Найти в Дзене
O K

Усадьба Нарышкиных в Кунцеве

Кунцево - бывшее подмосковное село, а с 1925 года - город, вошедший в состав Москвы в 1960 году.
Первое упоминание о кунцевской местности относится к 1454 году. Но ещё раньше, когда Москва была Великим княжеством, ближайшие к ней земли по берегам Москвы-реки принадлежали великокняжеским вотчинам. По некоторым данным, одним из первых владельцев этих вотчин был князь Владимир Андреевич - внук Ивана Калиты, один из участников Куликовской битвы.
В XVII веке кунцевские земли принадлежали богатым боярским фамилиям - сначала Милославским, потом Нарышкиным. Селение Кунцево вместе с соседними боярскими вотчинами перешло к дяде Петра Великого - Льву Кирилловичу Нарышкину по окончании Стрелецкого бунта в 1690 году, когда закончился период владычества рода Милославских. Лев Кириллович Нарышкин прославился как основоположник нового стиля в архитектуре - нарышкинского барокко. В этом стиле Лев Кириллович построил несколько домовых церквей в своих имениях, в том числе - знаменитый Покровский храм в

Кунцево - бывшее подмосковное село, а с 1925 года - город, вошедший в состав Москвы в 1960 году.
Первое упоминание о кунцевской местности относится к 1454 году. Но ещё раньше, когда Москва была Великим княжеством, ближайшие к ней земли по берегам Москвы-реки принадлежали великокняжеским вотчинам. По некоторым данным, одним из первых владельцев этих вотчин был князь Владимир Андреевич - внук Ивана Калиты, один из участников Куликовской битвы.
В XVII веке кунцевские земли принадлежали богатым боярским фамилиям - сначала Милославским, потом Нарышкиным.

Селение Кунцево вместе с соседними боярскими вотчинами перешло к дяде Петра Великого - Льву Кирилловичу Нарышкину по окончании Стрелецкого бунта в 1690 году, когда закончился период владычества рода Милославских. Лев Кириллович Нарышкин прославился как основоположник нового стиля в архитектуре - нарышкинского барокко. В этом стиле Лев Кириллович построил несколько домовых церквей в своих имениях, в том числе - знаменитый Покровский храм в Филях.
Лев Кириллович Нарышкин скончался 28 января 1705 года. Незадолго до своей смерти Лев Кириллович составил завещание, поделив наследство между вдовой Анной Петровной, дочерьми и сыновьями. Дочери получили в наследство вотчины в Муромской и Костромской губерниях, жене Лев Кириллович оставил 10 000 рублей, сыновьям — подмосковные владения: Фили и Кунцево. Сыновья Льва Кирилловича были ещё совсем детьми, поэтому делить между ними кунцевскую вотчину он не стал. Пётр I распорядился передать всё подмосковное имущество Нарышкиных в Поместный приказ и до совершеннолетия старшего сына Александра назначил управляющего — стольника князя Ивана Осиповича Щербатого. Вдова Льва Кирилловича после смерти первого супруга вышла замуж во второй раз за графа Бориса Петровича Шереметева - их потомки образовали графскую ветвь обширного рода Шереметевых. Старший сын Анны Петровны и Бориса Петровича - Пётр Борисович Шереметев прославился под прозвищем "крез", владея несметными богатствами и вотчинами, включая усадьбы
Кусково и Останкино.

В 1732 году братья Нарышкины разделили между собой недвижимое имущество подмосковных имений. Кунцево получил старший брат Александр Львович.
Не прославившись великими делами на благо империи, Александр Львович однако смог стать сенатором, действительным тайным советником и кавалером орденов Андрея Первозванного и
Александра Невского. Жил Александр Львович в Петербурге, имел дом и в Москве, но и о кунцевской усадьбе заботился: построил каменную церковь иконы Божией Матери "Знамение", перестроил усадебный дом, благоустроил скверы, парки и оранжереи в подмосковном имении.

