получили их официально!
Преподаватели стараются как-то помешать такой масштабной «взаимовыручке»:
- запрещают присылать ответы онлайн;
- проверяют задания только на очном занятии;
- обязательно задают несколько уточняющих вопросов.
Но эти меры не помогают. Пул вопросов быстро становится известен всем. И все группы отвечают как по шаблону.
Как видим, коммуникативные умения, без которых в наше время успеха не добиться, у студентов-программистов развиваются очень быстро, а вот навыки программирования страдают.
Почему так происходит?
Проблема в том, что первокурсники не осознают свою долгосрочную цель – стать хорошим специалистом.
«Вряд ли первокурсники – злобные буратино и целенаправленно делают что-то себе во вред», – Екатерина Соловьёва.
Они просто не понимают, что если сейчас не заложить этот фундамент в своё профессиональное развитие, то потом им же будет хуже.
Наталья Алимовская поддержала эту идею:
«Цель стать первоклассным специалистом для них слишком далёкая. Навыки целеполагания и самоорганизации ещё не закрепились».
У студентов доминирует краткосрочная цель – уложиться в дедлайн. И, как следствие, возможно, такие цели как получить стипендию, не вылететь с курса и т.п.
Краткосрочная цель становится приоритетной, и студенты начинают работать на неё.
Что делать?
Наши эксперты, Екатерина Соловьёва и Наталья Алимовская поделились несколькими приёмами, которые помогут студентам осознать, зачем им нужно делать практические задания.
«Узаконить диверсию»
В данном случае мы видим, что запланированная нами индивидуальная работа не работает. Есть смысл легитимизировать групповое выполнение заданий и дополнить его этапом оценки вклада каждого участника в совместную работу.
Промежуточные точки контроля
На пути к дедлайну запланировать дополнительные точки касания, когда преподаватель выходит на связь и помогает справиться с возникшими трудностями, а также разбирает непонятные моменты и сложные кейсы.
Взаимная оценка
На этапе презентации решения участники группы имеют возможность оценить вклад друг друга.
Каждому участнику нужно набрать определённый «проходной балл» – члены команды должны сказать, что от него было больше пользы, чем вреда.
Итоговая оценка складывается из двух компонентов: оценка командной работы + индивидуальный вклад.
Однако, со взаимной оценкой нужно быть осторожным. Этот инструмент работает только тогда, когда студенты осознанные и имеют представление о корректном оценивании друг друга.
Проектный подход
Все задания выстраиваются в определённую цепочку, которая приводит к большому результату. Особенно этот подход хорошо сработает, если подключить коллег по смежным предметам, на которых в качестве итогового задания студенты должны подготовить свой проект. Пусть они работают над этим проектом и в рамках вашего курса.
Например, есть предмет «Проектная деятельность». Если задания курса «Основы программирования» будут помогать студентам готовить свой проект, у ребят будет меньше желания списывать друг у друга.
Им станут ближе задачи курса по программированию, потому что они будут знать, что им точно ещё что-то сдавать на его основе.
Вариативность по уровню
Задания создаются на трёх уровнях сложности выполнения:
- простой
- средний
- продвинутый.
И студентам предлагается возможность выбирать, какой уровень сложности они хотят освоить и выполнить. Такое участие в процессе конструирования своей учебной траектории хорошо вовлекает студентов в выполнение практических заданий.
Прозрачность
Важно объяснить студентам с самого начала, зачем им эти сложности.
Сразу сказать:
«Мы понимаем, что предмет не супер интересный. НО вы вложите Х усилий сейчас, которые сэкономят вам 10Х усилий в будущем. Всё будет зависеть от того, что вы освоили», – Наталья Алимовская.
И самый жёсткий метод:
Рейтинг в связке с бюджетными местами
Итоговые оценки по каждому предмету влияют на место студента в рейтинге. А оно влияет на размер скидки или возможность учиться на бюджете. И тогда все студенты озабочены выполнением своих заданий, чтобы занять место в рейтинге повыше.
Этот способ озвучила преподаватель из РАНХигС. У них рейтинги появились относительно недавно, и она в полном восторге.
А я – нет. В «Высшей школе экономике» рейтинговая система существовала всегда. И вместо битвы за знания у нас была постоянная битва за оценку. И на пути к заветной скидке были все средства хороши. А слёзы – просто святое. Уж сколько слёзных мольб я наслушалась, после того как все дедлайны прошли и оценки выставлены. Нет, я не разделяю рейтинговый подход.
Резюме
Студенты не учатся не потому, что они ненавидят преподавателя или дисциплину и хотят всем испортить жизнь. Они действуют из экономии ресурса как нормальные живые люди и своего понимания оценки рисков.
«Обучение – это в целом не весело. Оно требует от нас ресурсов, времени, преодоления эмоционального дискомфорта», – Александра Дмитриева.
Поэтому преподавателю нужно
- работать с мотивацией – студенты понимают, зачем им вообще этот курс нужен и как этот курс связан с их профессиональной карьерой;
- работать со сложностью – разные студенты с разным уровнем подготовки и способностей выполняют разные по сложности задания;
- работать с результатом – командная работа над проектом поможет студентам увидеть прикладную пользу заданий.
Если моя статья вас заинтересовала, поставьте, пожалуйста лайк. А ещё можно подписаться на канал. Тогда вы всегда будете видеть уведомления о новых публикациях в своей ленте подписок.
Ваша,
Надежда Урусова