Найти в Дзене

Рассказы, которые я любила читать с учениками. Часть 2

Продолжаю рассказывать, какие произведения в малой прозе я любила разбирать в учениками. Сегодня 9-11 класс. Поехали. 9 класс. 1. А. ЧЕХОВ. ТОСКА О сердечности и равнодушии. Несмотря на то что мы окружены людьми, мы не всегда получаем от них поддержку и понимание. Нас не всегда готовы выслушать. А только и надо Ионе, извозчику, чтоб его послушали. Сына он потерял, а поделиться не с кем. Впрочем, одна живая душа нашлась. 2. М. ШОЛОХОВ. СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА Не так много рассказов в 9 классе, но этот не обойдешь. С этим рассказом у меня не всё так просто. С одной стороны, есть эпизоды, знакомые всем, которые действительно вызывают душевный подъем. Для кого-то это эпизод с водкой у Мюллера, для меня это "Ваня, я твой папа". Рассказ замечательно ложится на все темы итогового сочинения: тут тебе и родина, и дети с родителями, и стойкость характера, и даже смысл жизни. Но, с другой стороны, мы все понимаем, что судьба советского солдата, вернувшегося из плена, не была так безоблачна. Конечно, н

Продолжаю рассказывать, какие произведения в малой прозе я любила разбирать в учениками. Сегодня 9-11 класс.

Поехали. 9 класс.

1. А. ЧЕХОВ. ТОСКА

О сердечности и равнодушии. Несмотря на то что мы окружены людьми, мы не всегда получаем от них поддержку и понимание. Нас не всегда готовы выслушать. А только и надо Ионе, извозчику, чтоб его послушали. Сына он потерял, а поделиться не с кем. Впрочем, одна живая душа нашлась.

2. М. ШОЛОХОВ. СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА

Не так много рассказов в 9 классе, но этот не обойдешь. С этим рассказом у меня не всё так просто. С одной стороны, есть эпизоды, знакомые всем, которые действительно вызывают душевный подъем. Для кого-то это эпизод с водкой у Мюллера, для меня это "Ваня, я твой папа". Рассказ замечательно ложится на все темы итогового сочинения: тут тебе и родина, и дети с родителями, и стойкость характера, и даже смысл жизни.

Но, с другой стороны, мы все понимаем, что судьба советского солдата, вернувшегося из плена, не была так безоблачна. Конечно, не всех ждал советский Гулаг, и всё равно не могу каждый раз отделаться от какой-то штампованности в этом произведении.

Гвозди б делать из этих людей:

Крепче б не было в мире гвоздей.

Н. Тихонов.

В 10 классе рассказам места нет. Сплошь романы. Зато в 11 классе наоборот.

11 КЛАСС.

3. И. БУНИН. ГОСПОДИН ИЗ САН-ФРАНЦИСКО.

Так много символов и аллегорий в этом рассказе. И опять же подходит под итоговое сочинение: богатые и бедные, в чем счастье, смысл жизни, брат?

-2

И что-нибудь из" Тёмных аллей". Мой любимый рассказ "Холодная осень". Не знаю, почему так отзывается у ребят эта история любви, когда счастье возлюбленных было таким коротким...

"Так и пережила я его смерть, опрометчиво сказав когда-то, то я не переживу ее. Но, вспоминая все то, что я пережила с тех пор, всегда спрашиваю себя: да, а что же все-таки было в моей жизни? И отвечаю себе: только тот холодный осенний вечер. Ужели он был когда-то? Все-таки был. И это все, что было в моей жизни — остальное ненужный сон. И я верю, горячо верю: где-то там он ждет меня — с той же любовью и молодостью, как в тот вечер. «Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне...» Я пожила, порадовалась, теперь уже скоро приду".

Я всегда ставила ролик в исполнении Аллы Демидовой с точно подобранным музыкальным сопровождением.

-3

4. Л. Андреев. Баргамот и Гараська.

Вообще очень жаль, что Андреева так мало в школе. "Кусака" в 7 классе, и вот "Баргамот и Гараська" (и то не все проходят) в 11. А ведь этот рассказ добрый, примиряющий. Он входит в так называемые "пасхальные" рассказы, где в Светлое воскресенье приходит к человеку благодать. Вчерашние враги: полицейский по прозвищу Баргамот и местный пьяница Гараська — оказываются в конце дня за одним столом. Что заставило их сблизиться? Об этом небольшой рассказ.

Гражданская война. Многие обходят стороной. Но я читаю И. Бабеля.

5. "Мой первый гусь".

-4

Разбирая этот рассказ Бабеля, я часто думаю о том времени. Когда слово "интеллигент" стало ругательным, когда те самые люди, которые "стали ходить в калошах по мраморной лестнице", стали "элитой" того времени. Страшно!

Серебряный век: обязательно "Сатирикон". Аверченко или Тэффи. Или и то, и другое.

6."Туристы родного города" Н. Тэффи.

Ох, как хорошо автор пишет о тех, кому некогда познакомиться с родным городом. Можно снять номер в гостинице и неделю гулять по Петербургу как турист. "Петербург оказался городом преинтереснейшим!"

Евгений Замятин представлен сложной антиутопией "Мы", а вот куда легче и интереснее рассказ "Часы", правда я сама прочитала его не так давно. Быстро развивающиеся события, неожиданный финал. Не рассказ, а целая новелла!

После Нового года учиться 11 классу уже лень, но небольшие рассказы ещё читать можно.

7. В. Шукшин" Крепкий мужик".

-5

Проводила мастерскую. Начинали с ассоциаций к слову "крепкий". Оказался ли герой рассказа Шурыгин крепким мужиком? В чем проявил свою "крепость"? Нужно ли было разрушать церковь? Кому она мешала?

Сейчас, когда смотрю, как директора или учителя на местах выслуживаются или показывают свою власть, так вспоминаю Василия Шукшина.

Заканчивала раньше год Довлатовым. Сейчас 11-классники как напишут свое итоговое сочинение, так о литературе больше и слышать не хотят. Мне всегда жаль уроков после НГ. А у Довлатова можно выбирать любое, хотя в последнее время юмор Довлатова все меньше понятен молодёжи.

-6

Я уже второй год не в школе, но за это время появились в моей копилке рассказы, которые я бы обсуждала с детьми, например, 8) Дж. Лондон "Мужская верность" (можно в конце 10 класса, иностр литература)

Главная мысль — нужно верить в мужскую дружбу, а не СМИ!

А еще порекомендовала бы и эти два рассказа вообще всем, не только ученикам!

9. Г. Слизар. День экзамена. 1958 г

Ещё вчера бы мы сказали, что такого финала быть не может. Но оказывается, может. О том, как ПРАВИЛЬНО сдавать экзамен в стране, где ты не принадлежишь себе, где ты должен соответствовать НОРМАМ, а не быть личностью!

10. Л. Биггл. Какая прелестная школа!

Этот рассказ хорошо бы пошел в период дистанционного обучения. Как привлечь внимание учеников к своему онлайн-предмету? Какие уловки требуются от учителей! Вообще школьная тема должна быть интересна не только учителям и ученикам, но и всем членам коллектива.

В этой теме никогда нельзя поставить точку. Каждый год можно подбирать произведения и обсуждать с ребятами!

Добавляйте!

Спасибо за внимание!

Открой школьную вселенную - флешмоб каналов: С книгой в обнимку, Аннушка и масло, Ветер в книгах, Кот-книголюб.