Помните мне лет 10 назад мировая автомобильная общественность начала активно сходить с ума по электромобилям. Им предрекали не просто светлое будущее. Нет, очень многие мировые производители собирались полностью отказаться от бензина и дизеля к 2030-му или 2035-му году.
На дворе уже почти 2025-й. И что мы имеем? А мы имеем реальность, в которой наступление «электричек» откровенно говоря провалилась почти во всех странах мира.
Продажи личного «чистого транспорта» даже близко не подбираются к тем планам, которые наметили производители и чиновники много лет назад.
Более того, такие известные марки, как Ford, Volvo или Volkswagen стали активно отказываться от электрических моделей и взяли курс на возвращение к двигателю внутреннего сгорания.
Кто ещё питает какие-то надежды на «зеленую повестку», те экспериментируют с водородом и гибридами.
Насколько плохи дела у электромобилей?
В августе этого года электрические машины показали рекордное падение в старушке Европе, где на них так рассчитывали. Согласно данным аналитического агентства JATO Dynamics, по всему Старому Свету в последний месяц лета было продано 125 070 электромобилей.
Это сразу на 36% меньше, чем в августе прошлого 2023-го года. А если верить статистике Европейской ассоциация автопроизводителей, то всё ещё хуже. Они говорят, что за месяц на учёт в Европе встало 92 627 электрокаров.
Что фиксирует падение уже на 43,9%.
Если посмотреть на статистику продаж автомобилей с любым двигателем за всё тот же август, то мы увидим, что на территории Европы только один электромобиль входит в первую десятку.
Это Tesla Model Y. И то она показывает падение на 38%. По сравнению с прошлогодними результатами. Какая машина в Европе самая популярная? Бензиновый хэтчбек Dacia Sandero.
И если проводить параллель с августом 2023-го, то Sandero даже вырос на 9%.
А что происходит с электромобилями в России?
Примерно тоже самое. К примеру, в мае этого года по всей стране было продано 1107 «электричек». Это на 25% меньше, чем годом ранее и сразу на 51% меньше, чем в предыдущем месяце.
Вот такие дела.
Да и общая доля электромобилей на российском рынке ничтожно мала. В рекордный с хорошей стороны апрель россияне купили 2499 электрокаров разных марок. Для сравнения, только одну Ладу Гранту в том же апреле приобрели 21 400 раз.
Не говоря про Весту, «Ниву» и про все китайские иномарки на бензине или дизеле.
Иными словами, покорение России электромобилями идёт такими темпами, что полностью перейти на них мы сможем к 2100 году, наверное.
Хоть где-то у электромобилей получилось?
Да, пока только в Китае. Там у них всё просто прекрасно. Но секрет здесь в том, что только КНР может похвастать относительно дешевым электрическим транспортом для личного пользования.
Оно и понятно, у них получилось объединить добычу сырья, разработку технологий и само производство по полному циклу внутри страны. Поэтому ценники на электрокары примерно такие же, что и на машины с ДВС.
Какие марки уже замораживают или отказываются от электромобилей?
Одним из первых с «зеленой повестки» соскочил шведский бренд Volvo. Они объявили, что перестают вкладываться в развитие своей электрической дочки Polestar. И полностью отдают её под крыло китайской компании Geely.
Мол, пусть там сами решают, что с этим «Полестаром» дальше делать.
Вполне разумно, ведь Polestar так и не вышел на самоокупаемость, а его акции рухнули аж на 85%. Вот вам и инвестиции в «чистую энергию».
Очень мощно мода на «электрички» ударила по Volkswagen. Настолько мощно, что им грозит закрытие сразу трёх заводов на территории Германии. Впервые за 95 лет.
А ещё сокращение нескольких тысяч сотрудников. Кроме того, министерство экономики Германии досрочно завершило программу субсидирование электрическим машин.
Потому что в бюджете на это попросту не осталось денег.
Renault пока ещё не закрыло своё специальное подразделение Ampere, которое как раз отвечает за разработку электрокаров с нуля. Но компания отложила в долгий ящик выход «дочки» на биржу, так как боится повторить провальный опыт Volvo.
Очень сильно «зеленая тема» шарахнула по Ford и General Motors. Первые сократили вдвое план по выпуску электрическим пикапов F-150 Lightning, перебросил персонал на производство бензиновых машин.
Но пока ребята из Ford тратили время на «электрички», у них посыпались и машины с ДВС. Например, продажи пикапа Ford Ranger упали на 89%.
В GM менеджеры оказались расторопнее и быстренько переметнулись с чистых электромобилей на гибриды. Вроде бы пока чувствуют себя неплохо.
Настоящие озарение наступило у руководство японской Toyota. Председатель правления Акио Тойода недавно заявил, что отказ от ДВС — ошибка. По его прогнозам, «электрички» не смогут занять больше 30%.
В ближайшие десятилетия, по крайней мере. Поэтому Toyota не собирается делать на них ставку.
Почему Европа и США возвращаются к бензину?
Причина №1: Пока никто не сумел придумать народный электромобиль по доступной цене
«Электрички» продолжают оставаться игрушкой для среднего класса и откровенно зажиточных граждан. Простой работяга не может позволить себе Tesla, поэтому берет «Сандеро».
Но проблема в том, что как раз простые работяги и дают самую большую прибыль за счёт объёма продаж.
Причина №2: Электромобили по-прежнему очень ограниченны и несовершенны
Они пока так и не умеют массово проезжать на одном зарядке по 1000 км. И заряжаться 5 минут вместо 5-10 часов.
Причина №3: Чтобы насытить мировой рынок, хватило всего двух производителей
Сегодня самые успешные марки, которые продают «электрички» - американская Tesla и китайская BYD.
Но откусить кусок от электрического пирога захотели все, начиная с Ford и заканчивая Volvo. И влезли в убытки, потому что их электрокары попросту некому покупать.
А что вы скажете, товарищи? Вы хотите себе электромобиль? Или может уже купили и довольны? Или разочарованы?
Жду ваших мнений в комментариях под статьёй ниже.