Детским композитором Владимир Яковлевич Шаинский стал случайно. Как и любой человек с профессиональным музыкальным образованием он поначалу писал всякие симфонии, кантаты и оратории. Пока его не «испортил» поэт Юрий Энтин. В конце 1960-х Энтин (уже прославившийся своей работой в м-ф «Бременские музыканты») заведовал детской редакцией фирмы «Мелодия». Тогда-то к нему и обратился Шаинский с просьбой пробить на «Мелодии» запись и выпуск грампластинки со своими симфониями.
Удивительно, но в далёком 1968 году Владимира Яковлевича Шаинского всерьёз не восприняли. Когда композитор пришёл на фирму «Мелодия», его даже не пускали внутрь, посчитав, что негоже заявляться в солидную организацию в майке, джинсах и тапочках.
Тут-то Энтин и спросил неудачливого симфониста: «А детские песни вы писать умеете?». Шаинский кочевряжиться не стал, и на свет родилась знаменитая песня про Антошку.
Ю. Энтин:
«Я попросил его подождать в садике до конца рабочего дня, чтобы потом сесть за рояль в директорском кабинете. Он сказал: Мне рояль не нужен, я сочиняю на столе. Стал стучать по столу и петь: Тили-тили, трали-вали… Там всего шесть строчек. Песня получилась прямо в этот день».
Песня про оболтуса, отлынивающего от работы, но всегда готового первым примчаться к обеденному столу, звучала, на первый взгляд, неказисто. Зато сколько в ней было детской непосредственности и задора!
Энтин тут же попытался продавить «Антошку» своим авторитетом на детскую редакцию телевидения. Однако, отслушав все «Тили-тили, трали-вали!», члены худсовета зловеще попросили Шаинского выйти. После чего уже открыто выразили Энтину всю степень возмущения: «Кого вы нам привели? Этого, так называемого, композитора к детям на километр нельзя подпускать! Песня ваша дурацкая, а мотив её и вовсе украден у «Хромого короля» Владимира Мулермана». Видимо, имелся в виду запев «Тырьям-тырьям», который многие могли слышать в 4-м «спортивном» выпуске мультсериала «Ну, погоди».
К счастью на просторах СССР хватало и других редакций. Поэтому творцы часто пользовались проверенной методой — получив от ворот поворот в одном месте, просто брали и шли в другое.
Так поступили и наши герои. Следующей они посетили редакцию передачи «С добрым утром!», и с подачи Регины Дубовицкой «Антошку» мгновенно пустили в эфир. То, что песня — потенциальный хит — стало ясно в первый же день.
Ю. Энтин:
«Когда в одно прекрасное утро программа вышла, прошло всего ничего. Мы с женой стояли на Садовом кольце часа в два ночи в ожидании такси. Вдруг вижу, через все кольцо идет крепко поддатый гражданин и во всю глотку орет: “Тили-тили! Трали-вали! Это мы не проходили, это нам не задавали”. А на “парам-пам-пам!” вот так подпрыгивает…
Когда я Шаинского спросил, можно ли дать короткое определение шлягера, он сказал: “Шлягер — это песни, которые поют пьяные”. Получается, мы запустили шлягер за один день».
Неудивительно, что спустя время именно «Антошку» выдаст экспромтом герой Юрия Яковлева — Иван Васильевич Бунша — в знаменитой комедии Гайдая. Изрядно набравшись, фальшивый царь заявит древнерусским музыкантам: «Что за р-репертуар у вас? Надо что-нибудь массовое петь, современное: трали-вали, тили-тили, это нам не… тили-тили, это вам не трали-вали…».
«Массовой и современной» песня стала в 1969 году, когда на экраны вышел первый выпуск мультипликационного альманаха «Весёлая карусель». Этот проект был придуман мультипликаторами «Союзмультфильма», как своеобразная экспериментальная площадка, где они могли бы проявить себя, как режиссёры и сценаристы.
Леонид Носырев:
«Придумали создавать коротенькие авторские фильмы. Правда в то время уже выходил тележурнал «Калейдоскоп», состоящий из 2-3 сюжетов. Но нам хотелось создавать детский киножурнал, близкий по духу каждому. Разработали концепцию, начали думать, как назвать.
«Весёлая карусель» — потому что это словосочетание вбирает в себя многое. Во-первых, это тема мультипликации. Карусель кружится с первого выпуска, и с каждым последующим появляются новые сюжеты, авторы, художники».
Именно Леониду Носыреву так понравилась песенка про Антошку, что он создал на её основе мультик, ставший его дебютом. А заодно, пользуясь случаем, попросил Шаинского и Энтина сочинить музыкальную перебивку между сюжетами альманаха.
Карусель, карусель начинает рассказ.
Это сказки, песни и веселье!
Карусель, карусель — это радость для нас,
Прокатись на нашей карусели!
История про Антошку стала 2-м эпизодом первого выпуска «Весёлой карусели». Носырев создал запоминающийся образ рыжеволосого бездельника с воронёнком на плече, который позже появиться в другом его мультфильме «Рыжий, рыжий, конопатый» (там музыку сочинял уже другой композитор — Евгений Ботяров).
За Антошку пела актриса Маргарита Корабельникова, а голосами его товарищей стали дети из хоровая студия «Спутник».
Леонид Носырев:
«Мне понравилась песенка про Антошку. Веселая мелодия, озорные словечки. Сразу представился образ мальчишки. Первые ощущения очень важны. Уже потом начинает работать мысль художника и режиссера. Энтин принёс и сценарий. Но мне он не очень понравился.
Я решил, что Антошка должен быть обязательно рыжим, солнечным, свободным человечком. Который сидит где-то на природе под подсолнухом. У меня с самого детства любовь к этим растениям. Помню, рядом с нашим четырехэтажным домом, где мы жили в коммунальной квартире, были огороды. Там рос огромный подсолнух. Как-то вечером я подполз к нему и решил отвернуть ему голову. Долго мучился. Отломить подсолнух, да еще детскими руками, тяжело – он очень волокнисты и плотный. Тот подсолнух запечатлелся в моей памяти».
Позже Энтин называл мультик про Антошку первым «детским клипом» и до сих пор уверен, что рыжий оболтус — самый популярный персонаж, вышедший из под его пера.
Ю. Энтин:
«Я недавно был на Измайловском рынке, там бабушка ходит, кричит: «Антошки! Антошки!» Оказалось, она сама слепила глиняных Антошек по мультипликационному образу Носырева и продает».
*** 
Ссылки на мои другие статьи вы можете найти ниже.
Автор: Сергей Курий