Отправив Мишеля Нея на борьбу с Наполеоном, Людовик XVIII надеялся посеять раздор в лагере бонапартистов. Маршала любили и уважали в военной среде, а его заслуги были внушительны и неоспоримы, именно такой человек мог вступить в равное противостояние с императором.
Армия Нея выступила наперерез солдатам Наполеона, встав на пути императора. В один из дней в шатер маршала прибыл посланник от Бонапарта с посланием от императора, в котором было написано:
Я Вас приму так, как принял на другой день после битвы под Москвой.
Оценив состояние собственных войск, Ней пришел к выводу, что его солдаты все же преданы императору, поэтому решился ответить на приглашение Наполеона. Их встреча проходила за закрытыми дверями и закончилась тем, что 15 марта 1815 года маршал опубликовал обращение к войскам, которое заканчивалось словами:
Солдаты, я часто вел вас к победе. Теперь я хочу повести вас к той бессмертной фаланге, которую император Наполеон ведет к Парижу... и там наша надежда, и наше счастье будут осуществлены навсегда! Да здравствует Император!
Опубликовав прокламацию, маршал окончательно порвал с Бурбонами и вновь присягнул Наполеону. В отличие от простых солдат, далеко не все офицеры королевской армии согласились переходить на сторону императора и открыто заявили об этом маршалу, на что он им посоветовал поскорее покинуть лагерь, пока это не стало общеизвестным фактом.
Демарш Нея в Фонтенбло подорвал доверие императора к маршалу, поэтому, заняв столицу, Наполеон поручил ему отправиться на север страны для подавления роялистских выступлений, опасаясь, что во главе армии Ней может спаниковать при первых неудачах и вновь сменить знамена.
Европейские монархи резко негативно отнеслись к возвращению императора и единодушно выступили против Бонапарта. Еще до того, как Наполеон занял Париж, страны-участницы Венского конгресса спешно сформировали Седьмую антифранцузскую коалицию и объявили войну императору. Это была последняя коалиция против Наполеона.
Основные сражения новой кампании произошли в июне 1815 года. Наполеон предпочел атаковать первым, не дожидаясь завершения мобилизации в странах коалиции. Для достижения успеха в противостоянии император отчаянно нуждался в храбрых командующих, которые пользовались уважением солдат, а Ней был одним из таких полководцев. Прагматичность императора взяла верх над гордостью, и он направил посланника своему самому храброму маршалу с приказом присоединиться к армии.
Решение Наполеона оказалось верным, маршал Ней подошел с большой ответственностью к командованию корпусом, вверенным ему. Благодаря полководческим талантам маршала, Наполеон одерживает победу в сражении при Линьи, отразив атаку союзников на левый фланг наполеоновской армии.
В решающем сражении при Ватерлоо, маршал Ней действовал самозабвенно, но неэффективно. Все его атаки на правый фланг армии Веллингтона были отражены с большими потерями для французов. Мишель Ней самостоятельно возглавлял наступление, раз за разом бросаясь в гущу сражения. Под ним было убито пять лошадей, но сам маршал не получил и царапины. Складывалось впечатление, что Ней искал смерти на поле боя, надеясь погибнуть в безумной атаке, но английские пули забирали на тот свет лишь его подчиненных.
После прибытия прусской армии войско Наполеона охватила паника, солдаты спасались бегством, впрочем, как и сам император. В сложившихся обстоятельствах Ней попытался организовать отступление, но сознав, что остатки армии уже не спасти, маршал покинул поле боя.
Сражение при Ватерлоо стало последним для Наполеона, 22 июня 1815 года император вновь отрекся от престола, после чего был конвоирован на остров Святой Елены. Вместе со второй реставрацией Бурбонов, во Франции началась «охота на ведьм».
Теперь Мишель Ней стал одним из самых разыскиваемых преступников, предавших корону. Все мы прекрасно знаем итог, но сам процесс его поисков и суда застуживает отдельного внимания. Об этом я расскажу в следующей статье.
Предыдущая статья:
История маршала Нея:
История маршала Ланна:
История маршала Брюна:
История маршала Мюрата: