Несколько королей Испании укладывали в свою постель нетленное тело святого Исидора Труженика, покровителя Мадрида, чтобы излечится от недугов. Чем Исидор, поденщик мадридского землевладельца, заслужил такую честь? Он умер в 1130 году, был беатифицирован 24 июня 1619 года и в 1662 году тогдашний понтифик Григорий VI канонизировал его вместе с другими испанскими святыми, Терезой Авильской, Игнатием де Лойола, Франциском Ксаверием и Филиппом Нери. Однако все годы до канонизации тело его с большим рвением боготворили как простой народ, так и монархи.
Сочинения о жизни и чудесах святого Исидора Труженика
Исидору приписывают 438 чудес, в основном придуманных спустя несколько веков после его смерти. Многие чудеса повторяют друг друга и их можно разделить на три тематические группы: совершённые с целью укрепления культа, плювиальные (дарование дождя после молитв) и чудесные исцеления.
«Кодекс Иоанна Диакона» – рукопись на пергаменте анонимного автора на средневековой латыни, состоящая из 28 листов (высотой 30 см и шириной 20 см) и датированная примерно 1270 годом – главный источник, повествующий о жизни святого. Она состоит из двух частей, с дополнениями, сделанными в 15 веке. В нём рассказывается только о пяти чудесах при жизни святого, которые графически представлены на ковчеге, который содержит останки святого Исидора.
- Одно из чудес напоминает «чудо воскрешения Лазаря». Дочь его работодателя, Мария де Варгас, тяжело заболела. Исидор горячо молился возле постели умирающей девочки и к изумлению всех она моментально выздоровела.
- Во время длительного периода засухи он ударил мотыгой по земле, и воды потекло в изобилии, как это случилось с Моисеем, источающим воду из скалы.
- В чуде с волами Исидор, прежде чем приступить к работе, всегда посещал мессу. Издольщики Хуана де Варгаса обвинили Исидора в халатном отношении, что он бросает работу ради молитвы и пожаловались хозяину. В одно утро Варгас решил проверить так ли это и спрятался среди деревьев, но с удивлением обнаружил, что волы пашут, а управляют ими ангелы. Так Небеса вознаградили Исидора за святость и духовность. После это чуда хозяин назначил Исидора управляющим своего поместья.
- Одним зимним днем Исидор, направляясь на мельницу с мешком пшеницы, проходил мимо лесных птиц, которые тщетно скребли замёрзшую землю в поисках пищи. Он сжалился над ними и опустошил для них полмешка зерна. Но, когда он добрался до мельницы, мешок был полон, а из перемолотой пшеницы получилось вдвое больше ожидаемого количества муки.
- Жена Исидора всегда держала котелок с тушеным мясом на печи, потому что он часто приводил домой всех, кто был голоден. Однажды он привёл слишком много нищих. Мария сказала, что не сможет накормить всех. Он настоял, чтобы она проверила котелок и, чудо, в нём оказалось столько тушеного мяса, что хватило всем и ещё осталось. Это чудо напоминает два чуда, сотворённых Иисусом Христом, «Насыщение 5000 людей» и «Насыщение 4000 людей».
В кодексе также говорится, что Исидор силой молитвы мог вызывать дождь, когда это было необходимо.
Остальные чудеса добавлены из устной традиции в процессе его беатификации несколькими агиографами. Среди исследователей его жизни сам Лопе де Вега, по сведениям которого Исидор родился в мусульманском Майрите (первоначальное название Мадрида) около 1080 года в семье мосарабских поселенцев, Педро и Инес, набожных людей. Территория Мадрида тогда входила в состав тайфы Толедо. Он был крещен Исидором в честь святого Исидора Севильского (архиепископа Севильи в эпоху вестготов). Около 1085 года войска Альфонсо VI Храброго (Леонского и Кастильского) отвоевали Мадрид у мусульманского государства.
