Найти в Дзене
DEMIDOV

Игры шпионов: как «Кембриджская пятерка» помогала Советскому Союзу в войне с фашизмом и гонке вооружений

Одна из самых успешных разведывательных групп в мире передавала секретную информацию в Советский Союз с 1934 года. Хоть некоторые члены группы и были под подозрением, но за 15 и более лет передали НКВД и КГБ тысячи секретных документов. Количество переданной информации было настолько большим, что советское руководство даже сомневалось в правдивости всех донесений. Американская разведка предупреждала коллег из Великобритании о «кротах», но те с неохотой прислушивались. Общественность узнала о заговоре лишь в 50-е годы, когда в Англии исчезли два сотрудника Министерства иностранных дел… А про «пятерку» заговорили и вовсе после 1961 года, когда другой перебежчик - Анатолий Голицын - выдал имена троих и заявил о существовании еще двух шпионов.

Как работали и были раскрыты 5 английских аристократа на службе СССР?

Дональд Маклин и Гай Берджесс познакомились в Кембриджском университете в начале 1930-х. Они глубоко прониклись идеей социализма и были противниками капитализма. Поэтому завербовать их советским разведчикам не составило труда. И с 1934 года от них начали поступать первые сведения из Министерства иностранных дел и британской разведки. Эта информация была полезна как во времена Второй Мировой войны, так и в послевоенной атомной гонке. На двоих они передали в СССР более 10 тысяч документов с секретной информацией. Такое колоссальное количество вызвало подозрения со всех сторон: в Советах сомневались в правдивости большинства сведений, в Америке били тревогу о наличии «крота» в британской разведке под кодовым именем Гомер (Маклин). Берджесс играл роль связника, сам вербовал людей для шпионажа и складывал воедино обрывки информации.

Гай Берджесс в московском парке 1950
Гай Берджесс в московском парке 1950

О том, что «Гомера» разыскивают англичане и американцы (и даже подозревают Дональда Маклина) узнал третий член группы - Ким Филби. Боясь быть раскрытыми Филби предупредил Маклина. А из-за его тесной связи с Берджессом советские кураторы рекомендовали им «исчезнуть». И в 1951 году два шпиона перебрались в Куйбышево, где около 4 лет скрывались. Они сами себя раскрыли в 1956 появившись на пресс-конференции в Москве.

Д.Маклин с внучкой, Москва 1980
Д.Маклин с внучкой, Москва 1980

В 2019 году глава Российской Службы внешней разведки похвалили дуэт за то, что они: "более 20 лет снабжали советскую разведку самой важной информацией, внося значительный вклад в победу над фашизмом, защиту наших стратегических интересов и обеспечение безопасности нашей страны"

После исчезновения Маклина и Берджесса под подозрение попал сам Фибли, который был двойным агентом. Являясь сотрудником британской секретной разведывательной службы передал советской НКВД и КГБ около тысячи секретных документов. На протяжении 10 дет ему удавалось опровергнуть свое причастие к шпионской сети, но все поменялось в 1961 году, когда перебежчик Анатолий Голицын раскрыл Фибли. На этот момент Ким Фибли был в Ливане, откуда сумел под покровом ночи в грузовом корабле бежать в СССР.

-4

Анатолий Голицын заявил о еще двух шпионах, связанных с вышеупомянутой троицей. Но их долгое время не удавалось установить. Лишь в 1964 году появились первые сведения о шпионской деятельности Энтони Бланта, который служил во внутренней контрразведке. Бланта поймали и допросили. В обмен на иммунитет от преследования он раскрыл свою причастность, но отвечал на вопросы не охотно. За время работы на Советский Союз он предоставил около 1800 секретных документов.

Энтони Блант
Энтони Блант

Последним, кого удалось раскрыть, был Джон Кернкросс. Он был атомным шпионом, который передал в Советский Союз почти 6 тысяч документов и способствовал развитию атомного вооружения. Кенкросса считали кладезем самых секретных сведений. В особенности в то время, когда он работал в центре дешифрации, куда стекалась все самое интересное. О том, что Кернкросс был шпионом, узнали в 1964 году (он получил иммунитет от преследования). Но подтверждение того, что Кернкросс является пятым членом Кембриджской группы стало ясно только в 1989 году.

Кернкросс с женой
Кернкросс с женой

Обозначать этих шпионов «пятеркой» - не совсем верно. Есть мнение, что в группу входило намного больше разведчиков, но подтверждения этой информации нет. Наверно, те остальные, были очень хорошими специалистами, что их причастность так и не смогли доказать в полной мере.

С Советско-российской стороны обличать своих «друзей» (никак не шпионов, а именно друзей) не принято. Откровенничать по поводу причастности иностранных граждан могут разве что предатели и перебежчики.

Из того что рассекретили (а это далеко не все), у нас имеется информация только об этих пяти «друзьях», которые помогали нашей стране на протяжении десятков лет.

-7