- Николай Островский жил тяжело. Работал с 12 лет. С 15 - воевал на Гражданской. В 16 его тяжёло ранили, но он выжил. В 17 строил железную дорогу под Киевом и подхватил тиф. В 18, спасая от ледохода сплав леса на Днепре, простудился и получил осложнение на суставы... А прожил всего 32 года.
- Как жили советские люди 100 лет назад
- Николай Островский работал с 12 лет - такова была жизнь в России при царе
Николай Островский жил тяжело. Работал с 12 лет. С 15 - воевал на Гражданской. В 16 его тяжёло ранили, но он выжил. В 17 строил железную дорогу под Киевом и подхватил тиф. В 18, спасая от ледохода сплав леса на Днепре, простудился и получил осложнение на суставы... А прожил всего 32 года.
Как жили советские люди 100 лет назад
В последние десятилетия принято всячески ругать наше советское прошлое. Порой кажется: люди не поругают советское время - кушать не смогут. Такая огромная у некоторых потребность мазать черным все, что было в Советском Союзе. Даром что это при СССР построены наши города-миллионники с действующими и сегодня заводами-фабриками, при СССР повсюду настроили школ, детсадов и больниц, это СССР победил фашистов и отправил в космос первого человека...
Подумайте логически, граждане: если бы советская власть и правда была бы настолько плоха, как некоторые нас убеждают сегодня, то видели бы мы эти впечатляющие результаты её работы? Однако логически некоторые не рассуждают, а просто огульно клянут всё, что связано с собственной же историей родной страны. Логики в этом нуль, а есть одно лишь разрушительнейшее самоедство, да и всё.
Выложив видео о сочинском Доме-музее Николая Островского, я получила несколько комментариев в духе "не может быть, чтобы Советская власть построила дом писателю" и "не может быть, Островский доживал последние дни в нищете и антисанитарии".
Дорогие мои современники! Нам с вами из благополучных 20-х годов III тысячелетия нашей эры, когда каждый из нас спит в тепле на мягком, ест каждый день минимум по 3 раза да с красивых тарелок, ездит минимум раз в год на тёплые моря, имеет хорошо оплачиваемый отпуск каждый год, машину у каждой семьи, а то и не одну вдобавок к личным компьютерам, ноутбукам, стиралкам, посудомойка, пылесосам и разным другим удобствам - трудно представить, как жилось абсолютному большинству населения в начале XX века.
Да, Николай Островский жил в плохих бытовых условиях и в Москве, куда он перебрался в 1930 году, и в Сочи, где ему как инвалиду и участнику Гражданской войны, коммунисту, выделили квартиру в 1929 году. Однако в это время он еще не был известным в СССР писателем, с чего бы и на что ему жить хорошо и заслуженно богато?
Николай Островский работал с 12 лет - такова была жизнь в России при царе
Да, вся жизнь Николая Островского - это непрекращающийся подвиг, борьба за выживание, борьба с жизненными препятствиями и недугами. Если уж на то пошло, так с 12 лет парень выживал как мог - в этом возрасте его исключили из гимназии со странной формулировкой - смысл ее в том, что он задавал неугодные и неудобные вопросы преподавателям. Так что ребенка в 12 лет выпроводили из-за школьной парты на улицу.
Не учишься - иди работай. И это был не каприз родителей Коли Островского, это было условие существования 95 % населения Российской империи, да и не только её. Иначе было не выжить.
В официальной биографии Николая Островского, опубликованной на сайте Министерства культуры РФ, сказано, что в 12 лет он работал в буфете. И ни слова о том, что работа это была мужская, предназначенная для сильных здоровых мужиков. Мальчишка трудился кубовщиком - рубил дрова, топил печи, таскал на себе тяжеленные фляги с водой, чтобы кипятить чай для железнодорожного вокзала.
В 13 лет ему дали более оплачиваемую "должность": помощника кочегара на электростанции. Отличное занятие для ребёнка, не правда ли? Когда мои современники начинают петь бравурные романтически окрашенные песни про "хруст французской булки" в Царской России, я удивляюсь - а что, они забыли, что абсолютному большинству детей приходилось работать в весьма раннем возрасте? (Вспомним хотя бы всенародно известного Владимира Маяковского, которому пришлось пойти тяжело работать в 14 лет, поскольку из гимназии его исключили за неуплату).
...В неполные 16 лет Николай Островский отправился воевать за красных, потому что ничего хорошего он в жизни от богатых не видел и всем сердцем стремился сделать жизнь справедливо устроенной. Бился с белыми в Первой Конной армии вместе с Котовским. Но через год службы получил тяжёлое ранение - солдатом быть больше не мог.
То есть парню было всего 16, а он фактически стал уже инвалидом. Не смирился со своей участью и считал себя еще вполне здоровым, поэтому продолжал трудиться. Да не абы как - а шёл на самые сложные участки восстановления экономики страны. Так и говорил: "Это моя битва". Увы, в холодной осенней, почти уже зимней воде Днепра, где Островский вместе с другими комсомольцами Киева ловил бревна лесосплава, застудил суставы. А когда строил вместе с другими студентами железную дорогу возле Киева, жил в холодном неотапливаемом помещении зимой, подхватил тиф. И вот с 18 лет (1922 года) уже не мог ходить без палочки.
Парню - 18. А он с палочкой, глаза воспалены после ранения на Гражданской, и перспектив для здоровья - никаких. И страна в разрухе. Даже Брестский мир еще не подписан. Вокруг скалится Антанта, бушуют эпидемии... Ну откуда тут богатство или даже просто безбедная жизнь?!