Рыцарям, сражавшихся в армии Альфонсо VI, предоставлялись владения и концессии над завоеванными землями. Одним из них был Хуан де Варгас, его владения простирались на новое королевство Толедо, долину Харама, Мансанарес и берега Тежу. Отношения между семьей Исидора и семьей Варгас основывались на договоре аренды, который свободно продлевался обеими сторонами.
Район, в котором жила семья Исидора, был нестабильным в военном отношении, он находился недалеко от границы между христианским и мусульманским (Эстремадурой) королевством. Эмир Али ибн Юсуф в 1110 году расположил войска в центре Пиренейского полуострова, и, спасаясь от арабских вторжений в Мадрид, семья Исидора переселилась в Торрелагуну. В рассказе о юношеской жизни Исидора обнаруживается смесь исламских и христианских моделей святости, что было характерно для Мадрида в 12 веке. В Торрелагуне Исидор женился в возрасте 18 лет на Марии Торибии (Санта-Мария-де-ла-Кабеса). Там у них родился сын Илан.
2 апреля 1212 года проливные дожди размыли кладбище церкви Святого Апостола Андрея Первозванного, где был похоронен Исидор, и тело его было обнаружено в нетленном состоянии. Рассказывали, что он явился Альфонсо VIII Кастильскому, и показал ему скрытый путь, благодаря чему король застал врасплох мавров и одержал победу в битве при Лас-Навас-де-Толоса 16 июля 1212 года. В благодарность он построил часовню в честь Исидора в церкви Сан-Андрес (Святого Андрея) и поместил его нетленное тело в деревянный «мозаичный» ковчег.
На пути к беатификации
В 1561 году Филипп II учредил в Мадриде свой двор и обнаружил, что у города есть покровитель, но он не был официальным святым. В следующем году на муниципальном заседании начали отстаивать необходимость беатификации непогрешимого Исидора, нетленное тело которого сохранялось в церкви Сан-Андрес (Святого Андрея). Рехидоры (члены городского совета) из двух знатных мадридских семей, Варгас и Луханес, воспользовавшись тем, что в Рим отправляется новый посол с другим поручением Филиппа II, чтобы «тело францисканского монаха Диего из Алькалы, было канонизировано», просили его ходатайствовать и об Исидоре.
Тридентский собор собирался навести порядок во всех местных «святых». Но на этот раз победил Диего из Алькалы, которому был предан психически неуравновешенный наследник испанского престола, Дон Карлос, принц Астурийский (сын Филиппа II и Марии Португальской). Во время болезни в постель ему клали мумию этого монаха. Его беатифицировали в 1589 году, и на празднике в Алькале присутствовал сам король.
Надо признать, что это одна из констант процесса беатификации Исидора – его предлагали всегда в компании с кем-то. С Диего из Алькалы, с Дамасом (Дамасий I), которого поддерживала другая фракция рехидоров Мадрида, в конце концов, с Терезой Авильской, Игнатием де Лойола, Франциском Ксаверием и Филиппом Нери.
После канонизации Диего де Алькала, за которого выступал сам Филипп II, стали регулярно появляться труды и публикации об Исидоре, восхваляющие его. Мадрид все ещё оставался без официального святого покровителя. Поэма Лопе де Вега об Исидоре вышла в 1599 году. В 1602 году Лопе опубликовал второе издание поэмы, и на этот раз на титульном листе был представлен не суровый земледелец Исидор, а появился образ святой Марии.
В 1611 году из Рима пришло указание, провести допрос, чтобы выяснить, нужно ли беатифицировать Исидора. В 1612 году допрос провели в Мадриде. 270 человек пришли дать показания, из них большинство женщины. Количество чудес росло в геометрической прогрессии.
В 1617 году Лопе написал и опубликовал динамичную комедию об Исидоре. В 1622 году вышли ещё два его текста – о детских и юношеских годах Исидора. Изобретательность Лопе де Вега поражала, и она пришлась по вкусу мадридцам.