Александр Львович прослыл активным царедворцем, участвовал во всех придворных интригах и был замешан в заговоре против всесильного Александра Даниловича Меншикова, когда решался вопрос, кому быть на троне после смерти Екатерины I - вдовы Петра Великого: Петру II (внуку) или царевне Анне Петровне, дочери Петра I. Тогда Нарышкин вошёл в сговор с князем Иваном Долгоруким против Меншикова. Меншиков мечтал женить Петра II на своей дочери и продолжить карьеру в качестве зятя императора. Нарышкин и его сообщники планировали женить Петра II на Екатерине Долгорукой, всеми силами стараясь убрать Александра Даниловича с политической арены. Заговор был раскрыт, Нарышкина сослали в подмосковное село «на житие». Чуть позже и сам всесильный Александр Данилович Меншиков угодил в ссылку после воцарения Петра II.
Долгорукие в процессе этого заговора пытались завладеть Кунцевом. Вместо Кунцева император пожаловал им патриаршее село Троице-Голенищево, но через месяц после пожалования Пётр II скоропостижно скончался в 1730 году, так и не успев ни на ком жениться.

Сам Александр Львович Нарышкин был женат на дочери графа Александра Петровича Апраксина — Елене Александровне. У них было два сына и три дочери. Елена Александровна при императрицах Елизавете и Екатерине II занимала придворные места среди самых приближённых дам.

Екатерина II с большой любовью относилась к семейству Нарышкиных, неоднократно выказывала почести детям Александра Львовича и Елены Александровны - Александру и Льву Нарышкиным, в дружбе с которыми императрица провела свои юные годы.
У Екатерины II остались самые лучшие воспоминания о годах молодости, и она сохранила тёплые чувства к Нарышкиным на всю жизнь.

Жили оба брата Нарышкины в основном в Петербурге, часто выезжая за границу. Петербургский дом младшего брата, Льва Александровича, отличался гостеприимством и весёлостью.

Лев Александрович слыл при дворе умным балагуром и шутом. С его участием и при поддержке Екатерины II стал выходить сатирический журнал «Всякая всячина». В журнале печатались пародии, высмеивающие в завуалированной форме пороки людей высшего общества.

Приезды Нарышкиных в Москву обычно происходили по случаю пребывания в Первопрестольной императрицы.

Летом 1763 года по случаю коронации Екатерины II весь двор был в Москве. Государыня оказала своё высочайшее благоволение Александру и Льву Нарышкиным, посетив их подмосковные дома - загородное имение Александра Александровича — Покровское - Фили и имение Льва Александровича Кунцево - Знаменское.

Сын Льва Александровича - Александр Львович, живя в Петербурге или за границей, в кунцевскую усадьбу заезжал от случая к случаю.
Главный дом усадьбы сгорел в 1812 году при нашествии Наполеона, но был заново отстроен в 1817 году.

В 1818 году в Москву в честь рождения наследника престола был приглашён прусский король Фридрих Вильгельм III, отец императрицы Александры Фёдоровны. Король ехал через Польшу, путь к Москве лежал по Можайской дороге около Кунцева, где было решено устроить вечерний отдых для короля на даче Нарышкина, с тем чтобы торжественный въезд в Москву был совершён на следующее утро.

В честь такого знаменательного события перед усадебным домом был установлен белокаменный обелиск, а позднее, в 1841 году в центре парадного двора установили привезенную из Петербурга мраморную колонну, подаренную в 1769 году Нарышкину  Екатериной II.  К тому времени в усадьбе были построены и каменные флигели по сторонам двора.

Последний раз царствующие особы - император Александр II и императрица Мария Александровна посетили Кунцево 26 мая 1861 года.