Но Островскому, как и другим пострадавшим на Гражданской, дают путёвки в санаторий. Много раз, начиная с самого начала 20-х годов, Островский лечится в санаториях: в Бердянске, Евпатории, сочинской Мацесте. Заметьте - в то время он еще - никакой не писатель. Обычный комсомолец, студент, рабочий.
Островский стал инвалидом и получал пенсию с 20 лет
Однако если до 1924 года (до 20 лет) Островский еще работает, то затем он и работать уже не может: только лечится и находится в санаториях. Да, ему платят пенсию по инвалидности. Заметим - в Царской России никакой пенсии для неизлечимо больных людей в принципе не существовало, да и лечить их бесплатно никто не разбежался. А Советская власть не только лечила, не только отправляла в санатории с питанием и проживанием и климатическим еще лечением, но и платила пенсию.
Да, пенсия была небогатой. Да, на эту пенсию с трудом можно было свести концы с концами. Но от голода больной человек уже не погибал, согласитесь. Да и лечение, какое было возможно в то время, получал. Это совсем, совсем немало, учитывая, что никаких запасов в Советской России не было - вся страна работала не покладая рук, трудилась - и в деревне, и в городах.
С 1926 по 1928 годы Островский живёт в Новороссийске в семье родственников. Молодцы родня, приютили безнадежно больного человека. Потом его опять отправляют лечиться в санаторий в Сочи, и здесь друзья хлопочут, чтобы ему выделили жилье. Так 25-летний инвалид, будущий пока автор книги "Как закалялась сталь", получил личное жилье во всесоюзной здравнице - городе-курорте Сочи. Скажете, это мало?
Да, квартирка в Сочи была так себе. Да, протекала крыша. Да, приходилось перетаскивать с места на место кровать Николая Алексеевича - всё так. Но зато он получил возможность круглогодично жить в Сочи в собственном жилье.
Отмечу, что в это время у нас в Свердловске в домах (их называли времянки, но нет ничего более постоянного, чем временное) при строящемся заводе "Уралмаш" и вовсе - были земляные полы. Да-да! На Урале, где зимой трещат 40-градусные морозы.
Так что протекающая крыша, которую приходилось все время чинить, в квартире неработающего, получающего пенсию инвалида в Сочи по тем временам было очень неплохо. Хотя жить в таких условиях было трудно.
И вот в 1930-м году Островский с женой переезжает в Москву. Там они вселяются в комнату коммунальной квартиры, где бытовые условия тоже оказываются совсем не ахти. Соседи без конца шумят. Жена уходит на службу и на целый день запирает Николая Алексеевича одного, потому что иначе беспардонные соседи не дадут ему жизни. Но в этих именно условиях Островский начинает писать роман "Как закалялась сталь". Пишет по ночам, пока многоголосая коммуналка Мёpтвого переулка близ Арбата спит.
Слава писателя пришла к Островскому в 27 лет
...И вот, когда Николаю Островскому 27 лет, весной 1932 года, первую часть "Как закалялась сталь" печатают в "Молодой гвардии". Кстати, его гонорар за публикацию части повести в этом журнале равняется полугодовой инвалидской пенсии. Не очень-то большая плата. Зато известность молодой писатель тут же получает всенародную. Ему пишут письма - отклик такой, что прежде ни одно произведение, напечатанное "Молодой гвардией", подобного не получало.
Неудивительно, что вскоре, осенью 1932 года, вышел первый тираж книги "Как закалялась сталь".
"Дверь жизни широко раскрылась передо мной. Моя страстная мечта – стать активным участником в борьбе – осуществилась. Закончено четырехлетнее бездействие и полуголодное, нищенское существование. Жизнь моя теперь заполнена до краев", -
пишет Николай Островский в 1932 году. До 1935 года он вместе с матерью живет в своей квартирке в Сочи. Так для его здоровья лучше. Новые главы романа "Как закалялась сталь" писатель создаёт здесь - и с января 1933 года они начинают печататься в том же журнале "Молодая гвардия".
В конце 1933 года роман полностью издаётся отдельной книгой - и вот тогда Островский получает огромную известность в Советском Союзе. В этот момент ему всего-то 29 лет. Островский общается с известными писателями того времени - Фединым, Серафимовичем.
Но что правда, то правда - удобный большой дом в Сочи для удивительно мужественного строителя советской жизни Николая Островского начинают строить лишь в 1935 году, когда интервью с ним напечатала газета "Правда". Тогда же ему предоставляют оборудованную специально для него квартиру в Москве и машину с личным водителем. Молодому писателю всего 30 лет. Врачи отмеряют ему совсем немного жизни - чуть ли не месяцы. Однако жизнелюбие Островского побеждает: он отвоёвывает у судьбы еще почти 2 года. Писатель понимает это - говорит в одном из писем так:
"Кто бы мог подумать, что у меня будет такой счастливый конец жизни, ведь, если, скажем, я нечаянно погибну, чего я не хочу, то это будет гибель на боевом посту, а не на инвалидных задворках".
В новом своем, удобном и таком прекрасном доме в Сочи Островский в итоге смог пожить всего несколько месяцев в 1936 году - даже меньше полугода.
Как дом выглядел изнутри, смотрите галерею ⏬
Но когда вы говорите: "Дали Островскому хоть в конце жизни пожить спокойно", - имейте в виду, что бедно и тяжело в бытовом плане тогда, 100 лет назад, жили почти все советские граждане, а не только неработающие инвалиды, каким был наш герой до первой публикации своего замечательного романа "Как закалялась сталь" в 1932 году.
Не стало человека великой воли советского писателя Николая Островского в декабре 1936 года, ему было всего 32 года.
А вы читали "Как закалялась сталь"?
Почитать о Советском Союзе: