Найти в Дзене
Строительный мир

Возрождение воздушной гавани: в России восстановят заброшенный аэропорт

Этот аэропорт открыли в декабре 1984-го. Однако по назначению прослужил он недолго. На протяжении примерно пяти лет регулярные прямые авиарейсы выполнялись по самым разным направлениям, включая Москву, Баку, Одессу, Сухуми, Минеральные Воды, Казань, Симферополь, Ростов-на-Дону, Минск, Челябинск и др.

© MROVICTOR / wikimapia.org / CC BY 3.0 (Заброшенный аэропорт Балаково)
© MROVICTOR / wikimapia.org / CC BY 3.0 (Заброшенный аэропорт Балаково)

Однако после распада СССР почти все они были отменены — самолеты летали лишь в российскую столицу. В середине 1990-х на короткое время часть рейсов возобновили. Но к концу десятилетия объект и вовсе перестал принимать воздушные суда, а в 2001-м после окончательного закрытия его исключили из Реестра гражданских аэродромов РФ.

© «Газеты Балаково» / gazetabalakovo.ru (Аэропорт Балаково во времена СССР. Его открыли в 1984 г. Он заменил одноименный объект, действовавший с 1956 г. и закрытый из-за строительства Балаковской АЭС, вблизи которой была создана запретная для полетов зона)
© «Газеты Балаково» / gazetabalakovo.ru (Аэропорт Балаково во времена СССР. Его открыли в 1984 г. Он заменил одноименный объект, действовавший с 1956 г. и закрытый из-за строительства Балаковской АЭС, вблизи которой была создана запретная для полетов зона)

Речь идет об аэропорте Балаково Саратовской области, являвшегося некогда крупным авиационным узлом всесоюзного значения. Его построили в 10 км к югу от города, в районе села Малая Быковка. Помимо пассажирского, здесь находился и грузовой терминал. Спрос на авиабилеты был огромный. В региональную столицу в конце 1980-х самолеты из Балаково летали чаще (10 рейсов в день), чем сегодня ходят автобусы.

Идея о восстановлении аэропорта впервые была озвучена на федеральном уровне в 2019 году, хотя подобный вопрос поднимался и раньше. По предварительным подсчетам, на эти цели необходимо более 9 млрд руб. Треть средств выделит Москва, остальное — инвестор, в роли которого, по всей видимости, выступит АО «Металлургический завод Балаково».

Договор на разработку соответствующего проекта был заключен в прошлом году, а в ноябре 2024-го профильное учреждение одобрило документацию. Правда, через некоторое время после публикации новость об этом была удалена с сайта Главгосэкспертизы РФ. Как ранее сообщал спикер Госдумы Вячеслав Володин, к реализации этой инициативы должны приступить в текущем году. Сдача объекта в эксплуатацию намечена на 2027-й.

© Администрация Балаковского муниципального района / admbal.ru (В 2021 г. на ВПП нанесли разметку, и здесь стали приземляться малые самолеты)
© Администрация Балаковского муниципального района / admbal.ru (В 2021 г. на ВПП нанесли разметку, и здесь стали приземляться малые самолеты)

Реконструкция аэропорта планируется параллельно с созданием балаковской агломерации. В ходе кампании предполагается восстановить взлетно-посадочную полосу длиной 2,5 км, построить перрон на пять стоянок для самолетов, рулежные дорожки и другие объекты инфраструктуры. Площадь нового здания аэровокзала составит 7,7 тыс. кв. м. Ежегодно аэропорт сможет обслуживать порядка 100 тыс. человек.

Напомним, основным аэропортом Саратовской области является «Гагарин», построенный по инициативе Вячеслава Володина. Последний анонсировал проект в 2005 году, но тогда многие скептически отнеслись к этой новости. Тем не менее, в 2019-м объект сдали в эксплуатацию. Сегодня его пассажиропоток превышает 1 млн человек в год. Примечательно, что улететь из Саратова можно в меньшее количество городов, чем некогда из Балаково.

В статье использованы изображения с сайта Администрации Балаковского муниципального района / admbal.ru и «Газеты Балаково» / gazetabalakovo.ru