В комедии 1617 года воссоздан вымышленный образ, основанный на сочетании доминиканских документов, народных традиций и собственных изобретений Лопе. Кроме того, это был текст выраженного политического характера. В то время правительство Испании во главе с герцогом Лерма понимало необходимость возвысить крестьянский труд среди череды неурожаев (1594 назвали «годом великого голода»), эпидемий чумы (с 1596 по 1602 год). Развитие сельского хозяйства стало частью политической программы герцога Лермы.
Нет покоя мощам святого
Хуана Мануэль де Вильена – супруга графа Энрике де Трастамара, будущего короля Кастилии Энрике II (1334–1379) – была первой, кто обрушила своё «безумие» на мумию. Очевидно, она оторвала руку святому, чтобы наслаждаться его чудесами единолично, но в итоге ей пришлось вернуть её.
Изабелла I Кастильская отправилась поклониться телу с несколькими придворными дамами, одна из которых так неистово лобзала ноги мумии, что откусила ей палец. Именно Изабелла завела обычай, каждый раз, когда заболевали монархи, они вверяли себя святому для исцеления.
Согласно хроникам, Филипп II, будучи принцем, вылечился после того, как выпил воды из чудесного источника, который святой Исидор высек на лугу, на правом берегу реки Мансанарес (место, изображенное Франсиско Гойя на картине Луг у Сан-Исидро). В 1528 году по приказу Изабеллы Португальской рядом с источником построили скит в честь святого Исидора (Эрмитаж Сан-Исидро-дель-Кампо).
Первый, кому в постель уложили нетленное тело, был Филипп III. Возвращаясь из поездки в Португалию в 1619 году, Филипп III тяжело заболел в Коваррубиасе – лихорадка, рвота, понос. Как сообщает на своём сайте Королевская академия истории, на тот момент и до самой смерти он находился в депрессивном состоянии. В течение 53 дней он был прикован к постели, покрытый язвами и абсцессами.
Сопровождающие короля опасались, что до Мадрида он не доживет. Они привезли в этот город мумию святого Исидора и уложили в постель Филиппа. Странный ритуал сработал, монарх почувствовал себя лучше и архитектором этого чуда посчитали святого.
Это был момент всеобщего ликования, по городу распространили две тысячи экземпляров на испанском языке и тысячу на латыни «краткого изложения беатификации». Диего де Баррионуэво-и-Перальта (дипломату и политику на службе Филиппа) поручено оставаться в Риме и решительно добиваться канонизации Исидора Труженика. Радость была настолько велика, что доминиканец Доминго де Мендоса (главный пропагандист и основатель праздничной религиозной культуры в Мадриде в конце 16 – начале 17 веков) просил эксгумировать тело жены Иосифа и привезти его из Торрелагуны.
У Марии Торибии своя история, она тоже творила чудеса и имела видения. После смерти она получила прозвище «Кабеса» (Санта-Мария-де-ла-Кабеса). Это связано с тем, что главная реликвия – её череп, почитаемый на протяжении нескольких столетий. В 1654 году по приказу короля Филиппа IV её останки эксгумировали и перевезли в Мадрид из францисканского монастыря Торрелагуны, чтобы покоиться вместе с мощами мужа. Эту операцию проводили тайно, поскольку жители Торрелагуны категорически не хотели расставаться с ними. С 18 века они хранятся в соборной церкви святого Исидора на улице Толедо в Мадриде.
24 июня 1619 года Исидор был причислен к лику блаженных По этому случаю мадридские серебреных дел мастера подарили ему новый ковчег из серебра и бронзы.
Филипп умер 31 марта 1621 года от бактериального дерматита, обострения болезни, которая наблюдалась двумя годами ранее. Перед смертью Филипп просил святого быть его посредником перед Богом Отцом.
Филипп IV твердо решил канонизировать Терезу Авильскую и Исидора Труженика. И Мадрид не остановился, пока не добился того, что и без того популярный среди испанских верований, жизнеописаний, искусства святой был провозглашен Римом святым. Но добился необычным способом. Надо сказать, что Рим не особенно жаждал канонизировать Исидора. Папе решили послать в подарок реликвию – палец святого. Но тело ещё оставалось в Коваррубиасе и папе пришлось послать саван, в который оно было завернуто.
Грандиозные празднества, устроенные в Мадриде в 1622 году, не только смягчили траур по смерти Филиппа III, но и позволили некоторым знатным семьям на долгие века скрепить своё имя с Мадридом (в частности, семья Варгас), а самому городу прославлять собственного святого. По этому поводу историку Хайме Бледа было поручено создать версию «Кодекса Иоанна Диакона».
Церковь Сан-Андрес украсили как никогда, в ней развесили гобелены, привезенные из Китая. Проводились поэтические конкурсы, а на Пласа-де-ла-Себада вывесили огромную картину с изображением пашущего Исидора с парой волов. Садовники Мадрида украсили путь большой процессии фруктами из своих садов. Первой была колесница Сатурна, символизирующая счастливую эпоху, когда люди жили за счет плодов земли.
После смерти Филиппа III следующие короли Испании в случае своей болезни спешили «обняться» с мумией Исидора. Следующий, кто это сделал, был не кто иной, как Карл II Зачарованный. Лицо этого короля, увековеченное в картинах, – образец ужасного воздействия брачной политики, которую Габсбурги проводили более века. Правление Карла II ознаменовалось серьёзными проблемами со здоровьем монарха, который, в конце концов, сам поверил, что стал жертвой какого-то проклятия. Но инбридинг был не проклятием, а генетическим препятствием. Коэффициент отношения достигал 0,25 процента, что эквивалентно плоду отношений между единоутробными/единокровными братом и сестрой.
Принимая во внимание те лишения, через которые ему пришлось пройти в своей жизни, уложить мумию святого Исидора в постель монарха было, пожалуй, одним из самых доброжелательных действий. Личный слесарь Карла II по имени Томас даже выбил зуб святому, и король хранил его под подушкой до самой смерти.
К исцеляющей силе святого прибегала и вторая жена Карла II, Мария Анна Пфальц-Нойбургская, после того как летом 1691 года она серьезно заболела из-за тех средств, которые придворные врачи использовали для провоцирования беременности. Над королевой были совершены последние таинства, а тело святого крестным ходом доставили в королевский дворец, чтобы он мог ходатайствовать об исцелении государыни. Девять дней подряд в монастыре Дескальсас-Реалес проходили молебны. В начале октября 1691 года болезнь пошла на убыль, и при дворе были устроены празднества в честь выздоровления королевы. Когда Мария Анна Пфальц-Нойбургская исцелилась, она заказала серебряный ковчег для хранения мощей святого.
Со смертью Карла II в Испании произошла смена династии, но Бурбоны также встали на путь мумиетерапии. Первая жена Филиппа V, Мария Луиза Савойская, однажды сказала, что некой герцогине удалось заполучить палец от святого Исидора. Она раздавила его, чтобы приготовит мазь, которой она обмазала своего больного сына, и он исцелился.
Чудесная мумия ночевала у Марии Амалии Саксонской, жены короля Карла III (сына Филиппа V и его второй жены, Елизаветы Фарнезе). Она прожила всего 35 лет, устав от многочисленных родов (в течение шестнадцати лет она родила тринадцать детей), частых болезней, даже падения с лошади, хотя была искусной наездницей. Кроме того, королева была заядлой курильщицей кубинского табака. В конце концов, Мария Амалия заболела плевритом, её отвезли во дворец Буэн-Ретиро, где её и посетил святой Исидор. К сожалению, мумия не оказала ожидаемого эффекта, и королева умерла в сентябре 1760 году.
В любом случае это не помешало её супругу, Карлу III, прибегнуть к помощи святого Исидора. В декабре 1788 года тело святого высотой около 1, 75 метра было доставлено к одру умирающего от оспы монарха.
«Завернутое в саван тело четыре королевских капеллана вынули из саркофага и с глубоким благоговением и уважением поднесли его к ложу Его Величества. Сумильер де Корпс (главный камергер, отвечавший за внутренние покои) опустился на колени, согнувшись так, чтобы тело святого лежало на его теле, а король мог поклониться ему». (из «Литературный мемориал Мадридского двора», декабрь 1788 года).
Духовник короля посоветовал ему испросить у святителя о физическом здоровье, но монарх сказал следующее: «Чего желаю и прошу у Тебя, Святый Мой, так это духовного здоровья и чтобы Ты получил от Господа спасение души моей, так как спасение тела и всего в этом мире мало для меня имеет значения».
Карлу III привезли и реликвии жены святого Исидора, Санта-Мария-де-ла-Кабеса, – две берцовые кости и главное череп. Король поцеловал их с величайшей преданностью и нежностью.
Мумия святого Исидора ещё раз возвращалась на королевское ложе во время болезни Фердинанда VII с 18 сентября по 15 октября 1832 года, как сообщает Конгрегация Святого Исидора на своём сайте. Король умер 29 сентября 1833 года после тяжелого приступа подагры.
Чудеса святого в современное время
В 1896 году Святой Исидор сыграл особую роль в связи с засухой и войной на Кубе.
5 мая газета El Movimiento Católico с энтузиазмом восклицала: «Дождь пошел рано утром, несмотря на северный ветер, который преобладал весь день. Дождь пошел в пять часов утра, и в одиннадцать часов он еще идет, хотя и не очень сильный, но небо пасмурное, какого мы не видели уже два месяца... Из некоторых провинций приходят телеграммы о том, что начался дождь, и хотя часть урожая спасти не удастся, можно быть почти уверенным, что мы будем избавлены от ужасных последствий страшной засухи, которой небо захлестнуло нас этой весной».
Далее газета сообщала, кого следует благодарить за дождь: «Зрелище, которое вчера представил Мадрид, было чрезвычайно утешительным и назидательным. Весь город стоял на улицах, ожидая, когда пройдет процессия с телом благословенного покровителя города и двора».
К святому Исидору обращались с просьбой об окончании войны на Кубе и победой испанского оружия:
«Испания не хочет терять свой традиционный характер, который Марселино Менендес-и-Пелайо определил очень удачной фразой – народ вооруженных богословов. Именно поэтому страна прилагает усилия, поражающие весь мир, посылая 150 000 человек на Кубу, и преклоняет колена здесь, на полуострове, у подножия своих самых любимых образов и самых почитаемых реликвий, чтобы просить Бога армий о победе нашего оружия, а Бога милостей – о хлебе насущном».
Мумию святого Исидора Сан-Исидро выставили для почитания верующих на алтаре церкви его имени, которая в то время служила кафедральным собором. Весь Мадрид принял участие в шествии, чтобы увидеть её.
Несколько лет спустя, в 1901 году, когда Испания уже потеряла Кубу и Филиппины, один из епископов опубликовал письмо, в котором говорил об антирелигиозном климате в стране, приводя в пример недавно вышедшую на экраны драму «Электра» Бенито Переса Гальдоса. По его мнению, антирелигиозная политика правительства привела к потере последних испанских колоний.
Республиканская газета El País гневно отреагировала на это:
«Господи ты Боже мой! и у кого хватит смелости утверждать и поддерживать подобное? В Испании не хватает религии, когда страна превратилась в монастырь. Нетленное тело Святого Исидора Труженика шествовало по Мадриду, чтобы избежать ущерба, нанесённого засухой. Чудаковатые генералы, бравые полковники, почтенные командиры и капитаны возлагали на мумию свои кресты и мемориальные дощечки. Монастыри множились, как грибы в густой чаще, а высшее духовенство содержалось за этот счёт, как возможно и сам Карл VII не баловал его. Никогда, никогда Испания не достигала той степени набожности, преданности и религиозности, которой она достигла в период, предшествовавший войне, а один епископ все еще осмеливается утверждать, что безверие нас погубило!».
Святой Исидор Труженик объявлен покровителем испанских фермеров Иоанном XXIII в булле 1960 года.