На этом заканчивается боярская история вотчины Кунцево. Последние её хозяева жили в Петербурге, в Кунцево и Москву приезжали редко. Загородный кунцевский дом Нарышкиных был велик для дачи, он строился скорее как дворец для приёма большого количества гостей. Содержание усадьбы обходилось недёшево. Очередной владелец Кунцево из потомков Нарышкиных - Василий Львович Нарышкин решил избавиться от ненужной ему собственности. Сначала часть усадьбы (городище, дубовая роща, летний дом) была продана купцу Солодовникову. Затем в 1865 году загородный дом со всей землёй и хозяйственными постройками купил Кузьма (Козьма) Терентьевич Солдатенков и выкупил пай у Солодовникова.
Кузьма Терентьевич Солдатенков прославился своей благотворительностью и основанием в Москве лечебницы, ставшей впоследствии
Боткинской больницей.
В Кунцеве Солдатенков выстроил в 1874 году на каменном фундаменте роскошный деревянный особняк, украшенный ротондой, широкими пилястрами и ленточным фризом. Солдатенков умер в 1901 году. Свою коллекцию — более 200 картин Иванова, Брюллова, Федотова, Перова и других художников; библиотеку, составлявшую восемь тысяч томов книг и 15 тысяч журналов, Солдатенков завещал Румянцевскому музею Петербурга. С 1925 года коллекция Солдатенкова вошла в собрание Третьяковской галереи, Русского музея и Государственной библиотеки имени Ленина.
В начале XX века Солдатенковы построили новый
Знаменский храм в Кунцеве, взамен старой церкви Божией Матери "Знамение".

В XX веке после революции усадьба Нарышкиных была национализирована.
Деревянный усадебный дом сгорел в 1974 году, при попытке его потушить был вычерпан весь усадебный пруд. После пожара усадебный дом вскоре был заново отстроен в кирпиче, из дерева была выполнена только башенка на крыше здания, но и она сгорела в 2014 году.

Существующий главный дом усадьбы Кунцево – копия усадебного дома Солдатенкова, выстроенная из кирпича после пожара 1974 года  В нём частично сохранён каменный фундамент дома, построенного Солдатенковым в 1874 году.

В настоящее время ведётся реставрация усадебного дома, но воссозданный мраморный обелиск с вензелем Екатерины II уже установлен на историческое место.

Кунцево хранит в памяти большое количество исторических имён.

В разное время в усадьбе жили, отдыхали и работали многие российские поэты, писатели, художники, композиторы. Михаил Лермонтов гостил в кунцевской усадьбе со своей бабушкой, правда в отсутствие хозяина, который в то время там не жил. Будущий великий поэт, которому на тот момент было 14 лет, влюбился здесь в совсем юную девочку, не ответившую ему взаимностью. Эта неудачная влюблённость сильно повлияла на формирование нервного характера поэта. Уже во времена Солдатенкова дружба с хозяином приводила сюда выдающихся современников. «До слёз наслаждался природой», — писал Лев Николаевич Толстой, побывав в Кунцеве. О поездках в Кунцево упоминал и Герцен в книге "Былое и думы". Саврасов написал картину «Вид Кунцева под Москвой». Чайковский о своей поездке в Кунцево писал: «Прелестное место… Между прочим, записал там с голоса одной крестьянки превосходную песню…» Композитор впоследствии эту песню назвал — «Соловушка».
Вдохновлявшие талантливых творцов кунцевские земли с их огромной живописной территорией составляют протяжённый лесной массив, расположенный у Москвы-реки на западе столицы.
На основе бывшей усадьбы Нарышкиных и прилегающих к ней лесов в советские годы был создан Фили-Кунцевский лесопарк площадью 280 гектаров. Часть лесопарка у самой усадьбы носит название - Ворошиловский парк В верхней части парка, к западу от усадебного дома, расположена детская площадка с качелями-каруселями. Рядом с ней находится видовая площадка с панорамным видом на новостройки столичного района Мнёвники.

В прошлом году, когда мы снимали эти осенние пейзажи, крутой берег Москвы-реки у кунцевской усадьбы был похож на заросший бурьяном лесистый склон. Последние фотографии сняты с видовой площадки, расположенной рядом с реставрируемым усадебным домом. Видео, записанное во время той нашей прогулки в Кунцеве, я постараюсь опубликовать в ближайшее время. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации.