Найти в Дзене
Да ладно?!

Ремезов и Великая Татария: загадки истории

Для меня лично остается феноменом личность Семёна Ульяновича Ремезова: энциклопедист Сибири, масштабный картограф, талантливый архитектор, строитель, географ, историк, талантливый художник, писатель и много кто еще. Недаром его величают сибирским Леонардо да Винчи и предтечей Ломоносова. Ремезов – фигура, окутанная тайной и парадоксами, как и Великая Татария - империя со столицей в Тобольске, где он жил и трудился. Его скрупулезный подход и внушительный вклад в развитие науки и культуры Сибири делают его подобием гения, который, обходя рамки своего времени, сумел создать наследие, не утратившее своей значимости и до наших дней. Удивительно, что историческая память о нём остается такой скромной: отсутствие знатного титула, портретов и даже должного признания в научной среде подчеркивает, что что-то в его истории нечисто... Жил и творил этот выдающийся деятель в Тобольске, в эпоху, мягко говоря, сложных потрясений (рубеж XVII - XVIII веков). В учебнике Уильяма Гутри «Новейшая всеобщая

Для меня лично остается феноменом личность Семёна Ульяновича Ремезова: энциклопедист Сибири, масштабный картограф, талантливый архитектор, строитель, географ, историк, талантливый художник, писатель и много кто еще. Недаром его величают сибирским Леонардо да Винчи и предтечей Ломоносова. Ремезов – фигура, окутанная тайной и парадоксами, как и Великая Татария - империя со столицей в Тобольске, где он жил и трудился.

Его скрупулезный подход и внушительный вклад в развитие науки и культуры Сибири делают его подобием гения, который, обходя рамки своего времени, сумел создать наследие, не утратившее своей значимости и до наших дней. Удивительно, что историческая память о нём остается такой скромной: отсутствие знатного титула, портретов и даже должного признания в научной среде подчеркивает, что что-то в его истории нечисто...

Жил и творил этот выдающийся деятель в Тобольске, в эпоху, мягко говоря, сложных потрясений (рубеж XVII - XVIII веков). В учебнике Уильяма Гутри «Новейшая всеобщая география» (1809 год) Тобольск упоминается как главный город Великой Татарии.

Будучи современником Перта I Семён Ремезов успел составить такие фундаментальные труды как:

  • Хорографическая книга Сибири (1697—1711);
  • Чертёжная книга Сибири (1699—1701);
  • Служебная чертежная книга (1702 — 1730):
  • История Сибирская, вошедшей в историческую литературу как Ремезовская летопись (1703).

С 1698 года Семен Ульянович назначается главным архитектором Тобольска. По его проектам были построены:

  • проектам Гостиный двор, Рентерея и Приказные палаты Тобольского кремля;
  • Петропавловская церковь в Троицком Тюменском монастыре.

Основываясь как раз-таки на его картах и картах западных авторов можно сделать вывод, что в тот период территория западнее Уральских гор еще не принадлежала целиком России. И именовалась она не иначе как Татария. Столицей которой на тот период и был город Тобольск.

-2

Более того, происхождение фамилии Ремезовых тоже к русским корням, похоже, не имеет отношения. Так как дедушка и папа Семена Ремезова были зарегистрированы в окладных книгах Тобольска в так называемом «литовском списке». Это означало, что их имена вошли в перечень, в который традиционно записывались служилые люди, происходящие из Польско-Литовского государства. В работах же Ремезова часто можно встретить разнообразные элементы польского языка, а некоторые термины написаны в буквальном переводе с польского.

Отношение литовского княжества с татарами были в то время весьма тесными. С XIV века многие представители ханских династий проживали Литве. Великий князь Витовт с охотой относился к их присутствию, предоставляя им безопасность и наделяя участками земли. В ходе междоусобных войн в Великой Татарии тысячи татар переселились на земли Великого княжества.

Касательно литературных произведений Ремезова тоже много интересного. Например, "Хорографическая книга Сибири" долгое время считалась безвозвратно утеряна, однако в 1958 году рукопись была опубликована в фототипическом формате под названием «Атлас Сибири» в Амстердаме. Это издание, выполненное черно-белым способом, было подготовлено к печати Левом Соломоновичем Багровым. Сам оригинал атласа был вывезен из России историком Л. С. Багровым в 1918 году. С 1956 года и до сегодняшнего дня этот экземпляр хранится в библиотеке Гутон (Houghton Library), принадлежащей Гарвардскому университету.

Ремезов и Великая Татария: загадки истории
Ремезов и Великая Татария: загадки истории

Последние упоминания о Ремезове датируются 1720–1721 годами, когда в Тобольске с ним встречались немецкий ученый и путешественник Даниэль Готлиб Мессершмидт, а также шведский офицер Филипп Иоганн Табберт фон Страленберг, который оказался в плену. Вернувшись на родину, фон Страленберг на основе информации, полученной от фигуры нашего рассказа, издает работу, ставшую прототипом "Родословной истории татар" Абулгази хана.

Что еще странно в истории этого выдающегося деятеля?

  1. За все свои заслуги он не получил титула дворянина, не вписан в общий гербовник дворянских родов российской империи;
  2. Нет ни одного прижизненного портрета Семена Ульяновича. Ни на одну из его книг, сборников, списков карт не помещена (как обычно это делается) иллюстрация автора.

Да и как вообще один человек того периода времени мог столько сделать, собрать, придумать и воплотить при жизни?

Семён Ульянович Ремезов — это не просто персонаж истории, а настоящая загадка, окутанная множеством вопросов и парадоксов. Его неоценимый вклад в развитие науки и культуры Сибири и по сей день вызывает восхищение, интерес и... вопросы. Как мог человек, обладающий столь многогранными талантами, быть так незамеченным своим временем и историей? Или попросту, все копившиеся труды в поверженной столице Татарии (г.Тобольск) были вывезены победителя и позже приписаны данному заурядному чиновнику?